Всё как у нас, только больше в десять раз

Оценить
Наблюдения и сравнительные размышления саратовских путешественников о городе Самаре, его обитателях, нравах, дорогах и многом другом

Майские праздники – время хорошее: тепло, светло, солнечно и зелено. С некоторых пор благодаря нашим законодателям продолжительность майских праздников – точнее, каникул, с ними связанных – у граждан увеличилась. Воспользовавшись возможностью сменить обстановку, мы с мужем отправились в Самарскую область – родственников навестить и на жизнь соседей заодно поглядеть.

Город, съедаемый провалами

До поселка городского типа Безенчук добирались на машине. Поэтому самыми первыми впечатлениями от поездки стали дороги. Я, конечно, знала, что асфальтовое полотно у нас в области не блещет, но что ему настолько плохо, всё же не ожидала. Больше всех в память запали даже не дороги, а направления в Балаковском районе.

Пока была пассажиром, ощущала себя маятником, то раскачиваясь вместе с машиной вправо-влево, то подпрыгивая вверх-вниз. Об идее почитать книгу в дороге пришлось забыть. В жуткой тряске, после пары не­удачных попыток вчитаться в текст, в памяти всплыл рассказ друга, путешествовавшего на автобусе по Италии. Больше всего в поездке поразило его то, какие ровные там дороги. «Там можно налить полную чашку кофе и не пролить за поездку ни капли», – восхищенно вспоминал товарищ.

Пока была водителем, крепко держалась за руль. Дорожные волны уводили машину в стороны. А еще я все боялась влететь в какую-нибудь большую яму. Как ни смешно это звучит, но смену регионов я почувствовала мгновенно. По качеству дороги. На стыке Самарской и Саратовской областей даже указатели не нужны – водителю и пассажирам обо всем поведает асфальт. Порой соседская дорога была настолько идеальной, что балаковская по сравнению с ней казалось просто страшным сном или каким-то изощренным наказанием, посланным местным жителям свыше.

Кстати, отличный асфальт в Самарской области – совсем не показатель отличного асфальта в самой Самаре. Местные дороги могут запросто посоревноваться с саратовскими за звание худших. В номинации «Провал» соседи выиграют наверняка. Фотографии наших машин, угодивших в дорожную яму одним-двумя колесами, не идут ни в какое сравнение с картинками самарских внедорожников и грузовиков, полностью провалившихся под асфальт.

Со злостью, страхом и некоторым злорадством местные рассказывают о том, что Самара стремительно уходит под землю. Подземные воронки поглощают троллейбусы, автобусы, легковые и грузовые машины с завидной регулярностью. Этой весной земля «слопала» самосвал с песком – тот ушел под асфальт правым бортом. В огромнейшую яму с кипятком провалилась припаркованная во дворе жилого дома «Калина». Самое интересное, что накануне происшествия в этом дворе был положен новый асфальт и закончен ремонт трубы. Жертвой провалов в Самаре становятся не только автомобили, но и люди. Года полтора назад в четырехметровую воронку угодила машина, причем угодила целиком, по самую крышу. Водитель ее умер в скорой. «Сердечный приступ, – объяснял нам таксист. – Ему 72 года было». «Захлебнулся. Он ведь с головой в эту яму угодил. Ограждений там не было, яму не видно было, ее скрыл дождь, который лил весь день. А ливневка на этом участке дороги, как и на многих других, не работает», – рассказывал свою версию водитель автобуса. Причиной же, по которой на дороге образовался столь глубокий провал, говорят, стала авария на магистральном водопроводе.

Коммунальный след в биографиях имеют большинство самарских воронок. В случаях с уходом под землю грузовиков проверяющие органы частенько винят водителей и владельцев последних – те допускают серьезные перегрузы. Местные жители в подробности не вдаются – все равно они от провалов не спасут, зато активно распространяют шутку о самарских червях, поедающих асфальт.

Кстати, о российском городе, заживо съедаемом гигантскими провалами, написали в этом апреле два известных британских таблоида – Daily Mail и The Sun. Такой интерес иностранной прессы местные объясняют по-разному. Версия первая – фанатская: Англия мстит России за то, что проиграла в борьбе за право проводить чемпионат мира по футболу. Версия вторая – политическая: между мэром Самары и губернатором идет война, некоторые СМИ начали под губернатора копать, губернатор, подключив связи и грамотный пиар, перевел внимание с себя на плачевную ситуацию в областном центре.

