«Многого люди натерпелись»
Многие теперь знают ее как Тамару Владимировну Ефимову, хотя по паспорту она Екатерина, в девичестве Маркина. Самолет настоящей Тамары Маркиной разбился под Ригой. Валентина Гризодубова, командовавшая авиаполком авиации дальнего действия, направила свою подчиненную Катю Маркину в Ригу привезти тело погибшей боевой подруги. С тех пор и привязалось к Кате имя ее однофамилицы.
Когда началась война, Катиного отца забрали на фронт. Семья, мать, две дочери и сын остались в Петровске. Катя, средняя из детей Маркиных, окончила семь классов и вместе с мамой во время войны работала в опытном хозяйстве.
В 1943 году 16-летнюю Катю забрали в подмосковный Клин. Располагавшемуся там полку Валентины Гризодубовой была нужна рабочая сила.
– Попала туда девчонкой, не понимала, что к чему, – вспоминает Тамара Владимировна. – Везли нас в поезде целый месяц. Приехали грязные, оборванные. Выдали нам чистую одежду, направили в санпропускник. Девушек в целях гигиены тогда стригли. А у меня была длинная, тяжелая коса. Я была молоденькая, надо мной взяла шефство наш бригадир, косу я прятала под платок, а бригадир помогала это скрывать.
Работали с 6 утра до 6 вечера на болотах, копали торф. Потом его клали в машину, где торф измельчался. Из машины девушки доставали торф уже в виде кубиков и сушили его на поле. Высушенное топливо загружали в машину и везли к аэродрому, над которым была натянута маскировочная сетка. Там, где садились самолеты, было сухо и тепло. Этим торфом отапливалась в войну и Москва. Девушки возвращались в свои корпуса, рассчитанные на 30 человек, одежда и обувь были мокрые, сушились у печки. Вместе с пайком им выдавали папиросы, которые некурящие меняли на еду. В выходные девушки еще и обучались на курсах. Катя посещала курсы библиотекарей. На болотах одолевал гнус. У Кати загноилась нога, не заживала почти полгода. Ее отстраняли от добычи торфа. Она сопровождала машины до склада и заполняла документы.
– Как-то разгружали мы на складе ящики, – рассказывает Тамара Владимировна. – Проходят мимо три красавицы, бравые такие, в военной форме, подтянутые, громко разговаривают. Увидели меня в платке и рассмеялись: «Ну и кулёма!» А другие девчата мне говорят: «Не сердись, это наши герои». Поняла я, что одна из них – сама Гризодубова. У нее к тому времени уже было около 200 боевых вылетов. И вдруг идут летчицы обратно, я и сняла платок. Они увидели косу и удивились: «Вот тебе и кулёма! Где же такие косы растят?!» Гризодубова была еще расположена поговорить, но нас ждала срочная работа.
С тех пор никаких платков, только шляпки, даже во время войны находили какие-то наряды, ездили в Москву, в театр. Тамара Маркина активно участвовала в художественной самодеятельности. А позже, в мирное время сапоги она сменила на туфли на высоких каблуках. Женихам Тамара давала отпор, ждала окончания войны. Валентина Гризодубова стала кумиром для многих девушек, работавших в Клину. Тамара Маркина ничего не боялась. Первая заходила в воду, когда нужно было доставать утонувший самолет.
Линия фронта проходила всего в каких-то десятках километров от Клина. Побывав в Подмосковье, Тамара повзрослела. Она, как и все советские люди, своим трудом старалась приблизить окончание войны. Мечтала увидеть отца. Владимир Кузьмич пропал без вести в 1944 году. Оказалось, что был он в концлагере, несколько раз пытался бежать оттуда. Едва успел вырваться из плена, как его снова отправили в концлагерь, но уже советский. Тамара писала письма земестителю председателя Совнаркома Молотову. Отца освободили из лагеря, после того как он провел там два года.
9 мая 1945 года по громкоговорителю объявили о победе. Тамару с подругами отпустили в столицу.
– На улицах Москвы было полно людей самых разных национальностей, – говорит Тамара Владимировна. – Все радовались, пели песни. Но однозначного отношения к Сталину не было, ведь он знал, что немцы готовили нападение. Многого натерпелись люди за эти четыре года... Дали нам по 22 рубля, чтобы доехать до дома. В поезде познакомилась со своим будущим мужем.
Приехав в Саратов, Тамара Владимировна вслед за мужем устроилась на шарикоподшипниковый завод контролером, а потом перешла в аэропорт. Сначала заправляла топливом самолеты. Затем стала дежурным администратором в гостинице
аэропорта, где она встречала и провожала в полеты пилотов и бортпроводниц. В 1996 году Тамара Владимировна Ефимова вышла на пенсию, но продолжала работать в аэропорту еще 13 лет. Она труженик тыла, ветеран войны, имеет памятные медали.