Россию хотят превратить в страну бомжей?
Можно или нельзя отнимать у россиян квартиры за долги по коммуналке? Этот вопрос сейчас мучает федеральное правительство. С одной стороны, данная мера чрезвычайно жёсткая и может прежде всего ударить по незащищённым слоям населения, с другой – в борьбе с неплательщиками «давно и очень» нужен эффективный инструмент воздействия.
Пятипроцентный рубеж
Новая законодательная инициатива, опубликованная минрегионразвития РФ всего две недели назад, сразу вызвала нешуточный резонанс. Ведомство спустя буквально несколько дней сняло текст документа со своего официального сайта, опасаясь еще более серьёзных реакций общественности. Но взрыв негодования уже был обеспечен, и разговоры о законопроекте не затихают. Спорную инициативу обсуждают все – чиновники, депутаты, эксперты разных категорий и мастей, жилищные управляющие организации и простые граждане, которым в скором будущем может «улыбнуться» перспектива оказаться на улице.
Изымать квартиру за долги правительству предлагает экспертная группа под руководством Андрея Чибиса, исполнительного директора НП «ЖКХ развитие» – структуры, тесно связанной с «открытым правительством» Медведева. Ею был разработан целый законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты (по вопросу порядка оказания коммунальных услуг и отношений в сфере управления жилищным фондом)», в рамках которого всерьёз предлагается конфисковывать приватизированную жилплощадь у тех, кто имеет долги по оплате ЖКХ или взносам на капитальный ремонт. Самое интересное, что размер долга, при котором предлагается принудительное изъятие квартиры, не такой уж и большой – всего пять процентов от рыночной стоимости недвижимости. И если вспомнить о ежегодном росте тарифов на услуги ЖКХ, средней сумме в жировках и уровне доходов подавляющего большинства российских граждан за пределами Москвы, то можно предположить, что оказаться под угрозой выселения из собственного жилья люди могут довольно скоро. Года через полтора, как подсчитали эксперты.
Напомним, что сейчас самой жёсткой мерой воздействия на неплательщиков считается отключение им коммунальных услуг. Производится оно, если услуги не оплачиваются три месяца подряд. За это время у среднестатистического жителя Саратовского региона, например, формируется долг в размере средней заработной платы.
Согласно проекту нового закона для погашения долга (и не только, кстати, за ЖКУ) в судебном порядке по иску управляющей организации, «а также иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей-кредиторов» квартира должника-неплательщика может быть выставлена на публичные торги по минимальной цене в 80 процентов от рыночной стоимости. Оценку стоимости жилья проведет независимый эксперт. Средства, вырученные от продажи недвижимости, возвратят владельцу после вычета суммы долга.
Идеальные «но» для идеальной картины
Авторы радикальных методов борьбы с должниками, конечно, сделали несколько оговорок. Например, отметили, что конфискация квартиры должна рассматриваться как крайняя мера, к которой прибегнуть можно только в том случае, если у должника нет других источников для покрытия долга. То есть если средств от продажи другого его имущества не хватит на то, чтобы расплатиться с кредиторами. Предусматривается и вариант отсрочки изъятия квартиры. После подтверждения судом задолженности владельцу квартиры должно быть предоставлено три месяца на исполнение решения суда. Предполагается, что этого времени достаточно для поиска денег на оплату тех самых услуг. А если сумма долга не превышает стоимости самой квартиры, её изъятие может быть отложено на год.
Если квартира всё же была пущена с молотка, а после уплаты всех долгов бывшему собственнику окажется негде жить, то, по замыслу инициаторов поправок, он может встать в очередь на получение муниципального жилья на условиях социального найма, а на время ожидания муниципальные власти должны предоставить ему жилье из маневренного фонда.
Эксперты отмечают, что при всей своей жёсткости предлагаемые меры не являются чем-то уникальным. Подобные, и даже ещё более жесткие, меры воздействия применяются к неплательщикам в ряде других, причём достаточно развитых стран. Однако в условиях российской действительности этот подход выглядит весьма сомнительным. Прежде всего потому, что изъятие у собственника единственного жилья нарушает его конституционные права российского гражданина. А учитывая ситуацию с жилой недвижимостью в большинстве российских регионов, идея с «передержкой» в манёвренном фонде на время движения очереди на социальное жилье выглядит просто утопичной.
Видимо, чиновники из минрегионразвития все-таки испугались
В минрегионразвития РФ от причастности к разработке законопроекта уже поспешили откреститься. Здесь оправдываются тем, что текст предложенной инициативы некоммерческого партнерства «ЖКХ «Развитие» был опубликован исключительно в целях заинтересованного публичного обсуждения. В самом ведомстве ужесточение закона, мол, вовсе не поддерживают, но хотели бы выслушать другие мнения на этот счёт. «Минрегионразвития РФ готово и в дальнейшем предоставлять на своем сайте площадку для обсуждения инициатив институтов гражданского общества и экспертных сообществ, нацеленных на решение острых вопросов в сфере ЖКХ», – добавила пресс-служба министерства.
Но руководитель НП «ЖКХ «Развитие» Андрей Чибис заявил в ответ, что минрегионразвития откровенно лукавит. «Этот вопрос, безусловно, прорабатывался и обсуждался изначально. Видимо, коллеги из министерства регионального развития немножко испугались резко негативной реакции средств массовой информации», – сказал Чибис и добавил, что несмотря ни на что в настоящее время законопроект уже направлен в правительство, и всем ведомствам было дано поручение его рассмотреть.