Добрые люди в погонах

Из Безенчука до Самары мы добирались на электричке. Перед покупкой билета впали в небольшой ступор. Изучая расписание, обнаружили три категории вагонов: экономкласс, первый класс и люкс. Цены на билеты выглядели так: самые дешевые – 65 рублей, первый класс – 130, люкс – 180. Стали пытать кассира: в чем разница? Та особо распространяться не стала. Сообщив дежурные слова о вагонах повышенной комфортности, тут же добавила, что сейчас такие не пускают. В итоге ощутить всех прелестей передвижений на самарских электричках нам не удалось. О том, как же все-таки выглядят такие вагоны, нам рассказали родственники, успевшие оценить их удобство.

Во-первых, электрички полностью из вагонов повышенной комфортности не состоят. Их прицепляют по одному к длинному составу. Во-вторых, отличаются такие вагоны мягкими креслами и наличием между этих кресел столов. Конечно же, имеются тут и свои туалеты. В третьих, в люксовых вагонах имеются большие телевизоры, беспроводной Интернет и бар, в котором можно выпить и закусить. Для тех, кто решит посмотреть телеящик, предусмотрены наушники (рядом с каждым местом для них имеются специальные разъемы). Желающих выйти в Интернет, но не прихвативших с собой гаджет в вагоне любезно снабдят местным. Чтобы гаджеты в дороге не садились, электричку напичкали многочисленными розетками. Вот такой технологичный транспорт ходит у соседей.

Местный железнодорожный вокзал хвалят все, кто хоть раз побывал в Самаре. И новый он, и красивый, и смотровая площадка у него на 18-м этаже есть для всех желающих. Стоит ее посещение, кстати, 50 рублей. И фотовыставки, посвященные любимому городу, на вокзале проводят регулярно.

Сами самарцы город свой любят. Ругают они только дороги и власть. Остальным гордятся. А еще у соседей полицейские и гаишники – вежливые. И они тоже областным центром гордятся. Вот замешкались мы на вокзале, стали озираться по сторонам в поисках выхода к пригородным поездам. С участливым видом подошел к нам представитель полиции. Вежливо так объяснил, куда идти нужно. А в прошлом году, когда мы после фестиваля «Рок над Волгой» в Самару ехали, гаишники нам дорогу показывали. Все спрашивали, понравился ли город и приедем ли еще. Улыбались. Я вот лично ни разу улыбающегося дорожного инспектора в Саратове не видела.

Купол в виде бриллианта и опасения за рассудок министра

Сама Самара имеет четкое деление на зоны. Есть там исторический центр, промышленная зона, районы с новостройками. Чистота улиц зависит от того, в какую часть города попадешь. Ну, и еще от того, как глубоко во дворы и второстепенные улочки заглянешь. Тротуары на таких улочках частенько отсутствуют, машины в городе стоят прямо на газонах и детских площадках, вдоль трамвайных путей валяется мусор. В общем, всё так же, как и у нас.

А вот главное отличие между нами в том, что в 2018 году у соседей пройдут игры чемпионата мира по футболу. Разговоров об этом у местных много. Самые актуальные на момент нашего визита касались стадиона – в апреле власти определились с его внешним видом. Если утвержденный объект построят, то он станет для футбольного мира уникальным. Вместо традиционного полупрозрачного купола над стадионом будет красоваться многогранник, внешне напоминающий бриллиант. Главное отличие уникального объекта от традиционного – во времени, необходимом на его возведение. «Бриллиант» будут возводить гораздо дольше, оттого и присутствует у местных в лексиконе слово «если».

Кстати, чемпионат мира и уникальность будущего стадиона разделила самарцев на два лагеря. Одни приветствуют новшества, другие от них плюются. «Денег в бюджете нет, город уходит под землю, пробки уже сейчас достали, а тут это еще», – посетовал возивший нас по ночному городу таксист. После чего рассказал пару баек про самарское метро и помешательство местного министра строительства.

