Бюджет становится политикой
– Я все-таки думаю, что у вертикали власти здравомыслие есть. Сочи достроят скоро и вспомнят, что есть города-миллионники с огромными проблемами. Если ничего не изменится, то через 4–5 лет объем заимствований превысит объем собственных доходов бюджета, и Саратов можно будет признавать банкротом, – эти горькие слова главы города Олега Грищенко журналистам, конечно, метафора.
Никто не допустит нарушение Бюджетного кодекса, в котором прописан десятипроцентный максимум кредитных ресурсов на расходы муниципалитета. Но суть заявления главы точно фиксировала разрушительную для Саратова ситуацию. Подробнее о ней говорили на внеочередном, 24-м заседании Саратовской городской думы, которое состоялось в минувшую пятницу.
Грозовые предчувствия
Когда прошлой осенью финансисты администрации Саратова рассчитывали бюджетный долг, у них получалось, что он не превысит 4 млрд 480 млн рублей. Но вот в конце нынешнего апреля докладывается уже о 4 млрд 537 млн. Растет разрыв между доходами и расходами, а единственный источник дефицита – займы. Некоторые из депутатов заволновались, захлопали крыльями, утверждая, что комитет по финансам нарушает Бюджетный кодекс и долг вышел за максимальную планку. Но председатель комитета Алексей Никитин всех успокоил, разъяснив, что за планку заехали не навсегда, а временно. Карать за нарушение кодекса Саратов могут только за высокий общегодовой показатель. Так что время выправиться еще есть. И желание тоже. Будут ли возможности – каждый понимает по-своему. Алексей Никитин смотрит в будущее с профессиональным оптимизмом, а глава города Олег Грищенко гораздо более мрачно. Но, с другой стороны, он политик, ему положено почувствовать беду в воздухе и начать привлекать к ней внимание задолго до того, как гром грянет.
– Еще пять лет и мы будем банкротами, если ничего не изменится и не будут пересмотрены нормативы, – объяснял глава города Олег Грищенко депутату Геннадию Турунтаеву перспективы пребывания в западне действующих в России бюджетных законов. Тот про западню на самом деле всё и сам должен понимать, но он депутат-коммунист и в революционном пылу вряд ли отследил, что ситуация с каждым годом становится всё напряженнее. Он, сколько сидит в Саратовской городской думе, столько и твердит, что надо вернуть всё социалистическое, когда и в космос летали, и в войнах побеждали.
А вот депутат Олег Комаров, который уже несколько лет не может разобраться, то ли он правый, то ли левый, то ли центрист, то ли просто доктор экономических наук, путь Саратова по лестнице, ведущей вниз, углядел. Не стал ругаться-пререкаться с Олегом Грищенко на заседании, а в кои-то времена здраво призвал сплотиться, навалиться и изменить межбюджетные отношения и федеральный закон, которым узаконена порочная практика подъема налоговых платежей с территорий в распоряжение федерального и регионального центров власти.
Олег Грищенко ответил ему, что не один уж год поднимают эту тему муниципалитеты, «но по каким-то причинам ничего не меняется». Он говорил о том, что муниципальная власть находится на низшем уровне выстроенной в стране управленческой вертикали и достучаться до нужных людей вверху не всегда удается. Зато вниз задания и поручения летят быстро. Вот региональный уровень из-за своих дыр в бюджете забрал у города деньги, которые саратовцы платят в форме транспортного налога: 600 млн рублей за год пришлось вычесть из доходной части. Тот же региональный уровень после очередной кадастровой оценки земель уменьшил ставки земельного налога – это еще минус 200 млн рублей. А с федерального уровня поступил приказ добавить зарплату работникам детских дошкольных и других бюджетных учреждений. Беспрекословное исполнение приказа заставляет найти в бюджете как минимум 300 млн рублей.
– Вот вам проблемный миллиард. А где его взять? Сейчас на программу переселения нужно найти порядка 170 миллионов рублей. Чисто политически мы не имеем права отказаться от участия в федеральной программе. Все главы городов и губернаторы говорят, что надо менять законодательство так, что бюджеты полностью должны быть обеспечены, а никак не на 40 процентов от потребности. Но мы пока ничего сделать не можем.
И тут депутат Олег Комаров продемонстрировал полную наивность. Он начал рассказывать финансисту Никитину о том, что скоро в России будет введен объединенный налог на недвижимость. И согласно расчетам министерства финансов, можно будет собрать целых 340 млрд рублей и зачислить их в местные бюджеты.
– Сколько из этой суммы будет в Саратове, и перекроем ли мы этим налогом свою расходную часть? – спросил депутат у чиновника.
