Пахать не считать. Считать не пахать

Оценить
Весь мир держится именно на маленьких предприятиях, а у нас их просто целенаправленно уничтожают

Подготовка к весенней посевной кампании в Саратовской области вступила в финальную стадию. Все хозяйства запаслись необходимым количеством семян, техники, кредитных средств и прочего. Об этом в минувший четверг в ходе очередного заседания областного правительства сообщил министр сельского хозяйства региона Иван Бабошкин. По словам министра, никаких проблем с проведением сева этой весной быть не должно. Он даже уверен, что проблем не будет. Хотя на самом деле они уже есть. Взять хотя бы тот факт, что не будет в этом году у селян льготной солярки. А ещё у многих хозяйств сейчас серьёзные проблемы с деньгами. Да и с семенами, кстати, не всё так гладко, как говорит министр сельского хозяйства.

Протокольный недоурожай

Проблемным оказался даже прогноз будущего урожая. По расчётам минсельхоза и Ивана Бабошкина, саратовские хлеборобы соберут примерно 3,5 млн тонн зерна. И вроде бы этот ожидаемый урожай – средний сравнительно с результатами предыдущих лет, но почему-то не понравился прогноз губернатору. Валерий Радаев прямо так и сказал, что минсельхоз уж очень скромничает, заявляя о каких-то 3,5 миллионах тонн. Мол, уж больно незначительные планы при таком значительном потенциале саратовской пашни.

«Когда мы принимали программу социально-экономического развития, наши коллеги нас критиковали, говорили, что вы такую программу принимаете, которую так... с прохладцей можно решать. И вы, я смотрю, себе лёгкую жизнь ищете, – наседал на Бабошкина губернатор. – Никогда она лёгкая на селе не была! И 3,5 миллиона тонн – это не показатель для Саратовской области. Я считаю, что здесь вы не доработали».

Министр попытался несмело возразить, что показатель вовсе и не скромный, а очень даже приличный. Но в конце концов сдался: «Да. Согласен. Виноват. Исправлюсь».

Только разбушевавшийся губернатор всё никак не мог успокоиться и велел своему министру так разобраться с объёмами будущего урожая, чтобы власти не пришлось средь зимы сдерживать рост цен на хлеб.

ФАС против льгот по доставке солярки

Вопрос обеспечения сельхозтоваропроизводителей горюче-смазочными материалами рассматривался отдельно. По информации министра Бабошкина, общая потребность саратовских хозяйств в ГСМ составляет около 80 тысяч тонн. На сегодняшний день закуплено примерно 30 тысяч тонн. Этого, по словам министра, с лихвой хватит на начало кампании. А что будет дальше, покажет время. Сейчас только так рассуждать и остаётся. Цена на дизельное топливо в настоящий опять же момент составляет 30 тысяч рублей за тонну. При этом нынешнюю цену стоит считать самой низкой в этом году. Потому что, как отметили представители нефтяных компаний, стоимость топлива позже неизбежно подскочит, и повлияют на это несколько факторов, в том числе и сезонный.

И никаких скидок в этом году фермеры от нефтяников не получат. Об этом ещё в прошлом году позаботилось федеральное правительство. Объяснили отмену скидок тем, что их наличие является нарушением правил ВТО, куда так радостно вступило наше государство. Так что это, мол, вынужденная мера.

Не будет скидок и на доставку топлива хозяйствам в тех районах, где некоторое время назад основной саратовский производитель и поставщик солярки – ОАО «Саратовнефтепродукт» (ТНК-ВР) – ликвидировал свои неф­тебазы в рамках оптимизации этой сети.

Владимир Мешков, директор филиала ТНК-ВР Поволжье, долго извинялся за это на заседании областного правительства.

Дело в том, что, закрывая свои нефтебазы в 12 районах области, компания компенсировала сельхозтоваропроизводителям этих районов затраты на перевозку топлива в свои хозяйства с более удалённых нефтебаз ТНК-ВР Поволжье. И в общей сложности скидка на доставку обошлась нефтяникам по итогам прошлого года в 48 миллионов рублей. Теперь такой щедрости не будет.

