Главное, чтобы костюмчик надел!

Оценить
Добровольно-принудительное введение школьной формы вступает в силу

В школах страны и области – ажиотаж. И дело тут совсем не в ЕГЭ. Причиной паники на этот раз стала школьная форма, введение которой закрепили на законодательном уровне. Учителя, учащиеся и их родители спорят, в чем будут ходить дети в школу в будущем учебном году.

Школьная форма повысит рождаемость

А началось это в начале марта этого года на совещании по обсуждению ситуации (должно быть, весьма тяжелой) в легкой промышленности. Руководствуясь извечными стремлениями поддержать отечественного производителя, президент сказал, что не против школьной формы, и дал поручение правительству разработать законодательную базу для введения школьной формы в общеобразовательных учреждениях.

28 марта 2013 года на официальном сайте министерства образования и науки РФ появился образец «модельного нормативно-правового акта субъекта РФ о требованиях к школьной форме». Минобрнауки предложило установить три вида школьной одежды: повседневная, парадная и спортивная. Также говорится, что в нескольких регионах, в том числе в Саратовской области, уже давно не стоит вопрос «что надеть в школу» – всё по форме.

Предстоящее введение формы носит отчетливый добровольно-принудительный характер. Самостоятельное решение по этому поводу должен принять каждый субъект Федерации. Формально он может отказаться от присланного из минобрнауки проекта модельного закона и не вводить обязательную школьную форму, однако этого не сделает. Потому что «за это высказались от 60 до 90 % учащихся», – заявила заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова.

Для регионов будет прописан «общий подход к делу», а такие детали, как модель, фасон, цвет, будут решаться на уровне каждой отдельно взятой школы. Решать это должен орган государственно-общественного управления образовательной организации (совет школы, родительский комитет, классный, общешкольное родительское собрание, попечительский совет и другие).

В документе намекают на механизмы финансовой поддержки некоторых категорий граждан и заверяют, что такие механизмы уже работают в ряде субъектов РФ. Для всех остальных категорий удовольствие поддержать отечественную легкую промышленность в непростых условиях ВТО обойдется, по подсчетам чиновников, в среднем в четыре тысячи рублей.

«Общество волнуется не столько по поводу введения формы, сколько кто будет за нее платить, – признал член комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Бату Хасиков. – Думаю, что это должны делать родители. Взять на себя все расходы в связи с введением школьной формы государство не сможет. Оно должно обеспечивать лишь малоимущие семьи и те, где больше трех детей». Таким образом, чиновники уверены, что школьная форма станет дополнительным фактором к созданию благоприятной демографической обстановки и повысит рождаемость.

И имеет массу других преимуществ

Что даст ношение школьной формы самим школьникам, их родителям и общеобразовательному учреждению?

То же, что и в советские времена. Власти находят множество плюсов. Во-первых, школьная форма сэкономит семейный бюджет: сделав затраты раз год, не придется покупать другую одежду в течение года. Также форма сгладит социальное и материальное неравенство среди детей.

Помимо всего прочего, форма позволит мусульманским девушкам (или заставит их) не путать школу с медресе, как это случилось в Ставропольском крае. Всё-таки школа – светское заведение. С другой стороны, строгая форма положит конец привившимся в последние годы чрезмерно откровенным нарядам школьниц. И, в конце концов, она элементарно будет соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

А теперь поговорим о высоком. Дети в форме выглядят не разношерстной массой, а некой целостностью: дополнительный эффект, сплачивающий группу в коллектив и позволяющий воспитать так называемую корпоративную культуру.

Чиновники также убеждены, что ношение одежды отечественных производителей посеет в юных сердцах зерна патриотизма. А потребность подшивать и приукрашивать одинаковую форму, как когда-то в советские времена, воспитает еще и любовь к труду.

С мнением, что школьная форма в целом положительно повлияет на учебный процесс, согласен 71 % граждан – по результатам опроса ВЦИОМ, проведенного в ноябре 2012 года. Исследование проводилось в 43 субъектах страны (было опрошено 1500 респондентов). 4 % предлагают ввести форму только в некоторых школы, а 13 % уверены, что такая форма школьникам вовсе не нужна. При этом половина респондентов высказались за то, чтобы школьная форма была единой для всех учреждений.

Как и недостатков

Но есть у школьной формы и противники. Они считают, что требование соблюдения единообразия в одежде станет очередным административным рычагом давления на учеников, может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников.