При этом сам Чибис уверен, что предложенные его конторой меры воздействия на должников на самом деле еще очень мягкие: «Мы считаем правильным накладывать взыскание на жилье не только по долгам за жилищно-коммунальные услуги, а в том числе и по долгам за неуплату алиментов и так далее». И заверил, что будет настаивать на своей позиции при обсуждении и согласовании этого законопроекта.
И резко, и негативно, и доработать необходимо
Критикуют предложения Чибиса сейчас много и часто. Кто-то говорит, что, прежде чем принимать такой закон, государство само должно сначала исполнить свои обязательства перед гражданами-налогоплательщиками. Ограничить, например, рост тарифов на услуги ЖКХ уровнем инфляции. И снизить максимальные расходы граждан на коммуналку 10 процентами от совокупного дохода семьи, а не 22, как сейчас. Иначе, мол, пострадают наименее защищенные члены общества – пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи: именно они рискуют остаться без единственного жилья.
Другие называют поправки НП «ЖКХ «Развитие» «антиконституционными, бесчеловечными и крайне опасными», поясняя, что маргиналов, не оплачивающих услуги ЖКХ годами, на которых якобы предложенные меры и рассчитаны, наберется не более одного процента. Ещё два-три процента граждан не платят потому, что не согласны с выставляемыми им явно завышенными и необоснованными коммунальными счетами. Остальным людям просто не хватает денег. Поэтому, если и говорить всерьёз об изъятии квартир за долги, то только если сумма задолженности превысила 60–70 процентов его рыночной стоимости. Так как при задолженности в 5 процентов лишиться единственного жилья могут многие жители малых провинциальных городов и поселков.
«От принятия этого закона выиграют только управляющие компании и нечистые на руку дельцы от ЖКХ», – уверенно заявляют третьи и добавляют, что государство, позиционирующее себя социально ориентированным, в очередной раз пытается переложить на граждан все проблемы ЖКХ, вместо того чтобы создать прозрачную и справедливую систему коммунальных расчетов.
«Лишать людей единственного жилья за долги перед ЖКХ аморально. Россию хотят превратить в страну бомжей», – кричат четвёртые.
Однако практически все противники обсуждаемых драконовских мер борьбы с неплательщиками допускают их существование при условии основательной доработки.
Пусть будет, не повредит
Саратовский чиновник Дмитрий Федотов, например, тоже не имеет ничего против выселения должников из их собственных квартир. Заместитель главы администрации Саратова по городскому хозяйству считает, что предложение НП «ЖКХ «Развитие» имеет право на существование и действительно может стать эффективным инструментом в борьбе с неплательщиками.
«Речь ведь не идёт о малоимущих семьях и социально незащищённых слоях населения. Эти предложения в первую очередь должны касаться тех граждан, которые не хотят платить за коммунальные услуги даже при наличии достаточного дохода, – говорит Дмитрий Александрович. – Вот с ними и нужно бороться, и именно такими жёсткими методами».
Федотов напоминает при этом, что в рамках Гражданского процессуального кодекса изъять квартиру у собственника можно и сегодня. Только это очень трудно и очень долго, поэтому примеров таких по России практически нет. Другое дело, что действующее законодательство не позволяет выселить человека из его квартиры без предоставления ему другого подходящего жилья. Поэтому опасаться, что должники-неплательщики пополнят ряды лиц без определённого места жительства, вряд ли стоит.
«До того момента как закон будет принят, если он вообще будет принят, спорные предложения ещё не раз откорректируют. Думаю, механизм будет прописан более чётко, а также будут учтены все нюансы и возможные последствия», – успокаивает читателей «Газеты недели» Дмитрий Федотов.
Инструментов много разных неиспользованных
А вот большинство руководителей жилищных управляющих организаций предложение НП «ЖКХ «Развитие» не поддерживают. Они тоже считают, что лишение граждан их квартир нарушает право частной собственности и вообще противоречит Конституции России. «Нужно учитывать особенности страны, в которой мы живем. Подобные меры по работе с задолженностью населения могут быть на руку некоторым компаниям: неизвестно, кто будет осуществлять оценку жилого помещения и куда эти квартиры уйдут после продажи. Кроме того, несогласованность действий исполнителей после продажи квартир может повлечь за собой возросшее число оставшихся без жилья семей», – говорят в управляющих компаниях.
По словам руководителей УК, есть масса других способов заставить должника платить – ограничить должников в выезде заграницу, покупке дорогостоящих товаров и выдаче кредитов для иных целей, кроме погашения долга за жилищно-коммунальные услуги, а также сократить сроки отключения коммунальных ресурсов в квартирах должников.
Директор саратовского ООО «УК Импульс» Александр Малахов сообщил «Газете недели», что в выселении неплательщиков как способе вернуть долги не нуждается: «Выселение – это вообще, на мой взгляд, дикость. Чаще всего в таких ситуациях страдают дети. Именно из-за того, что ребёнок может остаться без крыши над головой, я считаю, что принимать такую поправку ни в коем случае нельзя. Есть много других способов вернуть деньги. Мы, например, сотрудничаем с коллекторскими агентствами, а у них свои методы воздействия на должников. И вы знаете, они очень эффективны!» – заявил наш собеседник.