Великая депрессия в ТЮЗе

Оценить
Очередной эксперимент театра обещает стать провальным

Пока Германия держит за горло небогатые страны Евросоюза, Россия переживает время политических репрессий, а мир не может придумать, как избежать очередной волны экономического кризиса, в саратовском ТЮЗе играют «Святую Иоанну» Бертольта Брехта. Премьера спектакля состоялась 10-го апреля, и в премьерный же вечер после антракта зал покинула как минимум треть зрителей. А всё потому, что на спектакль этот надо идти подготовленным.

Выбор пьесы для постановки не удивителен, если учесть, что режиссер – Андреас Мерц – немец. И дело вовсе не в том, что режиссер и автор – оба из Германии. Просто сейчас в Евросоюзе возникает ситуация, немного схожая с ситуацией, описанной в пьесе. Германия напоминает богатейшего мясозаводчика Маулера, который держит в своих руках жизнь и судьбу тысяч простых людей, диктуя нескольким крупным бизнесменам свои условия.

Чикаго. Великая депрессия. Рынок мясных консервов переполнен. Разорился мясозаводчик Леннокс. Тысячи голодных рабочих осаждают скотобойни в поисках работы. Иоанна Дарк, лейтенант религиозной организации «Черные капоры», добивается у Маулера милости к обездоленным. Чувствительный финансовый воротила соглашается и, чтобы запустить заводы, скупает у мясопереработчиков все консервы. А заодно жалеет скотопромышленников и закупает у них весь скот. Теперь, чтобы выпустить купленные Маулером консервы, мясопереработчики вынуждены купить скот у того же Маулера по завышенным ценам. В итоге разоряются все, в том числе и всесильный Маулер. Кто знает, может быть, всё это ждет и финансово успешную Германию, если она «передавит» с требованием погашения кредитов?

При чем тут современные российские реалии, спросите вы? Это их европейские проблемы. Но мы не станем углубляться в экономику. Все персонажи пьесы, если приглядеться, – это и есть современная российская реальность. Люди, которые считают, что всё продается и покупается (промышленники), некая оппозиция (в данном случае «Черные капоры»), которая готова поддерживать обездоленных, пока есть на что. И за деньги от сильных мира сего готова внушать своей пастве то, что угодно олигархам. Есть тут и жены покалеченных и погибших на скотобойнях рабочих, которые готовы закрыть глаза на преступление работодателей за двадцать бесплатных обедов в заводской столовой.

И есть Иоанна Дарк, практически, Жанна Д'Арк (её роль исполняет Александра Карельских), которая ведет бескомпромиссную борьбу за высшую справедливость. Правда, пока она ее ведет, она совершает ошибку за ошибкой, результатом которых становятся безработица и голод. В конце концов она отказывается передавать письмо коммунистов организаторам стачки, в результате всеобщая забастовка срывается. К концу спектакля главная героиня поймет, что нельзя менять мир и бояться запачкаться в чем-то недостойном.

В результате Иоанна умирает от воспаления легких, а «Черные капоры» провозглашают ее «святой Иоанной скотобоен».

Постановка предельно иронична. Разоренные рабочие и промышленники раздеваются до нижнего белья, прозрачно намекая на то, что остались без штанов. Маулер плачет над убийством белого быка, утверждая, что скотобойни ему надоели, потому что это кровавое дело. А в финальной сцене он явится верхом на этом самом быке. Маулер же будет танцевать зажигательные танцы победителя под красной вывеской «Аве Мария», в тот момент, как его помощник станет разорять его на бирже.

В спектакле вообще очень много красного цвета. И его тем больше, чем ближе мы к финалу.

Много в постановке и кинематографии: несколько сцен наблюдаем в режиме реального времени на огромных экранах, висящих по бокам сцены. Режиссер задействовал не только сценическое пространство, но в сцене подпольного казино, где идут торги, также и закулисье театра. Это добавляет спектаклю динамики. Потому что во время пафосных монологов Иоанны, честно говоря, хочется уснуть. В принципе, наверное, помешанные на всеобщей справедливости люди – они все такие, без самоиронии. К сожалению.

Лучше всех раскрыты мужские образы – мясопереработчик Леннокс, позднее он же Паулус Снайдер, майор «Черных капоров» в исполнении Алексея Чернышова и сам Пирпонт Маулер (Валерий Емельянов). А Татьяна Чуприкова неподражаема в роли мясозаводчика Грэхема.

В общем, спектакль умозрительный, он не задевает чувств, но заставляет подумать о всеобщей справедливости, об ответственности за свои поступки. Правда, несмотря на то что маркирован он как 16+, вряд ли старшие школьники с удовольствием пойдут его смотреть и осмысливать. Слишком уж сложно продираться через всю эту экономику Великой депрессии – кто у кого что купил, зачем и почему все в итоге нищие. А вот активистам всяческих левых движений постановка может показаться интересной. Скорее всего, «Святая Иоанна» не будет собирать театру кассу.

В последнее время ТЮЗ ругают за тягу к экспериментам и отсутствие спектаклей для детей по классическим произведениям. Однако, как мне кажется, чтобы интересно ставить классику, надо обладать недюжинным талантом. А в Саратове таких режиссеров, которые могли бы поставить того же Пушкина так, чтобы спектакль смотрелся на одном дыхании, нет. Так уж пусть лучше будут эксперименты, чем скучно поставленная классика.

Да, кстати, зрительский опыт. В новом ТЮЗе просто чудовищная акустика, артисты работают с микрофонами, и если микрофон в какой-то момент падает на пол, кусок монолога просто растворяется в воздухе. И еще: не стоит брать билеты на крайние места. С них не видно того, что происходит в глубине сцены. А это подчас весьма важные в постановке события.