Омбудсмен как детская неожиданность

Оценить
На российском политическом небосклоне стремительно всходит звезда адвоката Павла Астахова

Человек с довольно противоречивой биографией, он оказался в нужное время и в нужном месте. Всё началось с того, что в ноябре 2007 года Астахов основал и возглавил движение «За Путина». Движение предлагало избрать в 2008 году Путина президентом на третий срок подряд, что является прямым нарушением Конституции Российской Федерации. Власти на такой шаг не решились, но Астахова приметили. Через полтора года Астахов стал уполномоченным по детским вопросам.

Тоже вроде не самая приметная должность. Но США приняли «закон Магнитского», наше государство ответило запретом усыновления. «Детский» вопрос стремительно набирал популярность, и Астахов умело оседлал гребень этой волны. Каждый его приезд в провинции наводил на местные власти не меньше ужаса, чем если бы это был сам ВВП.

Вполне возможно, что властей беспокоила необходимость выполнять требования, изложенные в райдере детского омбудсмена. О существовании такого райдера написала «Комсомольская правда», опираясь на разыскания блогеров. Райдер – это необходимые условия для приезда. Обычно такие требования выставляют принимающей стороне разные там поп-артисты. В нашем случае не артист, но всё же: автомобиль Audi A8 или «Мерседес» S-класса; сопровождение этого автомобиля экипажами ГИБДД; охрана; двухместный номер люкс с беговой дорожкой; журналисты и пресс-конференция; обед в епархии.

Но не только этим Астахов эпатирует российскую общественность. В ответ на упреки, что его жена отправилась рожать ребенка во Францию, он отвечал в том духе, что главное для него – семья. Тот факт, что своим ответом он подчеркнул неблагополучие дел у себя на родине, Астахова не смутил абсолютно. После публикации анализа его диссертации, где утверждалось, что 80 процентов докторской он переписал из кандидатской, а кандидатскую в свою очередь списал еще откуда-то, Астахов ответил в столь модном сейчас «пацанском» стиле. «Теперь надо «разоблачителям» проверить и мой пояс по КАРАТЭ-ДО. Без проблем!» – написал доктор юридических наук в своем твиттере.

Все эти нападки не останавливают омбудсмена. После принятия закона «Димы Яковлева» власть осознала, что в России есть сироты, и живут они, мягко говоря, не очень. Для исправления ситуации в бой и был брошен Астахов. С поразительной скоростью он перемещается по стране, везде находя недостатки и призывая кары на головы нерадивых. Воронеж, Ижевск, Саратов, Екатеринбург.

Визит в Саратов, в общем-то, прошел гладко. Астахов в реактивном темпе посетил «Центр социальной помощи семье и детям», где проверил температуру льющейся из крана воды; детско-юношескую спортивно-адаптивную школу «Реабилитация и физкультура»; Саратовский детский дом № 2. Как сообщают СМИ, Астахов в целом остался доволен увиденным. О чем и уведомил страну в своем микроблоге.

Однако на совещании с чиновниками Астахов был не так благосклонен, он указал им на множество недостатков. Вообще-то, чиновники, готовя справку к докладу, об этих недостатках знали и без московского гостя. Но лишний раз услышать попреки начальства для них, наверное, в радость. «За последние пять лет статистические данные говорят о том, что ситуация с детьми в Саратовской области организована не самым лучшим образом». Говоря о защите здоровья, уполномоченный привел следующие цифры: число детей, заболевших острым гепатитом, выросло на 120 процентов, сифилисом – на 27, педикулезом – на 34. Дальше тоже не лучше: «Только за последние пять лет в Саратовской области забеременело больше 3 тысяч девочек, большинство сделали аборты, а некоторые даже по два». Попутно отметив малое количество лежачих полицейских около детских учреждений, Астахов пообещал немедленно рассказать об этом министру внутренних дел, чем неуловимо напомнил одного литературного героя, тоже любившего прихвастнуть столичными связями.

