Регион политической турбулентности

Оценить
Печальная ситуация, в которой мы оказались, может еще усугубиться: таков итог двенадцатилетнего правления в Саратовской области партии «Единая Россия»

23 апреля холдинг «Minchenko consulting» опубликовал доклад «Политические стратегии губернаторов-новичков, назначенных на свои посты в конце 2011–2012 гг.». Наш интерес к этому докладу вызван прежде всего тем, что там фигурирует и наш губернатор Валерий Радаев. Кроме того, можно отметить, что автор этого обзора был приглашен холдингом в качестве одного из экспертов.

Середняки. Никто и не сомневался

Общая картина выглядит так: «Волна переназначений глав регионов, прошедшая с момента объявления о возврате выборности губернаторов и до вступления в силу закона о прямых выборах, была, по сути, ответом на политический кризис модели назначений. Напомним, что в период с 2005 по 2011 год произведено 140 назначений, 67 раз посты глав субъектов доверяли новичкам (47,6 %), из них 27 были варягами. Из новых губернаторов 15 ушли досрочно, не доработав до окончания первого срока (из них 10 варягов, 2 местных и 3 возвращенца), 1 погиб (варяг), 3 не были переназначены (1 варяг, 2 местных). 17 новичков были переназначены (7 варягов, 9 местных и 1 возвращенец), но из них 3 ушли досрочно, не доработав до конца второго срока (из них 2 варяга). Среди губернаторов-новичков, назначенных в период с 2005 года и пребывавших в должности к середине 2011 года, преобладают местные (всего 40 человек, включая 8 возвращенцев), число сохранившихся на посту варягов составило 13 человек. Несмотря на очевидно меньшую результативность работы губернаторов-варягов, пропорция соотношения среди вновь назначенных в конце 2011 – 2012 году местных и неместных даже выросла в пользу неместных (12 против 9) в силу активного лоббизма политических групп и корпораций. Только 5 из 20 новых глав имели опыт самостоятельной конкурентной политической борьбы».

Уже сейчас можно сделать первый вывод: если нам в чем-то и повезло, так это в том, что на пост главы региона не был назначен пришлый человек. Как правило, и это следует из доклада, назначение варягов ведет к усилению межэлитных противоборств. Но наша область в силу ряда причин, главная из которых высокий пост Вячеслава Володина, становится кузницей кадров. Можно назвать, например, ряд московских чиновников и ожидаемое многими назначение Николая Панкова в Смоленск. Правда, последнее – из области еще не подтвержденных догадок. Если же это сбудется, смоляне узнают, что такое губернатор-варяг. Впрочем, этот славный русский город перенес войну 1812 года, битвы Великой Отечественной, справится и на этот раз.

Но вернемся к докладу, посмотрим, что там говорится о наших палестинах. Авторы доклада делят губернаторов-новичков с точки зрения эффективности политической стратегии на три группы. Валерий Радаев попал в середняки наряду с главами Ставрополья, Вологодской, Костромской, Мурманской, Самарской областей. Приятно осознавать, что есть области, где губернаторы еще слабее справляются со своими обязанностями. И таких регионов немало: Карелия, Мордовия, Пермский и Приморский края, Архангельская, Волгоградская, Иркутская, Омская, Свердловская, Смоленская и Ярославская области. Тут же авторы доклада отмечают, что отчасти низкая эффективность ряда губернаторов обусловлена «ситуацией политической турбулентности». И относят наш благостный край к политически нестабильным регионам.

Правда, обоснования этому находят такие: «В. Радаев нацелен на тотальный контроль за электоральным пространством, осенью 2012 года на выборах в областной парламент «ЕР» показала «кавказский» результат – 77,92 %. Оборотной стороной красивой цифры стали многочисленные скандалы, заявления КПРФ и непарламентских партий о фальсификациях и продолжающиеся судебные разбирательства. Другой проблемой губернатора является растущий долг области. Губернатор уже выступил с популярной, но редко приносящей плоды инициативой о сокращении расходов на чиновников».

