Модель нового идеального человека

Оценить
Когда же политиканы прекратят эксплуатировать десять заповедей? Ничего лучше им не удастся придумать никогда

Выбегалло оторвался от стереотрубы, прокашлялся и сказал: «Мы будем иметь здесь наш образец, наш символ, нашу крылатую мечту! И мы, товарищи, должны встретить этого гиганта потребностей и способностей соответствующим образом, без дискуссий, мелких дрязг и других выпадов. Чтобы наш дорогой гигант увидел нас, какие мы есть на самом деле, в едином строю и сплочёнными рядами. Спрячем же, товарищи, наши родимые пятна, у кого они ещё пока есть, и протянем руку своей мечте!»

(Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»)

Стереотруба здесь как нельзя к месту. Дело почти военное, фронтовое.

Когда объединенный народный фронт (не вижу оснований писать эти слова с прописных букв) еще только создавался в первый раз, Саратов насмешил всю страну. Насмешки вызвало сообщение, что село Большой Содом всем населением своим вступило в ОНФ. Некоторые даже не верили, что такое село существует.

Очередное послание к содомцам (содомитам?)

Есть такое село, привожу справку.

«Село в составе Свободненского городского поселения Базарно-Карабулакского района. Основано в 1789 г. 297 жителей. Дворов 114. Газифицировано. Легенда: в стародавние времена село называлось Покровское – в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Люди там жили благочестивые и глубоко верующие. Но в середине позапрошлого столетия приехали в Покровское два молодых барина. И началось. Ни один день не проходил без скандала, драки или попойки. Вслед за господами развратились и крестьяне. Началось повальное пьянство. И сколько ни уговаривал местный священник односельчан одуматься, всё без толку. Разозлившись, пришел он однажды к барам и молвил: «Не достойны вы носить имя Покрова. С этого дня за грехи ваши будете называться Содомом», – с этими словами покинул батюшка гадкое место. Так гласит легенда».

Не знаю, как нравы царят там сейчас. Не знаю даже, как называют себя жителя села. Надеюсь, что не содомитами. Скорее, содомцами. Ибо классическое (библейское) именование в период борьбы с однополой любовью совсем уж не красит людей. Тем более поголовно ставших членам фронта.

Меня, кстати, смешки в адрес поселян никогда особо не веселили. Ну живут люди в названном так месте, чем они виноваты? Больше привлекло сообщение, что одновременно с Большим Содомом всем коллективом вошло во фронт энгельсское похоронное бюро «Ритуал». Была в этом, знаете ли, какая-то символика.

Не знаю, остались ли по сию пору в составе фронта село и могильщики. Скорее всего, да, сообщений о выходе никаких не было. Впрочем, после саратовского подарка фронт надолго замолчал. Наверное, пытался понять, что же он такое есть.

Новый импульс поступил уже в этом году. В конце марта – почти через два года после объявления о создании фронта – состоялась учредительная конференция, на июнь намечен съезд. Но и за это время полуформального состояния фронт успел отметиться. Мало кто знает, что дезертир из «Справедливой России» Александр Сидякин, тот самый, которому доверили прочитать подготовленный в администрации проект драконовского закона о митингах, прошел в думу как фронтовик. Уже одного этого достаточно, чтобы нормальные люди могли определить свое отношение к данной формации.

Библейско-пионерский коктейль

Готовясь, наверное, к тому, чтобы заменить «Единую Россию» на политических сцене, фронт погрузился в муки креатива. Правда, идеи фронта всё больше напоминают призыв «Назад в СССР». Предложение о реанимации звания Героя Труда. Отметим, первое награждение уже состоялось. Врач, шахтер, землероб, токарь, дирижер. Странно, что не было сталеваров. Неужели в концерне господина Мордашова «Северсталь» нет передовиков труда? Были обойдены вниманием представители таких важных структур, как следственный комитет, ОМОН, НТВ с ГТРК. Уверен, их время еще впереди, и звезды героев засияют и на пиджаке Мамонтова, и на кителе Маркина.

Бурный поток креатива – по всей видимости, от куратора фронта Дмитрия Бадовского – на этом не иссяк. На свет появился кодекс этики гражданского активиста. Мы-то привыкли, что гражданские активисты – это те люди, которые идут наблюдателями на выборы, едут волонтерами в Крымск, ходят на Болотную площадь. Но на этот раз имеются в виду совсем другие персонажи. Которых еще не существует в природе, их еще предстоит создать. Каким образом? Для этих целей создан Кодекс этики гражданского активиста. Что можно сказать по поводу этого духоподъемного документа?

Первым делом хочется спросить: когда подобные деятели прекратят эксплуатировать десять заповедей? Ничего лучше им не удастся придумать никогда. Был же прецедент – моральный кодекс строителя коммунизма – изложение тех же заповедей в свете идей марксизма-ленинизма. И где тот кодекс, где, собственно, коммунизм? Но история нашей страны – в нашей стране – никого и ничему не учит.

Второе, на что автор обратил внимание, – это какой-то просительный, неуверенный тон двадцати заповедей от ОНФ. Нет в них категоричности. То ли дело была клятва советского пионера. К борьбе за дело (забыл, какое) будь готов! Всегда готов! Справедливости ради надо отметить: напустить тумана, избежать конкретики – это такой тренд современной власти. Вспомните предвыборные обещания Путина. Что-то вроде к 2020 году создать такие условия, чтобы каждая молодая семья получила возможность иметь свою квартиру. Вроде всё гладко, но ни о чем. Кто должен создать условия, какие это должны быть условия? И потом, получить возможность иметь квартиру и просто ее иметь – разные вещи.

