Саратов, май 1863 года
На первое мая назначалось гуляние в саду Шехтель с платой за вход (без посещения театра) 40 копеек с персоны. С 17:00 обещаны два оркестра. По окончании спектакля фейерверк. Сад был иллюминирован. В буфетах предлагалось покупать чай, кофе, шоколад, прохладительные напитки. На случай «дурной погоды» было предупреждение о переносе гуляния на ясный день.
В газетном номере за 9 мая своим наблюдением о саратовских нищих поделился фельетонист:
«Здешние нищие – преимущественно женщины, и какие же, надобно сказать, женщины? Здоровеннейшие бабы, могущие с успехом служить в тяжелой артиллерии или работать в каменоломнях. И откуда только берется у них тоненький дискант, которым они вымаливают себе на пропитание?! Так и ждешь, что вдруг оборвется и гаркнет как из бочки… Из нищенствующих кавалеров особенно выдаются отставные ветераны. Я был свидетелем, как к одному господину подошел бравый, с «фонарями» у обоих глаз отставной солдат и, как водится, предложил оказать ему «божескую милость». Господин, вероятно, привыкший к подобного рода эпизодам, продолжал идти своей дорогой». «Ветеран» прохрипел вслед «энергичное словечко», которое «несмотря на общеупотребительность, еще не вошло в академический словарь».
Тот же автор не без ехидства описывает сад «Липки» с редко прогуливающейся публикой и «весьма даже редко!» играющей музыкой. Его позабавило то обстоятельство, что в саду «между более или менее цветущей публикой единожды прогуливал себе… козел! Да-с! Ни более, ни менее как козел! И это тем более удивительно, что по объявлениям, прибитым на столбах, в разных местах сада, сюда допускаются только одни прилично одетые. Но козел, согласитесь сами, во-первых, без всякого костюма, во-вторых, если и одет, то в шубу. А это, как ни хотите, в настоящее теплое время совершенно неприлично. Наконец, в-третьих, шуба эта надета шерстью кверху! Нет, как вам угодно, а козла нельзя назвать прилично одетым. А между тем этот «неприлично одетый господин» или, лучше сказать, козел, вел себя как джентльмен. По встрече с дамами он учтиво уклонялся и давал дорогу, чем обнаружил гораздо более вежливости, нежели один очень прилично одетый господин…»
31 мая в городском театре состоится бенефис г. Медведевой. Будет показана комедия в трёх актах «Приемыш», водевиль в одном действии и двух картинах, затем состоится «Дружеская лотерея с угощением». С 17:00 начнется гуляние.
Базарные цены в мае:
Мука ржаная за пуд (1 пуд = 16,38 кг) – 39 коп., пеклеванная – 50 коп., крупа гречневая, пшено – 80 коп., горох – 70 коп., говядина – от 7 до 8 коп. за фунт (1 фунт = 0,4 кг), баранина – от 8 до 10 коп., телятина – от 7 до 10 коп., стерлядь – 10 коп., лещ, судак – 4 коп., щука – 3 копейки за фунт. Для сравнения цены на чай в лавке Секирина на Верхнем базаре: черный (за фунт) – 1 рубль 20 коп., красненький – 1 рубль 45 коп., ароматный – 1 рубль 70 коп., душистый с цветком – 2 рубля.
Газету «Справочный листок г. Саратова» за май 1863 года листала сотрудник Государственного архива Саратовской области Наталия Самохвалова