«Проблема возникла на пустом месте, – объяснял Мешков. – Просто раньше ежегодно правительство издавало постановление, где был определён порядок предоставления льготных цен на топливо и самой солярки. А мы просто добавляли к прописанным суммам сумму, заложенную на скидку на доставку топлива. И законодательно никаких вопросов не возникало. А сегодня антимонопольный комитет протестует против нашей скидки на доставку топлива фермерам некоторых районов. И всё потому, что постановления правительства нет, из-за чего получается, что мы якобы нарушаем права других потребителей. Так что пусть никто не думает, мы не отказываемся от предоставления компенсаций фермерам. Мы просто пока не можем это осуществить».

Владимир Мешков отметил, что вопрос этот уже неоднократно обсуждался в самых разных ведомствах, но решения пока нет. А в планах ОАО «Саратовнефтепродукт» поставить в хозяйства Саратовской области по соответствующим заявкам 62 тысячи тонн топлива. На долю остальных поставщиков приходятся гораздо меньшие объемы.

Несвязанная поддержка связала по рукам и ногам

Благодаря вступлению России в ВТО нынешней весной мы осваиваем ещё одно новшество сомнительного характера. Финансовая государственная помощь фермерам теперь называется несвязанной поддержкой доходов сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства. Смысл несвязанной поддержки в том, чтобы помощь предоставлялась только эффективным производителям. Государственная субсидия привязана теперь к гектару посевной площади и к индексам, учитывающим биоклиматический потенциал территории и плодородия почвы. Величину субсидии каждому отдельному хозяйству можно корректировать и другими коэффициентами. Например, учитывая эффективность сельхозпроизводства.

Общая стоимость весенней посевной кампании, по предварительным данным, составит порядка 6 млрд руб. Бюджетная поддержка – около 900 млн руб., остальное – кредитные и собственные средства.

«Есть хозяйства, которые не только имеют результат в работе, но и показывают его, являются активными налогоплательщиками. А рядом есть сельхозтоваропроизводители, которые на таких же по качеству землях получают результаты с гектара в два раза меньше. А коэффициент выводится средний», – заявил министр Бабошкин. По его словам, дифференцированный подход будет стимулировать фермеров стать честнее.

«Если хозяйство показывает низкую урожайность, то и денег оно получает теперь значительно меньше, – заявил министр. – И руководители районов, и руководители хозяйств четко должны понимать, что в сегодняшних условиях, когда практически у большинства хозяйств высокая оснащенность техникой, новые технологии и т. д., отдача с гектара не может быть мизерной. Иначе зачем такой бизнес?»

Иван Бабошкин отметил, что уже сейчас производится приём документов от хозяйств и выплата субсидий по несвязанной поддержке. По графику. Ежедневно принимаются документы от 5–6 районов. 11 муниципальных районов свои документы уже сдали. Пять дорабатывают свои пакеты. И уже 153 миллиона бюджетных средств в виде субсидии отправлено хозяйствам.

Утром деньги, вечером сев

Наблюдая за саратовским областным минсельхозом уже достаточно давно, «Газета недели» привыкла не доверять бодрости рапортов этого ведомства. Поэтому о подготовке к посевной кампании мы спросили у фермеров. Оказалось, что на местах нет такой твёрдой уверенности в завтрашнем дне, какую старательно демонстрируют министр Бабошкин и областное правительство.

В левобережных районах региона сев начнётся с 20-го по 25 апреля. К 1 мая в посевную кампанию должны включиться и районы правого берега.

Вот, например, Тамара Милованова, фермер из Балашовского района, на своих 1,5 тысячах гектаров собирается сеять ячмень, пшеницу и подсолнечник. На вопрос, как идёт подготовка, Тамара Михайловна отвечает, что никак.

– Мы сидим и ждём денег. Будут деньги – будем сеять, а нет – значит нет. Мы сейчас банкам должны пять миллионов рублей. Деньги мы набрали, послушав обещания наших властей про компенсацию части процентной ставки и части затрат на приобретение техники. Технику мы, кстати, тоже купили. И там, и там по миллиону нам должно было вернуться. Это всё за прошлый год суммы. Но их до сих пор нет. Поэтому настроения у нас тоже нет.

У Юрия Соннова, главы КФХ Питерского района, во владениях 700 гектаров, на которых он планирует вырастить ячмень и пшеницу.

