Сушите весла, дачники

Оценить
На Волге не открылась пригородная пассажирская навигация

Нынешней весной саратовцы впервые в истории региона лишились возможности проехать по Волге на пригородном теплоходе. Как заявил председатель областного комитета транспорта Василий Разделкин, пассажирская навигация не открылась из-за отсутствия подрядчиков, желающих заниматься речными перевозками, и разрушения причальной стенки городской набережной, которая признана непригодной к эксплуатации.

«Если мы не решим вопрос с ремонтом причальной стенки, скоро пароходам некуда будет причаливать», – считает транспортный прокурор Виктор Ростов. Причальная стенка считается федеральной собственностью и находится в аренде у частной фирмы. Примечательно, что ни у владельцев (управления Росимущества), ни у арендаторов документов на это сооружение нет, то есть непонятно, как его ремонтировать.

Обычно теплоходы из Саратова ходили по трем маршрутам – на Кошели, Шумейку и Сосновку. За сезон продавалось более 30 тысяч билетов. 60 процентов пассажиров составляли льготники. Этим транспортом пользовались в основном пенсионеры-дачники и студенты, отправляющиеся на турбазы.

Как полагают чиновники, саратовские дачники вполне обойдутся без теплоходов. «Можно спокойно сесть на автобус и доехать. У нас нет необходимости открывать дополнительные маршруты», – заявил на прямой линии Разделкин.

Садоводы с ним не согласны: «Автобусы – это, конечно, неудобно. В жару в автобусе нечем дышать. В салоне негде разместить ведра и сумки с урожаем. Поездка по реке – это уже отдых, а в переполненном автобусе?» – говорит заместитель председателя некоммерческого партнерства «Центр правовой и методической поддержки садоводов» Николай Бебнев.

Теплоход «Ом» вмещает до 240 человек, теплоход «Москвич» – до 150 (в основном саратовцев обслуживали суда этих марок). Междугородные автобусы «большой вместимости» («Икарусы» и «ЛиАЗы») имеют только по 45 сидячих мест. Существенно отличается и цена на проезд. Билет на теплоход до Кошелей (по тарифам прошлого года) стоил 70 рублей. Билет на автобус (в нынешнем году) стоит 172 рубля, как поясняют в справочной автовокзала, никаких льгот для пенсионеров нет, в пути придется провести больше трех часов. Как опасается заместитель председателя некоммерческого партнерства «Центр правовой и методической поддержки садоводов» Николай Бебнев, отмена «дачных» теплоходов может привести к тому, что некоторые дачники откажутся от своих участков.

Удар по кошельку

Как рассказывает Николай Бебнев, основной проблемой саратовских садоводов стали не только транспортные расходы, но и всё увеличивающиеся налоги. В нынешнем году в регионе выросла кадастровая стоимость земли (расценки утверждает областное правительство). По словам Бебнева, в городской черте произошло увеличение в два-три раза, в районах области – до 250 раз. В 2008 году «Газета недели» уже рассказывала о скандале, связанном с резким ростом кадастровой стоимости: тогда расценки увеличились в 100–550 раз, земельный налог (ставка составляет 0,3 процента кадастровой стоимости участка) за шесть соток, например, на Кумысной поляне составил 1000–1200 рублей в год. С учетом нынешнего повышения величина налога достигнет почти 3 тысяч рублей. Кроме того, нужно платить за воду, электричество, охрану и т. д. То есть скромная дачка обойдется в 6–7 тысяч рублей в год, а это почти равно размеру одной месячной пенсии (по сведениям Пенсионного фонда, средняя пенсия в области составляет 9,1 тысячи рублей).

– На данный момент в Саратове садоводы из числа пенсионеров и многодетных семей имеют 100-процентную льготу по земельному налогу, но что будет в следующем году, неизвестно. В Саратовском районе садоводы таких льгот не имеют, – говорит Бебнев.

«В свое время государство, решая продовольственную проблему, бесплатно дало нам землю. В основном это были необработанные участки, неудобья, овраги. Мы облагородили эту землю, сами построили дороги, водопроводы, электрические сети. А теперь с нас требуют такие суммы!.. Мы будем вынуждены бросать дачи. 70–80 процентов садоводов – пенсионеры, у нас уже силёнок нет, чтобы работать на прибыль и окупить расходы», – говорит Николай Бебнев.

По подсчетам центра поддержки садоводов, восемнадцать садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ), расположенных на Кумысной поляне, платят около 4 миллионов рублей земельного налога в год. Кроме того, СНТ отчисляют взносы в Пенсионный фонд – 20 процентов от фонда оплаты труда (как полагает Николай Иванович, это юридический парадокс: ведь зарплату председателю и бухгалтеру дачники-пенсионеры выплачивают из своих пенсий). Но с уплаченных государству денег ни рубля не возвращается на обустройство инфраструктуры дачной территории.

«Мы писали проект программы развития садоводства: ставили вопросы по ремонту дорог, водопроводов и электросетей. Мы готовы сотрудничать с властью, консультировать. Но, судя по всему, чиновники не хотят с нами заниматься», – говорит Бебнев.

Сейчас в Саратовской области 307 тысяч садоводов. В целом по России, по оценкам Союза садоводов РФ, около 21 миллиона человек, с учетом членов семей – не менее 60 миллионов. Как отмечает Николай Иванович, в крупных регионах программы поддержки дачников давно существуют. Например, в Ленинградской области (где зарегистрировано более 600 тысяч садоводов) на развитие инфраструктуры за четыре года было выделено 1,2 миллиарда бюджетных рублей. В Московской области, где насчитывается более 1,2 миллиона садоводов (и их материальные возможности, надо думать, заметно больше, чем у саратовцев), – по миллиарду рублей в год.

Как проводили теплоходы

Как уже рассказывала «Газета недели», речные перевозки в Саратове регулярно становились поводом для скандала, поскольку этот бизнес связан с бюджетными дотациями. Весной 2008 года ОАО «Пассажирское речное управление», выполнявшее тогда госконтракт на перевозки, заявило о прекращении навигации. По подсчетам компании, областное правительство не доплатило ей более 6 миллионов рублей за обслуживание льготников. Владелец фирмы Александр Тимошок рассказывал прессе, что бюджетное финансирование оборвалось после беседы с руководством транспортного ведомства: человек, «очень похожий на министра», якобы просил у предпринимателя миллион. Примечательно, что впредь эта компания государственных подрядов не получала.

Следующим перевозчиком стало ООО «Казанское речное пассажирское агентство». Летом 2010 года в саратовской прессе снова появились сообщения о приостановке навигации, так как у фирмы возникла судебная тяжба с коллегами из Казани по поводу права собственности на теплоходы.

Осенью 2010-го трехлетний контракт на перевозки получила саратовская фирма «Фарватер». Злые языки связывали ее с тогдашним руководством транспортного ведомства. В 2012 году власть в регионе сменилась, и пассажиры теплоходов это почувствовали: с 1 августа, в разгар дачного сезона, навигация была остановлена. Как объясняли в областном комитете транспорта, фирма-перевозчик не расплатилась за услуги по содержанию судовых ходов, выполненные специализированной организацией «Саратовский район водных путей и судоходства». За долги путейцы сняли судоходную обстановку – бакены, буи и другие «дорожные знаки», без которых невозможно движение по воде.

В начале нынешнего года представители транспортного комитета обещали «не повторять ошибок» и тщательнее проверять потенциальных подрядчиков. По словам чиновников, велись переговоры с компаниями из Волгограда или Астрахани. Но, судя по всему, те предложением не заинтересовались.