Философы и филологи в центре весны
Любителям актуальной поэзии в нашем городе должен быть знаком фестиваль «Дебют». В прошлом году он выходил с подзаголовком «Дебют-Саратов: Центр весны». Год спустя от него осталась только вторая половина. Прошел фестиваль, как и следует из названия, в середине весны – 19-го и 20 апреля.
Впрочем, его проведение если и не было под угрозой, то всё же вызывало опасения. Еще в марте в официальной группе в соцсети «ВКонтакте» было сказано, что «в связи с ограниченным финансированием приезд и проживание иногородних участников и гостей фестиваля оплачены быть не могут (в качестве компенсации можем помочь советами по наиболее оптимальному размещению в Саратове)».
В начале апреля трудности по-прежнему существовали, и организаторы указывали, что гостей всё так же необходимо где-то разместить, что финансовая проблема никуда не испарилась и даже небольшая помощь, оказанная фондом «Поколение», уже истрачена на нужды фестиваля, что необходимо что-то решать с видеосъемкой, что под вопросом остается выход из печати романа в комиксах «Фанки-Фунги», который собирались презентовать в субботу. Впрочем, презентация так и не состоялась. В общем, в самую пору было хвататься за голову.
Министерство культуры финансовой помощи фестивалю не оказало (справедливости ради стоит уточнить, что, как рассказал нам главный организатор фестиваля Михаил Богатов, никто туда не обращался за финансовой поддержкой), однако предоставило помещение в областной научной библиотеке для проведения круглого стола «Действие современной литературы».
Такие сложности в организации не могли не сказаться на проведении мероприятия. Главное следствие – это сокращение фестиваля с трех дней до двух: дополнительный третий день накладывал множество трудностей. По этой же причине был более тщательным отбор участников. К слову, на улице никто ночевать не остался.
Бросалось в глаза и то, что в этот раз фестиваль по-настоящему плотно связал две области – филологию, точнее поэзию, с философией. Помимо того что сам Богатов является кандидатом философских наук и преподавателем в этой сфере, представителями философии были и приглашенные гости: Анатолий Ахутин (преподаватель Российского государственного гуманитарного университета – РГГУ), который в пятницу и в субботу читал лекцию «Поэзия и философия», и Пётр Сафронов (декан философско-социологического факультета Российской академии народного хозяйства и государственной службы – РАНХиГС), который принял участие в круглом столе как оппонент Богатова.
В первый же день фестиваля в музее Борисова-Мусатова состоялось открытие выставки графики Натальи Красильниковой (Санкт-Петербург), посвященной роману Анатолия Рясова «Пустырь». Там же случился казус: сама художница опоздала к началу встречи и не захотела, несмотря на уговоры, выступить с речью. В этом плане по-своему символично, что Михаил Богатов, написавший предисловие к роману, уто, что главный герой – немой и потому картины отображают его мышление. Сам же Рясов заметил, что работы выпускницы Саратовского художественного училища, с его точки зрения, очень точно уловили настроение произведения.
Во второй день фестиваля состоялся круглый стол «Действие современной литературы». Не будем расписывать подробно идеи, высказывавшиеся там, они требуют отдельного материала, заметим лишь, что немало в ходе дискуссий «полетело голов». Особенно досталось Дудинцеву, Прилепину и Пелевину. Анатолий Рясов жестко доказывал, что второй пишет так, словно все наработки двадцатого века прошли мимо него. Это не было бы так страшно, кабы Захар не считался одним из ведущих писателей России. Пелевина же прямо называл откровенно коммерческой литературой, в которой почти всё «заимствовано» у Саши Соколова.
Что касается непосредственно самих поэтических чтений, то за два дня выступило практически 60 человек. Не только из Саратова. В качестве гостей были москвичи, самарцы и нижегородцы. Местом проведения были традиционно выбран рок-бар «Machine Head», также к нему присоединился «Honky Tonk Club». Как и в прошлом году, оба места оказались тесноватыми, особенно поначалу, когда публика была еще свежей. Впрочем, едва ли могло быть иначе: в Саратове попросту нет крупных кафе, устраивающих поэтические чтения.
Более жесткий отбор, обещанный организаторами, действительно чувствовался: слабые поэты, не ощущающие ритма времени, не попадались, а если и попадались, то достаточно резко выделялись на общем фоне. Рубрика «Дебют» в этом году открыла сразу нескольких любопытных авторов. То, что многих смущало в предыдущие годы – обилие нецензурной лексики в стихах, – в этот раз не было так заметно. Тематика стихов была различная, прозвучали и политические стихи. Так, Дмитрий Голин выступал в маске, отсылающей к Pussy Riot, и призывал «убить в себе государство». Не обошлось и без участия представителей нашей газеты: автор этой статьи выступил во второй день фестиваля и даже взял для одного из стихотворений эпиграф из Осипа Кунцева.
Что будет далее с фестивалем – вопрос. Исчезнуть он не должен. Богатов на выставке Красильниковой мимоходом упомянул, что в следующем году действо может переместиться под открытое небо. В качестве одного из вариантов, вероятно, шуточно, назывался Увек. Как будет – посмотрим.