– Готовность к посевной у меня полная, не знаю только, что у меня с озимыми. Вполне возможно, их придётся пересевать. Чего ожидать в этом году, честно говоря, не понимаю. Рассчитывать не на кого. Субсидии, которые нам обещали за прошлый год, мы не получили вообще. Нам заявили, что мы что-то там неправильно оформили, поэтому денег нам не дадут. То есть мы, мол, сами виноваты. В этом году дают субсидии на гектар. Очень смешные суммы получаются. Я уже получил 70 тысяч рублей, и, может быть, ещё 20 тысяч мне перепадёт. На эти 90 тысяч рублей я не смогу купить даже один бензовоз солярки. А сколько таких бензовозов мне понадобится за сезон?! Ну, это ладно. Льготной солярки и раньше-то никогда не хватало. Будем покупать по рыночной цене, деваться некуда... Нам главное, чтобы урожай был. А то ведь если лето опять засушливым будет, то мы тут все «ку-ка-ре-ку» споём.

Василий Анискин, глава ООО «Агротехстрой» из Балтайского района, был настроен чуть более оптимистично, уточнив, что привык всё делать с энтузиазмом. А уж в поле выходить – тем более.

– Условия с каждым годом становятся только хуже. Не вижу я никаких плюсов от вступления России в ВТО, одни минусы пока. Нам говорят – конкурируйте, а как можно конкурировать в таких условиях?

В прошлом году наши убытки составили примерно 6 миллионов рублей, а компенсировало государство нам около 100 тысяч. В этом году мы получили порядка 500 тысяч рублей, но это же всё равно очень и очень мало. Ведь наши ставки по кредитам нельзя даже сравнивать с европейскими.

Владимир Трофимов, руководитель СПК «Преображенский-2001» в Пугачёвском районе, заявил, что его хозяйство никогда особенной помощи от государства не ждало и сегодня не ждёт.

– Мы в основном стараемся на себя рассчитывать. Потому что далеко не все обещания, которые даёт власть, выполняются, и мы это уяснили. В прошлом году для нас сложились удачные цены на рынке, и мы, в общем-то, отбили все свои затраты и неплохо заработали. Поэтому в новый сезон входим уверенно. Готовность к севу у нас процентов 80 составляет. Из 4 тысяч 600 гектаров 1800 га уйдёт под пары. На остальной площади собираемся сеять бобовые, просо, ячмень. Удачный прошлогодний сезон в этом году обеспечил нам возможность получиться субсидию по 230 рублей на гектар. Но вот отсутствие льгот на дизтопливо может увеличить расходы на ГСМ в разы по сравнению с прошлым годом. И я прекрасно понимаю тревоги руководителей, особенно мелких хозяйств. Им действительно придётся трудно в этом году.

Деньги есть, но немного, семена есть, но купить не на что….

Главный редактор газеты «Крестьянский двор» Светлана Лука убеждена, что 2013 год будет переломным для фермеров и очень трудным психологически:

«В настоящее время меняются правила игры, и вводимые в них новшества никто не понимает. Эффективность финансовой поддержки от государства существует только на бумаге. Те цифры, которыми бравирует власть, чтобы доказать, как хорошо она помогает сельхозтоваропроизводителю, с реальным положением дел имеют крайне мало общего. Вот, например, та же погектарная субсидия. В официальных документах прописано, что в среднем по области на каждый гектар посевной площади приходится по 212 рублей. При этом фермерам с каким-то особым цинизмом заявляют, что они радоваться должны и этому.

Или вот возьмём состояние озимых. По данным самих фермеров, погибло порядка 20–25 процентов. А министр Бабошкин заявляет всего о 13 процентах, приукрашая действительность. Фермеры повально жалуются на то, что невозможно взять кредиты в банках. Но министр спокойно заявляет губернатору, что проблем с получением кредитных средств в регионе нет. А губернатор утверждает, что с семенами у нас нет никаких проблем. Да, семеноводческие хозяйства засыпаны семенами, но у фермеров элементарно нет денег, чтобы их купить. И такая картина наблюдается практически во всём.

К чему всё это ведёт? К вымиранию мелких фермерских хозяйств как вида. В этом году, боюсь, очень многие из них просто разорятся. Весь мир держится именно на маленьких предприятиях, объединяющихся в кооперативы, а у нас их просто целенаправленно уничтожают. Предпочитают вкладывать деньги в несколько крупных комплексов, вокруг которых довольно скоро будет просто пустыня».