За мирное небо!
Традиция накануне Дня Победы собирать ветеранов фронта и тыла, которые некогда служили в 171 саратовском авиаотряде, в «Саратовских авиалиниях» не прерывается в течение уже многих и многих лет. И в этом году 8 мая собрались 24 фронтовика и тыловика. Девятое мая для них не только подарки, праздничный концерт и фронтовые сто граммов, это также возможность пообщаться, посмотреть, как развивается предприятие, на благо которого они трудились десятилетия.
К одиннадцати утра в штаб «Саратовских авиалиний» стали прибывать те, кто прошел войну. Не всем ветеранам здоровье позволило придти на эту встречу. Но без внимания не остался никто: сотрудники «Саратовских авиалиний» побывали в гостях у каждого ветерана – с подарками. Но самое главное, подарили старикам уверенность, что о них помнят, их уважают, их труд в почете, и молодое поколение не забывает, кому оно должно быть благодарно за мирное небо, которое бороздят воздушные суда гражданской авиации.
Пока ветераны собирались в столовой, артисты из центра детского творчества Кировского района, которые приготовили для них праздничный концерт, отправились на экскурсию по «Саратовским авиалиниям». Тридцать ребят от восьми до 13 лет получили уникальную возможность покататься по аэродрому, побывать на ВИП-борту Як-42, задать все интересующие их вопросы командиру воздушного судна, инструктору Владимиру Уриху и даже посидеть за штурвалом самолета, примерив на себя роль настоящего летчика. Потом ребятам показали, как работают на аэродроме пожарные. Юные артисты были в полном восторге.
Торжественная часть встречи началась ровно в 11 утра. Ветеранов приветствовал руководящий состав «Саратовских авиалиний». Генеральный директор ОАО «Саравиа» Константин Соколов сказал:
– Я очень рад видеть вас всех бодрыми и в добром здравии, – начал он. – Хочу сказать вам спасибо за то, что благодаря вам началось развитие саратовской авиации. Вы задали очень высокую планку профессионализма, и мы стараемся продолжать эти традиции.
История саратовской авиации началась в сентябре 1931 года. Тогда это была химавиабаза, работавшая на самолетиках П-2, обеспечивавшая в основном нужды сельского хозяйства. В 1941 году все летчики саратовского уже авиаотряда ушли по призыву на фронт. А вернулись только в 1945-м.
Уже в начале 50-х годов в авиаотряде появились новые самолеты Ан-2 и Ли-2, а поступивший в эксплуатацию в 1958-м Ил-14 позволил значительно расширить географию полетов. В 1965 году в авиаотряде появились первые Ан-24, что означало увеличение пассажиропотоков, увеличение дальности полетов и покорение новых высот.
Первые Як-42 появились в Саратове в 1982 году. Это стало очередной ступенью в развитии саратовской авиации, ведь самолет этот на тот момент был одним из самых современных продуктов авиастроения. И по сей день эксперты признают его одним из самых надежных воздушных судов в мире.
– Всё это время предприятие развивалось благодаря вашей работе, вашему профессионализму, вашему умению не сдаваться в любых, даже самых сложных ситуациях, – продолжил Соколов. – И вы смогли научить всему этому тех, кто пришел к вам на смену. Поэтому в сложные для многих российских авиакомпаний годы и мы не сдались, а, наоборот, продолжили развиваться, освоили международные полеты. Наша работа по улучшению качества обслуживания не останавливается. В этом году мы планируем реконструировать здание аэровокзала, взлетно-посадочную полосу, сделать новые рулежки. Ваше дело мы не бросим на полпути.
Ветераны с удовольствием смотрели концерт, где выступали не только артисты из центра детского творчества, а именно «Студия спортивной хореографии «Сюрприз», вокальный ансамбль «Дебют», Виктория Клопова, Елена Долгополова, но и дети сотрудников «Саравиа» (Оля Прокофьева, Антон Заплатин и Дарья Сахно), а также дуэт «Тет-а-тет». А в перерывах между номерами ветераны говорили речи и вспоминали. Однако вспоминали не о тяготах войны, а о мирной жизни, о тех, кто делал всё для того, чтобы гражданская авиация в Саратове была комфортной и безопасной.
– Возьми сейчас любого экономиста, он без калькулятора не сможет ничего посчитать, – говорил Анатолий Жаворонский. – А у нас работал заслуженный пилот Иван Дмитриевич Творцов, который на память знал все аэродромы Саратовской области – на какой откуда заходить, как приземляться. Гордость нашего авиаотряда!
Вспомнили и Василия Алексеевича Шипилова, выпускника балашовской лётной школы, который недолго проработал в саратовском авиаотряде: ушел на фронт в 1941 году. Но уже осенью первого военного года получил орден Боевого Красного Знамени. Всего в СССР, по словам Жаворонского, среди летчиков гражданской авиации 15 человек были награждены этим орденом, и один из них – летчик саратовского авиаотряда.
О своей работе в саратовской авиации вспомнил и тыловик Азарий Еранцев. Он рассказывал, как пилоты испытывали новые самолеты, какой слаженной была работа с техническим составом.
Торжественная часть плавно переросла в обычную теплую встречу старых друзей и коллег, когда воспоминания стали важнее торжественных речей.