Беспаспортная отрасль

Оценить
Жилищно-коммунальное хозяйство в России формально не существует: оно не зафиксировано ни в одном официальном документе

Программа двухдневного всероссийского совещания об эффективном управлении жилищно-коммунальным хозяйством провозглашала благородные цели «создания благоприятных условий для проживания граждан». Но шесть сотен чиновников из российских регионов не получили ответов на свои вопросы. Потому что пленарное заседание озадачило, а круглые столы мало что прояснили. Мне довелось побывать на заседаниях двух столов.

Век просвещения настал?

Что-то похожее на обмен мнениями можно было наблюдать только на заседании круглого стола, посвящённого поиску эффективных механизмов общественного и государственного контроля за деятельностью жилищно-коммунальных организаций. Его вела председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева. Было видно, что она заинтересована в том, чтобы выслушать всех, кто хотел высказаться, а также зафиксировать поступающие предложения, если они кажутся дельными. Выступающих действительно было много, поэтому отведённых на мероприятие двух часов не хватило. Но и дельных предложений тоже, как показалось, было достаточно.

Светлана Разворотнева предложила подумать над тем, как выстроить систему, в которой государственный контроль, муниципальные надзорные органы и общественность могли бы не просто эффективно взаимодействовать, но и дополнять друг друга. По ее словам, создание на региональном уровне так называемых ресурсных центров общественного контроля должно объединить под одной «вывеской» все те некоммерческие организации, активистов и экспертов, которые уже системно занимаются защитой прав потребителей в сфере ЖКХ, жилищным просвещением и работают на повышение эффективности коммунальной сферы. При этом такие центры должны пользоваться безусловной поддержкой региональных властей. Она непременно потребуется при проведении обучающих семинаров для граждан и организаций и других полезных обществу мероприятий. От центров людям обещают бесплатные консультации и разъяснения жилищного законодательства, в частности, рассказать, как жить с законом об обязательных платежах на капитальный ремонт. Ресурсные центры могут, по словам Светланы Разворотневой, регистрироваться как юридическое лицо, что позволит им претендовать на государственные гранты, или представлять собой объединение нескольких общественных организаций без образования юридического лица, но тогда о грантах речь не идет.

Были бы кадры, решали бы всё

Евгений Богомольный, профессор кафедры управления недвижимостью и проблем землепользования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, член наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, обескуражил всех заявлением, что на самом деле такой отрасли, как ЖКХ, не существует. Эта отрасль не зафиксирована ни в одном официальном документе. И исправлять этот огрех придётся с самых что ни на есть основ: вводить в единый квалификационный справочник перечень профессий, которые имеются в сфере ЖКХ, открыть в вузах специфические специальности и т. д.

«Сегодня нет ни одного учебного заведения, которое готовило бы по специальности ну хотя бы «управление недвижимостью» именно с технической точки зрения, – сообщил Богомольный. – Зато менеджеров как грязи. А они чем хочешь могут управлять, но не многоквартирными домами. Сегодня создать управляющую компанию может любой второгодник, имея 10 тысяч рублей в кармане».

Конструктивными предложениями по корректировке действующего законодательства поделилась и главный жилинспектор Саратовской области Юлия Абрамова. Она, например, попросила наделить Государственную жилищную инспекцию дополнительными полномочиями по представлению в судах интересов неопределенного круга лиц. Следующее предложение – ввести административную ответственность за перепланировку (переустройство) нежилых помещений.

На круглом столе обсудили идею об обязательном вступлении управляющих компаний в ассоциацию саморегулируемых организаций. Так УК якобы будут следить за добросовестным исполнением обязательств друг у друга. Говорили на заседании о способах досудебного урегулирования конфликтов в сфере ЖКХ, о привлечении к работе профессиональных психологов. Обсуждалась идея проведения специальных просветительских уроков по ЖКХ в школах для детей и родителей, возможность создания жилищных общественных инспекторов и проведения общественной экспертизы при изменении тарифов.

Стройте и не говорите, что вам не строится

На круглом столе, где должны были обсуждать актуальные вопросы ликвидации аварийного жилищного фонда и проблемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, мнения собравшихся президиуму были не интересны. Это, скорее, был обучающий семинар для провинциальных чиновников и прочих. Модераторы круглого стола – заместители главы фонда Ольга Сердюк и Олег Рурин – объясняли главам регионов новые правила игры с условным названием «Госпомощь ЖКХ». В № 185-ФЗ были внесены поправки, и теперь смысл этих изменений разжёвывают регионам.

Аварийное жильё и капремонт многоквартирных домов – два направления, которые сжирают деньги фонда, как чёрные дыры. Слава богу, пока государство от участия в расселении ветхих домов не отказывается. Но условия, при которых обещана федеральная помощь, не каждому региону по силам.