Чиновник не стал делить мифические 340 млрд на число муниципалитетов в стране. И правильно сделал. Хотя бы потому, что о налоге этом говорят уже как минимум лет пять, но всё никак к нему не подступятся. «Мы работаем над прогнозом, но какая-то реальная цифра появится не раньше сентября», – ответил уклончиво чиновник Никитин депутату Комарову.
А депутат Геннадий Турунтаев тем временем листал справочный материал к отчету главы города, который в повестке дня стоял в разделе «Разное». И у него закипал «разум возмущенный». Потому как видел он в этом справочном материале ссылку на грищенковское письмо прокурору области Степанову с просьбой отреагировать на нарушение параметров бюджета города и ссылку на письмо директору территориального фонда обязательного медицинского страхования с просьбой принять срочные меры по индексации тарифов за фактически оказанные городскими учреждениями медицинские услуги. А ответов не видел.
– Нас федеральные органы не слышат, судя по вашим запросам, – говорил депутат-коммунист главе города. – О нас ноги вытирают, а ничего кардинально не меняется. Давайте лидера партии «Единая Россия снимем, если он не справляется с работой.
– Геннадий Александрович, это Россия, – успокаивал его Грищенко.
– Что значит – Россия? – закусил удила Турунтаев.
– Здесь, пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
– Давайте устроим гром, Олег Васильевич.
И все начали смеяться над коммунистическим задором и над неистребимым желанием убежденных коммунистов решать проблемы революционным путем.
Сюрприз от правоохранительных органов
Бюджетные политические разговоры на этом не закончились. Глава исполнительной власти Саратова Алексей Прокопенко приготовил депутатам поправочку-сюрприз в основной финансовый документ. У него в кабинете накопилось много бумаг от прокуроров. И все эти бумаги прокуроры требовали исполнить, грозя судами, тюрьмой и прочими мерзостями нашей жизни. Алексей Прокопенко и так в последнее время из судов не выходит, доказывая, что никаких злых умыслов ущемлять людей не имеет, а просто нормы жизни в России федеральный законодатель устроил таким образом, что одна так сцепляется с другой, что, какую бы ни нарушил, нарушишь закон. А выполнить все не получается, потому как, опять же по закону, денег в муниципальный бюджет собирается в обрез.
И вот придумал Алексей Прокопенко этой своей тяжелой ношей ответственности поделиться с городскими депутатами. В конце концов, по закону именно они решают быть или не быть бюджетным расходам. Дополнительные расходы, что принес депутатам Прокопенко, «весили» около 10 миллиардов рублей. Но были вполне себе законными, потому что значились в исполнительных листах разных судов. Для судов было делом решенным – обязать городскую власть отдать 9 миллионов рублей на паспортизацию автомобильных дорог, 9 миллиардов – на строительство детских садов, миллиард с лишком – на переселение людей из аварийных домов.
– Нам необходимо найти эти деньги в бюджете, – сказал Алексей Львович.
– Поправка должна предусматривать источники. У вас не указано, из каких средств взять эти миллиарды, – послышалось из зала.
– Алексей Львович, а если мы поправку не примем, против вас возбудят уголовное дело? – начали уточнять депутаты.
– Я обязан обратиться к вам, а вы проголосовать.
– Я – за, – сказал Геннадий Турунтаев.
– Мы нарушим Бюджетный кодекс, – начал размышлять вслух депутат Олег Комаров. – Нас толкают нарушать законы. Пусть нам юристы скажут, какой лучше нарушить.
– Юристы ничего не скажут. Нарушать вообще нельзя законы, – пресек спорную юридическую консультацию Олег Грищенко. И сам обратился к заместителю прокурора города Андрею Жаднову. – Где нам найти эти миллиарды рублей, чтобы закрыть все вопросы?
– Решения вступили в законную силу, их надо исполнять, – ответил прокурор Жаднов.
– А я, когда писал обращения, что бюджет недостаточен для исполнения полномочий, почему прокуратура не реагировала? По Бюджетному кодексу наши полномочия должны быть обеспечены не на 40 процентов, а на 100. Что нам делать, когда, с одной стороны, вы с исками к нам приходите, а когда мы к вам обращаемся, вы не особо реагируете?
– Наша позиция связана с законом, – гвоздил Грищенко страж порядка.
– Наша тоже, – не унимался Олег Васильевич. – Мы тут посчитали: исков у нас на 24 миллиарда рублей не исполнено.
Поправку большинством голосов отклонили. Иначе и быть не могло. Весь бюджет Саратова на 2013 год составляет 11 миллиардов рублей. И при этом среди этих 11 миллиардов около трех – целевые. Их присылают из региона и федерального центра на оплату определенных мероприятий. Так что распоряжаться по собственному разумению городская власть может только собственными средствами. Денег на исполнение всех исполнительных листов в бюджете Саратова не хватит.
