«Бета-самец»

Оценить
Главный герой романа Дениса Гуцко «Бета-самец», бизнесмен средней руки Александр Томилин из южнорусского города Любореченска (прототип – Ростов-на-Дону), считается вторым человеком в крупной компании, занятой укладкой тротуарной плитки...

Главный герой романа Дениса Гуцко «Бета-самец» (М., «Астрель», 2013), бизнесмен средней руки Александр Томилин из южнорусского города Любореченска (прототип – Ростов-на-Дону), считается вторым человеком в крупной компании, занятой укладкой тротуарной плитки, – и при этом Александр не ропщет, а вполне «смирился с реальным статусом второго человека».

В самом начале книги «альфа-самец» фирмы, Антон Литвинов, становится виновником ДТП, в результате гибнет случайный прохожий. Учитывая, что погибший отчасти сам виноват (вышел на дорогу в неположенном месте), а у Антона папа – министр областного правительства, невольный убийца отделывается легким испугом и символическим наказанием. Но поскольку выяснять отношения со вдовой покойного глава фирмы поручает «человеку № 2», сюжет развивается непредсказуемо.

Как и первые романы Дениса Гуцко («Русскоговорящий», «Покемонов день»), новая книга носит автобиографические черты: не то чтобы когда-то писатель, геолог по образованию и банковский охранник по профессии (сейчас он работает в газете), укладывал плитку или разруливал дела о наезде со смертельным исходом. Дело в другом. До 2005 года Гуцко считался подающим надежды прозаиком «второго ряда», почти незаметным на фоне фаворитов литературного гандикапа типа Пелевина, Сорокина, Быкова и пр. Поправку в иерархию внес случай: роман Гуцко «Без пути-следа» угодил в букеровский шорт-лист, и из-за конфликта членов жюри с его председателем (Василий Аксенов всеми силами проталкивал роман своего друга Анатолия Наймана) произведение молодого ростовского прозаика оказалась тем компромиссом, на котором сошлось «антиаксеновское» большинство.

Обладатель премии 2005 года после церемонии заявил: «Главное – не факт получения Букера, а те возможности, которые открываются теперь». Увы, пока не видно, что Гуцко этими возможностями воспользовался в полной мере. Его новый роман не то чтобы плох, но и не блестящ: автор так и не вышел за пределы «второго ряда».