Олег Рурин сообщил, что сроки программы расселения аварийного жилья продлены до 30 сентября 2017 года. На это решение повлиял вскрывшийся масштаб бедствия. В некоторых регионах, как сказал Рурин, площадь аварийного жилфонда – от 300 тыс.кв. м и выше. В Саратовском регионе, как известно, сносить нужно почти 400 тысяч кв. м, а в Кемеровской области и вовсе 500 тысяч. Чтобы сэкономить средства фонда и собственных бюджетов, регионам предлагают активнее искать инвесторов, которые должны заинтересоваться землёй под аварийными домами. В обмен на право освоения этой земли инвестору, мол, можно навязать хотя бы частичное расселение жильцов. По подсчётам фонда, таким образом можно найти до четверти всех расходов на расселение ветхого и аварийного жилья.

А ещё надо больше строить. И причём ориентироваться лучше, как рекомендует Рурин (а значит, фонд), на малоэтажное строительство. Олег Станиславович рассказал, каким образом малоэтажное жилье возводится быстро и дёшево. Нужно запустить на территории каждого региона завод по изготовлению специальных модулей, которые потом, как конструктор, буквально за месяц складывать в полноценный трёхэтажный «несколькоквартирный» дом.

В общем, в фонде решение проблемы расселения аварийных домов видят очень чётко и слышать не хотят о том, что их видение кому-то может не нравиться. А вот представители регионов мечты топ-менеджеров фонда подвергли серьёзному сомнению. Указали, что производственные мощности таких заводов составляют от 400 тысяч

кв. м в год. И зачастую эта цифра сопоставима с объёмами всего малоэтажного строительства в субъектах РФ. Возить же панели из соседних областей за сотни километров совсем не выгодно. Да и не успеет никто из регионов при всём желании развернуть такое производство в короткие сроки. Тогда как времени на реализацию программы в обрез.

Приказано слушать, а не говорить

Рурин и Сердюк ругали регионы за прошлые промахи и требовали не допускать подобного впредь. Например, не выбирать поставщика жилья до реализации программы по переселению жителей аварийных домов, как делают практически везде. Готовить документацию при такой схеме легче и быстрее. Но фонд настойчиво требует от общепринятой практики отказаться, дабы стимулировать конкуренцию.

Дмитрий Федотов, заместитель главы администрации Саратова, пытался объяснить, что фонду нужно выбрать что-то одно – или честные конкурентные аукционы, но долгое решение вопроса, или быстрые темпы реализации программы, но предварительное определение продавца квартир. Рурин Федотова не услышал. Опыт Курганской области, где существует реальная проблема выбора поставщика жилья просто потому, что либо нет строительных организаций, либо она всего одна (в разных районах по-разному), представителей фонда не убедил. А за жалобы на трудности решения земельных вопросов чиновник из Кургана получил выволочку от госпожи Сердюк. Не жалуйтесь, мол, никто не обещал, что будет легко.

Ольга Сердюк вообще была строга в тот день. Обидела Якова Стрельцина, не дав ему возможности высказаться по поводу новой нормы о расселении домов, призванных памятниками культуры. По мнению Стрельцина, предложенный фондом механизм не работает, но у него, Стрельцина, есть ряд предложений по корректировке механизма. Дослушивать строителя московские топ-менеджеры не захотели. Сердюк назвала выступление Стрельцина пафосным и неконструктивным. В ответ Яков Саввич демонстративно покинул зал.

Вторая тема того круглого стола касалась новой нормы по обязательной расходной статье «на капитальный ремонт» в счетах за ЖКУ (до сих пор данный вид сборов появлялся с разрешения жильцов). Никакого обсуждения здесь не требовалось. Представители фонда содействия сообщили участникам встречи, что со следующего года деньги на капремонт от государства будут получать только те регионы, в которых до 1 июля текущего года будут созданы региональные системы капитального ремонта. Специальные структуры нужно создавать для управления накопленными на капремонт средствами.

Мнения регионов мало интересуют столичных специалистов

Всероссийское совещание, которое организует Фонд содействия реформированию ЖКХ на пару с НП «ЖКХ «Развитие», проводится дважды в год начиная с 2010-го. В Саратове состоялось уже девятое по счёту. Приглашаются на него представители всех регионов, для которых актуальны жилищно-коммунальные проблемы. Предполагается, что в рамках программных мероприятий представители субъектов РФ будут делиться опытом друг с другом и совместно с федеральными государственными профильными структурами искать универсальные решения коммунальных проблем. Это в идеале. На опыте саратовского всероссийского совещания можно сказать, что собирают регионы для того, чтобы навязать им те решения, которые родились в светлых умах специалистов многочисленных столичных организаций. И кажется, никого особенно не интересует, что решения эти не всегда работают в условиях отдельно взятых регионов.