Двадцать ступеней в небо

Вот они – двадцать заповедей. Грешен, не смог удержаться от небольших комментариев.

Гражданский активист при осуществлении публичной деятельности берет на себя следующие обязательства.

1. Соблюдать Конституцию России, федеральный закон «Об общественных объединениях», законодательство Российской Федерации, настоящий Кодекс этики, руководствоваться общепринятыми морально-нравственными нормами.

Простите, конечно, но каждый гражданин страны обязан соблюдать всё перечисленное, за исключением самого кодекса.

2. В своей деятельности исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

На самом деле пункт № 2 внушает опасения. С чего бы общественникам обещать, что они не будут нарушать неприкосновенность частной жизни, семейной тайны и т. д.? Это больше походит на перечень обязанностей полицейского. И потом, у нас в чем клянутся, то чаще всего и нарушают.

3. Демонстрировать верность принципу «закон един для всех», приверженность исключительно правовым (судебным, где это необходимо) способам решения проблем.

Тут тоже много занятного. Прописана, например перспектива судебных разбирательств. С кем судиться будем? Ну а как руководствоваться принципом «закон един для всех», фронтовикам надо учиться у старших товарищей из ЕР.

4. Избегать любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.

5. Проявлять уважение к убеждениям, традициям, культурным особенностям этнических и социальных групп, религиозных конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному миру и согласию.

6. Быть вежливым, не допускать грубости, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений.

7. Не высказывать угроз, оскорбительных выражений, не предпринимать действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

8. Воздерживаться в публичной полемике (в массмедиа и социальных сетях) от некорректных высказываний, избегать необоснованной критики, помнить, что каждый человек имеет право на свою точку зрения.

9. Относиться к другим участникам гражданского движения и ко всем согражданам в духе уважения, доверия и благожелательного сотрудничества.

Пункты № 4–9. Чтобы понять, как они будут соблюдаться, достаточно почитать блоги фронтовиков первого набора и деятелей ЕР. В проработках, что они устраивают людям, которыми недовольны, в полной мере найдешь и «грубость, пренебрежительный тон, заносчивость, предвзятые замечания, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений».

10. Не путать общественные и личные интересы, ставить общественные интересы выше собственных, не пытаться использовать общественную деятельность для достижения личных корыстных целей.

11. Не использовать свое положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного само­управления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера.

За рекомендациями, как исполнять эти пункты, – к нашим чиновникам. Они помогут, тем более что все они члены родственной ОНФ партии.

12. Занимать конструктивную позицию, быть готовым к диалогу, поиску консенсуса, ненасильственных методов разрешения проблем и конфликтов.

Опять же занятное предложение поискать «ненасильственные методы разрешения проблем и конфликтов». А если не получится, оппонентов будут бить?

13. Понимать, что его деятельность носит сугубо общественный характер, и четко разграничивать политическую и общественную деятельность.

Где, где она, эта граница между политической и общественной деятельностью? Как сыскать ее? Но – тишина в ответ.

14. Помнить, что он не только помогает людям, но и личным примером задает определенную планку норм поведения для сограждан.

Мы помним, откуда это помылено. «Пионер – всем ребятам пример!» Воровать нехорошо, в том числе идеи.

15. Работать добросовестно, отдавая все силы для достижения поставленной цели, доводить начатое до конца.

16. Быть честным и последовательным, меньше говорить – больше делать, отвечать за свои слова и, если взял на себя обязательства, исполнять их.

Оба предыдущих пункта содержат новаторскую мысль «Хорошее лучше плохого». Или же «За всё хорошее против всего плохого». К сожалению, похоже на тост, а им нельзя. (См. пункт № 20.)

17. Проявлять личную чистоплотность и нетерпимость к коррупционным явлениям, готовность бороться с любыми видами злоупотреблений властью и положением.

Тут интересен не только призыв мыть руки перед едой. Тут насчет борьбы с коррупцией замечательная установка дана. «Проявлять личную готовность», «К борьбе против коррупции готов? Готов! Пока не надо, посиди, подожди. Потом позовем».

18. Помнить о традициях, исходить из принципа преемственности поколений, хорошо знать историю своей страны, культивировать уважение к старшим и ответственный подход к воспитанию молодежи.

Наказ уступать места старушкам в автобусе актуален. Но зачем аграрная лексика? Культивировать уважение к старшим. А также бороновать его, пропахивать и обрабатывать гербицидами.

19. Стараться постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень, побуждать к тому же соратников и окружающих.

Опять просительный тон: «Ты старался? Старался. И чо? Ничо».

20. Вести и личным примером пропагандировать здоровый образ жизни, избегая зависимости от вредных привычек.

Мне почему-то кажется, что если бы жители Б. Содома и энгельсские могильщики знали, что им придется «избегать зависимости от вредных привычек», они сто раз подумали бы, прежде чем записываться во фронт.

В общем, так: если вы увидите, что по улицам наших городов, не касаясь земли, передвигаются личности с нимбами над головами и крыльями за спиной, знайте – это настоящий активист ОНФ. Ибо только ангелу по силам соблюсти все двадцать новых заповедей от Бадовского.

P. S. Почему-то при переработке первоисточника исчез такой постулат: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им». Наверное, отсутствие кумира не входит в число доблестей новых идеальных людей.

P. P. S. Без Суркова креатив стал как-то беднее, проще.