Надпартийный Радаев

Впрочем, надо отметить, что, по нашим наблюдениям, лично Радаев к выборным процессам не имеет непосредственного отношения, тут постарались другие люди – тот же Николай Панков в области и Олег Грищенко в Саратове. И по поводу борьбы с фальсифицированными результатами выборов необходимо сделать уточнение: региональное отделение КПРФ действительно делало заявления, но от судебных исков по итогам выборов коммунисты воздержались. Единственная политическая сила, которая стремится найти в наших судах правду, – это «Гражданская платформа». Именно юристы этой партии довели до суда ряд самых вопиющих нарушений. В самих выборах «Гражданская платформа» не имела возможности выступать как самостоятельная политическая сила, поэтому и на выборах, и в ходе судебных разбирательств выступает в союзе с РПР-ПАРНАС.

Кроме уверенности авторов доклада в тотальном контроле Радаева над электоральным полем, есть еще несколько моментов, которые вызывают вопросы. Например: стоит ли утверждать, что Радаев имеет опыт непосредственного участия в избирательной кампании? Согласитесь, быть включенным в список всегда побеждающей партии вовсе не гарантирует возможности приобрести опыт предвыборной борьбы. Также непонятно, на чем основано утверждение, что губернатор приостановил членство в «Единой России». На столь решительный шаг, как мы знаем, отважился лишь вождь общественной палаты Александр Ландо. Но это так, ремарка. Из ложного посыла делается столь же неверный вывод о попытке Радаева быть надпартийным губернатором. Право же, единственное точное определение в нашем случае – это «подпартийный» губернатор.

И считать областное правительство многопартийным – это все-таки излишне. Да, есть бывший член ЛДПР Роман Федосеев. Губернатор даже похвалил недавно его доклад, правда, похвала звучала неоднозначно: «пожалуй, впервые выступил с понятным, доступным и хорошим докладом». Первый понятный доклад за год работы – не самое большое достижение. Да и о крупных инвестиционных проектах что-то не слышно еще со времен освоения Зеленого острова.

Есть еще бывший член СР Владимир Пожаров на должности министра экономики, но история взаимоотношений Пожарова с его бывшей партией настолько сложна, что нет никаких оснований считать его преданным сторонником Миронова – Левичева. Скорее, он военспец. Кто читал историю гражданской войны, тот знает, что к безграмотным, но идейно верным коммунистическим «красным» командирам прикрепляли бывших офицеров царской армии, чтобы обучить Ворошиловых – Буденных азам военной тактики и стратегии. В этой же роли пребывает бессменный министр финансов Александр Ларионов.

Почему же мы в ней?

Но не эти мелкие, в сущности, неточности напрягают. Главный вопрос таков: «Почему Саратовская область отнесена к зонам политической турбулентности?» И что интересно, сам губернатор, правда, еще до опубликования доклада Минченко, пришел точно к таким же выводам.

В своем отчете перед депутатами областной думы Радаев сказал буквально следующее: «Условия развития региона в 2012 году, возможности для любого маневра со стороны исполнительной власти определялись непростой как экономической, так и внутриполитической ситуацией. Это высокий государственный долг. Низкий уровень доходов населения и, как следствие, рост протестной активности. Крайне неудовлетворительное состояние ЖКХ и транспортной инфраструктуры, включая прежде всего тотальную изношенность дорожной сети. Недостаточный уровень привлечения инвестиций. Несоответствие социальных обязательств реальным возможностям бюджета. Невнимание власти к проблемам жителей. Отсутствие эффективного взаимодействия с муниципалитетами. Падение доверия граждан к органам власти. Перманентное политическое противостояние различных групп влияния на уровне местных элит. Невыстроенность отношений с федеральным центром и отсутствие лоббирующих позиций в органах государственной власти.

Весь этот пласт проблем и упущенных возможностей стал очевидным препятствием для поступательного развития области...»

Кстати, заметим: этот, несомненно, печальный итог – итог двенадцатилетнего правления в области партии «Единая Россия».

В принципе из множества причин, которые могут привести к обострению турбулентности (очень понравилось слово), возьмем на себя смелость назвать две. Может, две с половиной. Первая – общероссийская, остальные – наши местные. Хотя вполне может быть, что они наличествуют и в других регионах.

