Под мостом становится опасно

Оценить
Конструкция, не ремонтировавшаяся почти полвека, угрожает речным судам

О плачевном состоянии автомобильного моста «Саратов – Энгельс» кому только уже ни писали. Ответ от Путина пришел «никакой». Вячеслав Володин поблагодарил за информацию. Только в ответ на письмо Дмитрию Медведеву саратовским ветеранам мостового строительства сообщили, что будет создан дорожный фонд, часть средств которого будет передана на реконструкцию моста. Об этом в первый апрельский вторник рассказали региональным чиновникам представители дорожно-строительной отрасли, приглашенные на межведомственное совещание.

Координировали совещание заместитель председателя областного правительства Сергей Канчер и глава областного комитета дорожного хозяйства Николай Чуриков, из прочих видных чиновников в зале находился глава комитета транспорта области Василий Разделкин.

Местному самоуправлению отдадут всего миллиард

10 тысяч километров автодорог регионального значения находятся в ведении местного комитета дорожного хозяйства. Практически вся опорная дорожная сеть (основные автомагистрали) в регионе требует реконструкции и ремонта, в том числе капитального. «Недоремонт» за последние шесть лет составил 8,5 тысяч км (86 процентов). Принимая во внимание скудные финансовые возможности области, упор в дорожных работах делается на сохранность существующей дорожной сети, преимущественно за счёт работ по ее содержанию.

В 2013 году нас ждёт строительство 8 км сельских дорог, что позволит соединить с сетью автодорог общего пользования три сельских населённых пункта, и продолжение строительства моста через судоходный канал в Балакове. Часть дорожных сооружений перейдёт в общегосударственную собственность (в том числе мостовой переход через Волгу у села Пристанное). Областной дорожный фонд в текущем году состоит из 5 миллиардов рублей. Местные бюджеты получат из него один миллиард рублей субсидиями.

Чиновники мечтают о платных дорогах

На содержание дорог решено отпустить 1,8 млрд рублей. В прошлом году на эти цели было отдано 1,2 млрд, в 2010-м – 950 млн. Динамику оценили как «резкий прогресс». Но хватит ли и 1,8 млрд на то, чтобы содержать местную дорожную сеть в порядке? Таким вопросом озадачил присутствующих Сергей Канчер.

– На эти средства мы хотим максимально провести работы по содержанию, дойти до каждого населённого пункта, обеспечить безопасный проезд, – ответил глава комитета дорожного хозяйства Чуриков.

– То есть никаких ям и кочек быть не должно? – уточнил Канчер.

Ему ответили молчанием.

– Ещё раз спрашиваю: этих ресурсов достаточно, чтобы содержать дороги? Мы договорились говорить откровенно! – переспросил Сергей Васильевич.

Чуриков повторил, что денег хватит лишь на то, чтобы обеспечить безопасный проезд. По словам почётного дорожника Александра Орлова, на то, чтобы поддерживать имеющиеся дороги в определённом состоянии, денег хватит, но сделать нормальные дороги на эти средства уже не получится. Приоритеты Орлов предложил искать, ориентируясь на населённые пункты с большим количеством жителей и маршрутами школьных автобусов, потому как сразу раздать «всем сестрам по серьгам» не получится.

Каким бы большим ни был дорожный фонд, возможности его роста ограничены областным бюджетом, поэтому вряд ли когда-нибудь он станет, скажем, в десять раз больше. По этой причине, по словам Канчера, в дорожных работах важно применять новые технологии, которые могут существенно снизить затраты. Вспомнилась на совещании и извечная тема привлечения инвесторов: Канчер поднял вопрос частно-государственного партнёрства.

– Конечно, не все дороги должны быть частными, – пояснил он. – Но это мировая практика.

Про брак и новые технологии

Ямочный ремонт в области начат ещё в феврале. По словам Чурикова, ситуацию с ямами на дорогах опорной сети смогли «удержать» благодаря использованию достаточно затратной технологии литого бетона, летом же для ремонта будет использоваться более дешёвый метод холодного асфальтобетона. По мнению дорожника Орлова, последняя технология «незаконно забыта» и вполне надёжна, если правильно её применять. Однако как раз с этим, вероятно, у нас и возникают проблемки: по словам выступающего, в приготовлении асфальтобетона допускается очень много брака. «И не надо нарушать технологию укладки», – посоветовал Орлов. Он обратил внимание коллег на зарастание дорожных путей: доступ солнца к ним затруднён, скапливается и не высыхает влага, что негативно влияет на состояние полотна. Поэтому на ближайшие годы нужно ставить задачу по очистке дорог от растительности.

Весна неизбежно принесла паводок. Подтопление 12 мостов возможно, однако больших проблем не ожидается. Сейчас перекрыт один мост в Ивантеевском районе.

Полвека над Волгой

Визитную карточку области – автомобильный мост «Саратов – Энгельс» жители не зря называют старым. Старый он не только по сравнению с другими мостами, но и по возрасту в целом – сооружение было введено в эксплуатацию в 1965 году. С этой даты прошло ни много ни мало 48 лет – почти полвека! И за всё это время конструкция ни разу не подвергалась капитальному ремонту, проводились лишь отдельные работы. А капремонт мосту требуется срочно. Состояние сооружения настолько неважно, что того и глядишь отколется от него кусок бетона и угодит прямиком в проходящее под ним судно. Такую пугающую картину нарисовал собравшимся Виктор Морозов, генеральный директор компании «Институт «Проектмостреконструкция», осуществлявшей обследование и испытание элементов моста, а также разработавшей проект его капитального ремонта.

Для автотранспорта движение по мосту пока безопасно, а вот пешеходам надо быть осторожнее: перильные ограждения местами изрядно разрушены. Дефекты уникальной конструкции увеличиваются, теперь требуют обновления даже работы, сделанные в недалёком 2006 году. И если ранее кап­ремонт можно было выполнить без закрытия моста, то теперь этот номер не пройдёт. По словам Виктора Николаевича, подобный неизбежный шаг – событие не просто серьёзное, а серьёзнейшее, требующее тщательной проработки, и готовиться к нему надо заранее. Но даже через 20–25 лет после капитального ремонта мост в любом случае будет требовать реконструкции и, возможно, пересмотра режима движения.

Привет из Москвы

Очень активно на совещании работали приглашённые ветераны, когда-то участвовавшие в строительстве моста. Они до сих пор наблюдают за родным детищем. Иным современным чиновникам стоило бы поучиться такой ответственности и любви к однажды проделанной работе. По словам одного из таких ветеранов Анатолия Смоголя, о плачевном состоянии моста были написаны письма в Москву – в надежде на то, что это хоть как-то повлияет на сложившуюся ситуацию. Ответ на письмо Путину, по словам выступавшего, был «никакой». На письмо «вроде своему человеку» Володину, занимающему ныне высокий пост в администрации президента, был получен ответ типа «спасибо за информацию». И только письмо Дмитрию Медведеву оказалось единственным «немного подействовавшим»: общественникам сообщили, что будет создан дорожный фонд, часть средств которого будет передана на реконструкцию моста. Областное правительство тоже написало письмо – в федеральное министерство транспорта – с просьбой о дотациях на приведение моста в порядок. Однако ответа на него пока нет.

В 2013 году планируется провести полное обследование моста, включая надводные и подводные части опоры. Остаточная стоимость ремонта на данный момент оценивается в 813 млн 540 тыс. рублей.

– Сооружение нужно максимально сохранить, – подытожил Сергей Канчер, пояснив, что некоторые подобные конструкции становятся впоследствии пешеходными.