Подводя итоги, можно сказать, что ни к каким тектоническим сдвигам визит Астахова не привел. Больше того, это событие, можно сказать, обошлось области без последствий. Если не считать таковым включение саратовского уполномоченного по правам ребенка Юлии Ерофеевой в совет по делам семьи при Павле Астахове. Еще одним следствием стала очередная инициатива председателя общественной палаты Александра Ландо. К счастью для окружающих, ни к каким изменениям окружающей действительности слова нашего главного общественника не привели и не приведут. Отвечая на вопрос информационного агентства «Взгляд», Ландо принялся развивать инициативу о запрещении усыновления:

«Я предложил полностью распространить запрет на усыновление на все страны. Я считаю, что надо полностью распространить запрет на усыновление. Потому что мы единственная цивилизованная страна, которая позволяет увозить своих детей за границу».

О том, что другие цивилизованные страны не относятся к сиротам так, как сплошь и рядом бывает у нас, председатель палаты рассуждать не стал. Его беспокойный разум уже генерирует следующую идею: «Мне кажется, что из мегаполиса, каким является Саратов, нужно переместить детей поближе к природе. В районные центры, поселки, где у нас есть детские дома, – в Вольский, Хвалынский районы. Там экология чище, продукты. Есть возможность разводить каких-то животных, курочек. Это будет способствовать выздоровлению детей». Когда послушаешь такие речи, начинает казаться, что есть кого лечить и кроме детей.

Совсем иначе случилось в Екатеринбурге. Известный всей России сайт «URA.Ru» материал о визите Астахова озаглавил так: «Мы никогда не будем прежними после встречи с этим чудовищем».

Уральские журналисты не стесняют себя в выражениях: «Путинский ревизор растоптал честь лучшего детдома Свердловской области, любимого Росселем. Куйвашев (губернатор. – Д. В.) решает: спасти педагогов от несправедливой расправы или согласиться с конъюнктурщиком. Скандальный детский омбудсмен Павел Астахов превратил знакомство с образцовым детским домом в расправу над 60-летним трудом педагогов. Такой бесчеловечности еще не видел никто! Адвокат обращался к детям «эти», унижал руководство, оказался недоволен «нежизнерадостными» черными фломастерами и прицепился к отпавшей штукатурке».

Приведем несколько выдержек из репортажа уральских коллег. Они перечисляют, что же вызвало недовольство высокого гостя.

«…Он делал замечание, почему на полках девочки в следующей комнате иконы стоят ниже книжек.

Астахов и его вездесущий «Твиттер» морально разорил спокойное гнездо. Ревизор фотографировал щели в полу, царапины на стенах, а не детей, которые в это время играли, лепили из пластилина и валяли шерсть. Им было бы приятно прочитать про себя, что Павел Алексеевич их сфотографировал. Получилось совсем наоборот. «Для ребенка значимо, когда его ценят, спрашивают, в чем он преуспел, – говорит Луговых (директор детского дома. – Д. В.). – А теперь, когда при нем его дом был раскритикован, он думает: «Я живу в плохом месте, хуже нет».

«Это что за город? Это Сан-Франциско?» – спрашивал вчера мальчуганов омбудсмен, тыкая на их плакат с небоскребами над их кроватями. Ответа не дождался – в «Твиттере» появилось фото с подписью: «Эти двое уже живут в Сан-Франциско».

На совещании со свердловским губернатором Астахов настоял на увольнении руководства детского дома. Евгений Куйвашев ответил неоднозначно – промолчал, слегка кивнув.

«Приехал тип с замашками кинозвезды. Порисовался – показал активную работу. Теперь области расхлебывать его самодурство. А мы никогда не будем прежними после встречи с этим чудовищем», – втайне минобр защищает свой лучший кадр».

История завершилась вроде бы благополучно: директор детдома Ирина Луговых получила выговор от свердловского министра образования Юрия Биктуганова. «Ничего страшного, выговор условный», – говорили чиновники. Мол, таким образом свердловские власти соблюли политес по отношению к уполномоченному при президенте России, который настаивал на увольнении руководства детдома. Люди остались на своих местах. Еще остались моральные травмы детей и педагогов.