Для приема многочисленных болельщиков власти задумали модернизировать общественный транспорт. Начать решили с подземного. Сейчас в самарском метро существует только одна ветка. Чиновники замахнулись сделать две, пообещав проложить за пятилетку 12 новых станций. Денег на это, по разным подсчетам, требуется то ли 80 миллиардов, то ли 100. Глядя на то, как уже четыре года в городе возводится одна-единственная новая станция, жители усомнились в дееспособности министра, объявившего о планах на вторую ветку. «Дороги рядом с местом строительства «Алабинской» перекрыты. Пробки в тех местах постоянные. Строительство периодически замораживают, потому что денег нет. Станция готова только наполовину», – пояснил таксист причину народных волнений.

Зона, свободная от алкоголя

На наш вопрос «Куда бы нам завтра сходить?» родственники, не задумываясь, ответили: «На набережную». И добавили: «Там после ремонта чисто, уютно и тихо стало. Убрали все эти многочисленные уличные кафе, оставили только стационарные». Набережная у соседей делится на старую и новую. Новую в 2011 году отреставрировали. Старую такое счастье ожидает в ближайшее время. Мы прошлись по обеим. После самарских по саратовской гулять не хочется. Ни по старой, ни тем более по новой.

Машин с блатными номерами на самарской набережной нет. Нет там и закрывающих глаза на это нарушение гаишников. А вот полицейские, отвечающие за порядок на пешеходной зоне, имеются. Есть на соседских набережных и мечта многих саратовцев – пляж.

На довольно замусоренном пляже старой набережной граждане уже вовсю загорали, а особо смелые купались. Ветру радовались кайтсерферы – те, кто скользит по воде при помощи воздушного змея, песочку и солнышку – любители «Жигулевского» местного разлива.

На новой набережной пляж был в плену «большой воды»: в мае Волга в этом месте поднялась примерно на полтора метра. Река поглотила стационарные футбольные ворота и турники. К концу месяца уровень воды спадет, и пляж приведут в порядок.

Новая набережная поразила своей чистотой и ухоженностью, урнами на каждом шагу, обилием туалетов и отличным асфальтом. Мусорные корзины здесь вместительные, но вместе с тем в глаза не бросающиеся. В поисках туалетов по ярусам, а их у набережной три, бегать не надо, есть здесь бесплатные городские и платные биокабинки. Все, надо заметить, чистые и приличные. Асфальт на дорожках ровный-преровный, ни одной трещины или бугорка – кататься на роликах одно удовольствие. Кстати, народу на роликах много. Хватает на набережной и велосипедистов всех возрастов. Для тех, у кого нет своего спортинвентаря, имеется отличный прокат. Выбор в нем большой, персонал любезный. Для велосипедистов на набережной имеются отдельные, выкрашенные в зеленый цвет дорожки. На самом нижнем ярусе для двухколесных организованы специальные парковки.

На новой набережной, в отличие от старой, граждан с бутылками и пятилитровыми канистрами пива мы не встретили. Может быть, тому «виной» таблички, расставленные на газонах. Надписи на этих табличках гласят: «Набережная – зона, свободная от алкоголя». А может, всё дело в сотрудниках правопорядка, отвечающих за обновленную территорию.

Народу на новой набережной было полно. Помимо катания на роликах и велосипедах, здесь можно позаниматься на тренажерах, поиграть в футбол, баскетбол, волейбол: площадок со специальным покрытием и оборудованием здесь достаточно.

Лавочек на новой набережной – уйма. Все красивые, ажурные. На старой посидеть тоже есть где, но лавочки там пластиковые и страшненькие. Что касается кафе, то на новой набережной их, если не ошибаюсь, всего три. И все они, действительно, стационарные. Уличных летних нет. Поэтому шум, неудобства и дым от шашлыков отсутствуют. На старой набережной – картинка другая. Многочисленные уличные кафе, расположившиеся вдоль парапета, мешают гулять и частично закрывают вид на реку. Пьяные граждане и громкая музыка, появившиеся здесь вечером, напомнили нам о Саратове и нашей многострадальной набережной, о преображении которой из года в год говорят городские власти.