Где мы без географии?

Оценить
Саратовскую область на всероссийской олимпиаде представлял всего один человек

В минувшую среду на Кумысной поляне собралось 176 старшеклассников со всех уголков России (64 региона). Полевой этап всероссийской олимпиады по географии продолжался с восьми утра до шести вечера. Ребятам, судьям-учителям и преподавателям вузов из разных городов России очень повезло – это был единственный более-менее погожий день на минувшей неделе.

Журналистов привезли на место старта – лыжную базу на 1-й Дачной. Стартовая площадка, где ребята получали карту местности с маршрутом по восьми точкам с заданиями, находилась за границами лыжной базы. Журналистов туда не пускали. Разговоры с участниками олимпиады тоже были категорически запрещены. Волонтерам – студенткам геофака СГУ – разговаривать с прессой было некогда: они устраивали перекличку участников. На все вопросы отвечал член центральной методической комиссии Александр Лобжанидзе – колоритный мужчина в красной куртке, с отличным чувством юмора.

Всероссийская олимпиада по географии проводится уже в 22 раз, но полевые этапы, согласно международным требованиям, стали проводить только с 2001 года, поэтому нынешний полевой этап – 12-й по счету. Каждый год этот олимпиадный тур проходит в новом регионе.

– В первый раз мы проводили полевой этап в Туапсе, и участники, по незнанию, пришли на него в костюмах и туфлях, – вспомнил Лобжанидзе.

В Саратов все дети приехали подготовленные: все в кроссовках, джинсах, куртках, некоторые в дождевиках.

А Лобжанидзе рассказывает, что все участники олимпиады получают гознаковские грамоты от министерства образования и науки РФ.

– Правда, не знаю, дадут ли грамоты в этом году, – усмехается он. – В этом году федеральный минобраз ни копейки не выделил ни на одну из 20 всероссийских олимпиад. Все за счет спонсоров.

Он же рассказывает, что олимпиаду по географии который год уже поддерживают журнал «Вокруг света» и Русское географическое общество. А оплату доставки участников на место очередного этапа финансируют регионы. Ограничений по количеству участников финального этапа нет. Главное – набранные учеником баллы на региональном этапе и финансовые возможности региона.

Но на Кумыске собрались школьники на самом деле со всей России. Вот двое уже подружившихся мальчишек – один из Петрозаводска, второй из Красноярска. Есть школьники из Хабаровска, ученики сахалинских школ, представлен весь центр России. Но больше всего участников из Москвы и Санкт-Петербурга. Саратовскую область представлял всего один человек.

Проводив первые две группы на старт, мы направляемся к финишу – это лагерь «Лесная республика». Несмотря на близость старта и финиша, для участников маршрут довольно длинный – 6,5 километров. И поскольку дорога пролегает по пересеченной местности, да еще на каждой из восьми точек школьников ждут довольно сложные задания, первая группа выйдет к на финишную прямую только через два с половиной часа.

В ожидании первопроходцев мы пьем чай, быстренько организованный для журналистов членами жюри. В беседе со школьными учителями из Кемерово и Екатеринбурга, с преподавателями московских вузов выясняется, что ситуация с географическим образованием в России весьма мрачная.

– Вы представляете, сейчас география не является обязательным предметом для поступления ни в

МГИМО, ни на географический факультет МГУ, – делится своими переживаниями одна из преподавателей московских вузов. – И там, и там требуют ЕГЭ по обществознанию.

– География как предмет в школе убита, – присоединяется к ней учитель одной из кемеровских школ Нина Данилова. – В пятом классе всего час в неделю! А что такое час в неделю на предмет? Ничего! Вот у вас был мальчик из Саратова, он выиграл в какой-то год. Он вообще рассказывал, что у него в школе не было географии в старших классах. Только самоподготовка и хорошая база до девятого класса, а также его желание позволили ему победить.

– А что мы получаем на выходе? – снова задает вопрос преподаватель Московского института открытого образования. – Дипломатов, которые не представляют себе политическую карту мира, путают Ирак и Ираном, а Австрию с Австралией. Где мы без географии?

И вот первым на финише появляется девятиклассник из Екатеринбурга Константин Наумов. Он здорово оторвался от своих товарищей. Жаль, что на олимпиаде не засчитывают скорость продвижения по маршруту, только правильные ответы. Жюри вручает ему «малую неофициальную золотую медаль» – шоколадную – и отправляет его мыть руки и обедать на военно-полевую кухню.

Мальчишка, говорят учителя, уникальный. В Свердловской области на региональном этапе он обошел не только своих сверстников, но также десяти– и одиннадцатиклассников, в том числе тех, кто уже принимал участие в финале всероссийской олимпиады.

– Трудно было подниматься на первую точку, – говорит он, счастливо улыбаясь. – А задания были разнообразные. Самое легкое – определить водораздел Волги и Дона; карта сделала половину дела. Сложно было с линией электропередач, где надо было определить напряжение, это же вообще чистая физика, потом нарисовать ее. Трудно было определять и зоны застройки Саратова. Интересное задание было на первой точке – давался профиль рельефа Лысой горы в районе 1-й Дачной. Надо было ответить на вопрос, какие процессы сформировали гору. Я надеюсь, что у меня получилось набрать как можно больше баллов.

Полевой этап олимпиады по географии охватывает множество дисциплин – это не только чисто географическое ориентирование на местности, знание физической географии, это задания, так или иначе связанные со знанием ботаники, экологии, биологии, физики, задания на логику.

Самые стойкие из журналистов получили отличную возможность пройти весь маршрут с последней группой участников. Чтобы мы не потерялись, нам выдали проводника, тоже члена жюри, доцента кафедры геоморфологии и геоэкологии Владимира Данилова.

На первую точку взбираться было довольно трудно: крутой подъем по склону холма, после которого десять минут приходили в себя не самые тренированные журналисты.

Маршрут и задания оказались очень интересными. Журналистам тоже предлагали попробовать свои силы. По пути от точки к точке Владимир рассказывал про то, что этап хотели проводить за городом, всех детей поселить в одной гостинице, что облегчило бы доставку групп к месту старта, и дети бы не мерзли по три часа в лесу в ожидании своего выхода. Так что финансовые проблемы, когда «дают на ребенка в сутки около 1300 рублей, а гостиница запрашивает от трех тысяч» и селить надо в долг, потому что деньги приходят после проведения этапа, добавили организаторам сложности.

– Мы научимся на своих ошибках и в следующий раз сделаем всё лучше, – оптимистично заметил наш проводник.

Впечатление от этих прогулок по лесу осталось самое приятное. Если бы в школе проводились такие уроки, интерес к предмету вырос бы многократно. Только сейчас, судя по всему, это нужно только энтузиастам.