Городская власть давно гнется под гнетом судебных решений. Причем решения суды принимают самые разные. Администрации приходится платить, как учредителю, за давно умершие аксененковские ДЕЗы и МУ ДЕЗы – они задолжали поставщикам ресурсов и управляющим компаниям и, оказавшись в коме, наращивали на долги пени и штрафы. Администрации приходится платить за решения о запрете на строительство. Их принимают порой под давлением жителей города, но пострадавший застройщик идет в суд и иногда доказывает, что администрация лишила его законной прибыли. В принципе на каждый чих администрации при желании можно найти закон, запрещающий его делать, а потом пойти в суд и выиграть его. Другой вариант – оспорить бездействие городской администрации или невыполнение действующих в стране законов.
Посудиться с городской властью помогут специалисты
«Мы нуждаемся в поддержке правоохранительных и надзорных органов, – говорил в своем отчете перед депутатами глава города Олег Грищенко. Было видно, что его тяготит безразличие прокуратур всех уровней и ГУ МВД России по Саратовской области к выявленным контрольно-счетной палатой думы хищениям бюджетных средств в двух муниципальных предприятиях, занятых уборкой города. Он надеялся, что правоохранительные структуры помогут саратовской власти быстро собрать доказательную базу преступления и совместными усилиями мошенников удастся реально наказать. А ему посоветовали самому с этим справляться. – Мы не видим реальных сдвигов по принятию мер в отношении выявленных КСП нарушителей закона, недобросовестных управляющих организаций, сведения по которым мы давно передали... Вместо этого – сотни исков, исполнение решений по которым может, как мы все понимаем, буквально «обвалить» городской бюджет. Дошло до того, что на улицах города стали развешивать объявления – предлагать содействие гражданам, желающим посудиться с муниципалитетом.
Олег Васильевич человек здравый. За годы во власти многое про нее понял. Но из заводских своих детства и молодости так и несет в сегодняшний день веру в слова. Не может избавиться и от правила отвечать за слова. И к чужим словам отношение у него такое же серьезное. Напомнил вот прокурорам слова президента Путина на заседании совета по развитию местного самоуправления в январе этого года. Путин тогда признал, что «проблемы муниципалитетов копились давно, и одним щелчком никто, никакая муниципальная власть, их не решит», и «этот фактор обязательно должен учитываться, в том числе контрольными и надзорными органами».
Президент России на том совещании бинтовал мэрам городов раны, рассказывая, что контрольно-надзорные органы должны всегда исходить из реалий, что недопустим формальный подход. И вот теперь саратовский мэр Олег Грищенко ждет «именно такой, конструктивной работы и с прокуратурой, и с полицией». И ведь чем черт не шутит? Была в отчете у председателя думского собрания история про счастливый поворот. Несколько лет подряд безуспешно обращался он за поддержкой к региональным органам власти. Но в ответ руководство области в лице Павла Ипатова «игнорировало практически все наши просьбы». «Сейчас ситуация изменилась, – говорит Олег Грищенко. – Были, например, выделены средства «Водоканалу», здравоохранению, образовательным учреждениям, привлечены средства инвесторов для строительства детских садов».
Чего ждать жителям Саратова, глава города тоже сказал. В первоочередных планах на текущий год – продолжение работ по благоустройству, ремонт дорог, строительство и реконструкция детских садов и другая каждодневная работа по обеспечению жизни города.
Опять о федеральных приказах...
По приказу из министерства регионального развития в Саратове были вынуждены унифицировать правила благоустройства территорий. Теперь домашним собачкам запрещается лаять в квартирах, а хозяевам наплевательски относиться к их экскрементам. Нельзя водить собак гулять на кладбище, в парки, на набережную, на пляж. А кошек нельзя выпускать не только в подъезд, но и на лоджию. Кто не верит, может прочитать несколько десятков страниц нового документа. Самые дотошные горожане могут даже узнать, на какой высоте следует теперь укреплять качели на детской площадке, а потом вымерять реальное расстояние линейкой.
...и городском бюджете
То ли жители города Саратова после повышения цен на социальные проездные билеты стали меньше их покупать, то ли число льготников значительно сократилось. Но к концу апреля стало видно, что Транспортное управление не досчитается 41 млн рублей от реализации этих проездных. И значит, эти предполагаемые доходы с муниципального казенного учреждения придется списать. Это принципиальная позиция саратовского комитета по финансам – держать в бюджете только обеспеченные реальными сборами денег строчки. «Минус» в доходной части сократил расходную часть бюджета на сопоставимую сумму.
Кроме этой технической правки, депутатам Саратовской городской думы предложили проголосовать за 10 млн рублей на подготовку оздоровительных лагерей к летнему детскому отдыху, 30 млн – на вывоз отходов жизнедеятельности горожан с несанкционированных свалок. Всего дополнительных расходов более сотни миллионов рублей. Но основной объем денег снова направят на оплату исполнительных листов.