Всеобщая уравниловка приведет, считают противники, к так называемой деиндивидуализации сознания у учащихся. Да и носить одно и то же каждый день – занятие довольно мрачное. «Вместо того чтобы помочь ребенку сосредоточиться на занятиях и позволить носить ему удобную одежду, мы из него делаем маленького депутата в брюках и пиджаке. Почему нельзя разрешить детям ходить в джинсах и свитерах или толстовках? Школа и так не самое веселое заведение, пусть дети хоть одеваются радостно», – считает мама саратовского пятиклассника.

Успеет ли отечественная промышленность за несколько оставшихся месяцев одеть 2-3 миллиона учащихся, не ясно. Тем более что речь идет не об одной, а минимум о трех комплектах формы – повседневной, парадной и спортивной. А с учетом необходимости проводить тендеры на госзаказ перспектива и вовсе сомнительна. Другой вопрос, как обеспечить победу в предполагаемых тендерах отечественному производителю. Ответа на него также нет. Зато очевидно другое.

Школьная форма – она лишь в идеале выглядит красивой и комфортной. У детей разные типы фигуры, и то, что подойдет одним, может совершенно не подойти другим.

К разработке школьной одежды подключился столичный модельер Вячеслав Зайцев. Он уже продемонстрировал свой первый вариант школьной формы для 1–4-х классов, а в июне представит свои разработки для школьников средних и старших классов. В комплекты войдут брюки, плиссированные юбки и сарафаны для девочек, блузки, сорочки, водолазки, жилеты, кофты и кардиганы. Изделия будут созданы с ребрами жесткости, которые позволят не искривляться позвоночнику и поддержат правильную осанку. Цена одного комплекта будет составлять 3–3,5 тысячи рублей. Но потратить на школьную форму для своего ребенка более полутора тысяч рублей, к сожалению, пока может лишь 12 % населения.

«Если бы школьная форма была такой же, как, например, в сериале «Закрытая школа», то я бы не захотела снимать ее даже в неучебное время! Но то, что собираются предложить нам в школе, мне, откровенно говоря, совсем не нравится», – признается саратовская школьница.

Каждой саратовской школе предлагается выбрать только один из фасонов одежды, который должен поддержать весь школьный коллектив и родительский комитет. Школьная форма стала клубком противоречий, где сталкиваются вкусы и интересы разных сторон. Оказалось, очень сложно договориться относительно цвета, фасона, качества моделей формы. То, что устраивает одних, совершенно не устраивает других. Родители недоумевают, что делать, если ребенок быстро вырастет из формы, а на одежде даже нет припусков, что детям придется носить одно и то же каждый день и т. д. Они направляют жалобы в министерство образования области, где, как правило, рекомендуют разбираться на месте. Учителя, которые сами далеко не все согласны с введением формы, вынуждены убеждать в ее необходимости родителей. Гораздо проще им удается, опираясь на законодательную базу, просто ставить родителей перед фактом: «форма есть и будет такой-то».

И уже первого сентября на школьных линейках будет стоять рота одинаково облаченных маленьких граждан. Так и недалек тот день, когда сбудется мечты любого автократа – запаковать в форму всё население страны. А привычка ходить в ней строем должна вырабатываться с детства.

Гражданские мундиры

В России первая школьная форма была введена в 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Костюмы, которые предназначались для мальчиков того времени, были своеобразным сочетанием военного и штатского мужского платья.

В то же время началось развитие и женского образования. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. В 1886 году и появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд. Выглядел он приблизительно так: шерстяное платье коричневого цвета. Это скромное платье было украшено белыми воротничками и манжетами. Из аксессуаров – черный передник.

После революции 1917 года школьная форма была отменена, так как признана буржуазным пережитком прошлого. Но в 1948 году была вновь введена в период всеобщего «обмундирования». Оригинальничать не стали и сделали форму похожей на дореволюционную.

Стиль советской школьной формы был модернизирован в 1962 году, и с тех пор он менялся каждое десятилетие. Имелись и некоторые различия в разных советских республиках. Мальчики обычно носили синие брюки и куртки, девочки – коричневые платья с черными фартуками и бантами (в особых случаях они надевали белые фартуки и банты). Члены пионерской организации, к которой принадлежали почти все школьники до 14 лет, носили красные галстуки. Для уроков физкультуры имелась специальная спортивная форма. Ношение формы было обязательным, и учеников наказывали за несоблюдение правил.

В 1992 году обязательная школьная форма была отменена. До сегодняшнего времени некоторые школы имели свои собственные стандарты школьной формы, а образовательные учреждения без формы – определенный дресс-код.

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927–1968 годах, в Польше – до 1988 года. В США и Канаде существует во многих частных школах, а на Кубе – во всех средних и высших учебных заведениях. Также форма введена повсеместно во всех школах Великобритании и бывших ее колониях – Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке, Кипре и Гонконге. Обязательной считается школьная форма в Китае и Японии.