Реалист со своей песней

Оценить
Издан альбом «Роман Мерцлин. Живопись. Графика»

Это первое полноценное издание, посвященное творчеству живописца. Авторами проекта стали педагог-архитектор СГТУ, редактор альманаха «Тектоника плюс» Алексей Кашанин и заведующий отделом русского искусства Радищевского музея Ефим Водонос. Альбом был презентован на прошлой неделе в Доме архитектора, и Алексей Кашанин назвал это символичным. Поскольку 25 лет назад в этих стенах прошла первая персональная выставка Мерцлина.

Идея создания альбома появилась осенью 2009 года, когда издатели собирали очередной номер «Тектоники плюс», посвященной старому Саратову, и тогда же Кашанин попросил Водоноса написать статью о городском пейзаже Мерцлина.

За три с половиной года была отснята большая часть картин художника из фондов музеев Саратова, Энгельса, Вильнюса, частных коллекций и семейного архива, был сделан макет, но создатели столкнулись с финансовыми трудностями.

– Весной прошлого года мы издали еще одну статью в «Тектонике плюс», посвященную графике Мерцлина, там же опубликовали отрывки из воспоминаний художника «Наброски чернилами». На этом бы всё и закончилось, но наш проект спас Владимир Морозов, который помог и личными средствами и в поиске спонсоров, – сказал Алексей Кашанин. – Так, в создании проекта поучаствовали ТНК-ВР – Саратов и фонд «Радуга», чей грант пошел на издание этого альбома.

О художественном наследии Романа Мерцлина много и интересно рассказывал Ефим Водонос. Искусствовед заметил, что саратовский художник обладал большим не только живописным дарованием, но и тем, чем мало кто обладает, – некой своей песней, своим миропониманием, а именно это делает художника настоящим мастером.

– Во все времена были как значительные художники, так и замечательные люди, социально активные, озабоченные жизнью, – говорил Ефим Исаакович. – Но сочетание и того, и другого встречается не так часто. Роман Мерцлин в себе сочетал художника очень правдивого, чувствующего реальность нашей жизни. При этом ни в публицистику, ни в лозунги он никогда не уходил и не собирался этого делать. Он прекрасно чувствовал болезненный нерв общества, увядающего нашего социализма. Но он не был соцреалистом, а был реалистом действительного социализма. И этот ритм упадка, который сказался в страшном изменении некогда нарядной части города – старом его центре, – стал его основной песней. Когда начались массовые отъезды из страны, работы Романа люди брали с собой в эмиграцию как частичку своей прожитой жизни, своего мироощущения.

– Почему-то его реализм вызывал отторжение и власть имущих, и художнической элиты, – говорил Ефим Исаакович. – И это несмотря на то, что он был художником-реалистом без каких-то формальных завихрений. Но реализм был наполнен ощущением какой-то тягостности ритма жизни, ощущением того, что ветшает на наших глазах эта среда прекрасного, ощущением горечи по поводу этого. При этом он не педалировал тему. Она рождалась сама собой.

Много было сказано и о том, что при жизни автора ни сам Мерцлин, ни его друзья-искусствоведы и художники не придавали особого значения его графике. Разглядел бесспорную ценность графических работ только львовский искусствовед Шелест, который работал какое-то время в Саратове.

– Он стал буквально кричать и на Романа, и на нас, что мы не понимаем всю ценность этих рисунков, – вспомнил Водонос. – И сейчас я хорошо понимаю, что мы, действительно, в тот момент прозевали интереснейший пласт его творчества, а Шелест был прав.

Завершая свою речь, искусствовед заметил, что, как ему представляется, сегодня подходит к концу пора художественно-критического осмысления творчества этого художника и что пора молодому поколению взяться за собирание большого объема сведений о нем и более детального, искусствоведческого изучения.

Несколько слов сказала о творчестве Мерцлина и директор Радищевского музея Тамара Гродскова. Она отметила, что время благостно к нам за то, что «мы сумели разглядеть талант, что нашлись люди, для которых творчество Мерцлина небезразлично». Создание альбома – это, по словам Гродсковой, то, что кроме его работ, сохраняет память о художнике.

Весь небольшой тираж альбом «Роман Мерцлин. Живопись. Графика» (500 экземпляров) по условиям гранта издатели раздали в библиотеки и музеи Саратова и области.

Картина