Первая – это ЖКХ. Судя по недавней прямой линии Путина, способа решить эту проблему у власти нет. Уже который год – наверное, тринадцатый – мы слышим одно и то же: «Накопилось очень много проблем в системе ЖКХ, ясно, что там больше 60 процентов находится в неудовлетворительном состоянии, что отрасль в целом нуждается в обновлении и в инвестициях».

И для сравнения – предложения Михаила Прохорова по этой же проблеме: в них куда больше конкретики.

«Чтобы отрегулировать тарифы ЖКХ для населения, нужно прежде всего остановить тарифы естественных монополий. Они, вместо того чтобы быть в конкурентной среде, постоянно завышают издержки, и, соответственно, все мы являемся плательщиками их строительных амбиций в Сочи и в других местах.

Второй шаг – нужно привести конкуренцию в сферу ЖКХ не когда жилищная компания является фирмой мэра или губернатора, а когда есть реальная возможность выиграть на открытом общественном конкурсе.

Откуда взять источники? Сейчас в нашей стране идет большое количество инвестиционных программ по созданию новых энергетических мощностей. А экономика тем временем давно перестроилась – в силу снижения энергоемкости экономики строящиеся мощности уже не нужны. Поэтому задача на федеральном уровне – остановить строительство ненужных станций. А это десятки миллиардов рублей! Всё это можно пустить в ремонт и замену труб.

Если мы говорим об энергоэффективности, то что ходить далеко? 50 % тепла теряется в плохих трубах – надо просто поменять трубы, и только за счет этого можно достичь серьезной экономии, которая будет абсолютно понятна и в кошельках каждого гражданина. Если 50 % тепла не греет атмо­сферу или воздух, и будет понятно тогда, за что мы платим».

Но у власти нет возможности провести реформу жилищно-коммунальной сферы. У нее нет возможности справиться с коррупцией, которая эту сферу пронизала, во многом по той причине, что власть (местная) и коммунальные воры – это единое целое. Поэтому то, что предлагает Михаил Прохоров, в ближайшее время вряд ли будет сделано, зато будут продолжаться разговоры о бедственном положении сферы ЖКХ и необходимости модернизаций – инноваций-инвестиций. Насколько всё это эффективно, можно изучить на примере саратовского водоканала.

Марш пустых квартир

Вторая проблема вряд ли исключительно саратовская. Но вполне может так случиться, что она станет самой острой в нашем городе. Это проблема обманутых дольщиков. Тут есть некий парадокс. Обманутых дольщиков у нас мало только по одной причине – некомпетентности или же коррупционности контролирующих органов. Если все жил– и прочие инспекции реально будут исполнять свои обязанности, то число обманутых граждан вырастет в сотни раз. Ибо наши строители давно уже разучились исполнять строительные требования. Ладно, два дома «Новостроя» – об этом много уже сказано. Но есть сведения, что дома в Юбилейном поселке той же фирмой построены так, что перекрывают дорогу к детскому саду. И будь всё по закону, МЧС не должно давать разрешение на ввод этих домов в эксплуатацию. Другие, не менее заслуженные, строители возводят дома на неотведенной и незарегистрированной земле, действуя по принципу «сначала построим и продадим, потом оформим документы». Почему всё сходит с рук? Потому что строительные магнаты (за отсутствием других) были кошельком правящей партии. Но если что вдруг изменится, например отношение партии к девелоперам, то сотни, тысячи саратовцев превратятся в обманутых дольщиков.

Может возникнуть и еще одна причина повышения турбулентности. Это разного рода экономические разборки, ведущиеся под всякими благовидными вывесками. Например, недавняя война за экологически чистые «Дубки». По неожиданно возбудившимся участникам, некоторым СМИ, общественникам, контролирующим организациям легко можно вычислить инициатора этого перформанса. Правда, надо заметить, что участие в кампании депутата от ЛДПР Ищенко значительно эту кампанию девальвирует, заставляя вспомнить поговорку о каждой бочке и затычках.