А детям – десятку из сотни

Оценить
Навязчивая благотворительность под стук колёс

Днями случилась экстренная поездка в Москву. В вагоне проводница настойчиво предлагала чай-кофе, печенье-вафли и прочую нехитрую снедь по ценам, существенно отличающимся от магазинных. А еще долго и заученно говорила о необходимости приобрести билет лотереи железных дорог стоимостью 100 рублей.

Мол, лотерея это непростая, благотворительная. Выигрыш может выпасть на номер проездного билета или несколько его цифр. В номере 13 цифр. То есть вероятность полного совпадения ничтожно мала. Зато 10 рублей из ста направляется на помощь больным детям. Их фотографии и краткие истории болезни изложены в небольшом буклетике, который раздавали пассажирам. В нем еще говорилось, что некая жительница Кемеровской области выиграла восемь миллионов рублей в августе прошлого года. У лотереи есть и информационный партнер, многотиражная федеральная газета, у которой весьма внушительные расценки на рекламу. Изданию сему, стало быть, со стоимости каждого билетика тоже что-то выпадает.

Закончила свою агитацию проводница удивительно мудро, сделав акцент не на вероятность получения халявы в крупных размерах, а на возможность проявить заботу и протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается. Прямо так и сказала: «Если хотите помочь детям, подходите в любое время суток». Она ради этого глаз ночью не сомкнет.

Проводница ушла, никто не кинулся покупать билет, но досадное чувство осталось, вроде все здесь черствые, неотзывчивые люди.

Накануне поездки пришлось выстоять очередь на вокзале в кассу и купить билет в купейный вагон фирменного поезда, который в три раза дороже плацкартного билета. А таковые закончились за несколько дней до поездки, случившейся внезапно. То есть я искренне полагаю, что железной дороге и так здорово помогла, вынужденно купив билет в купе, вместо того чтобы, проехав в плацкарте, потратить сэкономленные деньги, к примеру, на детей. Хоть и не на больных из лотереи, но на своих собственных.

И еще. Из ста рублей – детям десять. А я вот имею привычку давать по десятке, к примеру, парнишке на проспекте Кирова, который так трогательно играет известную мелодию Леграна, или инвалидке-колясочнице у главпочтамта. И на 100 рублей это можно сделать десять раз, глядя в глаза тому, кто в моей десятке нуждается. И увидеть в ответ благодарный полукивок уличного скрипача или услышать протяжное «Спаси-и-и-бо» от инвалидки.

Благотворительностью сейчас занимаются не только на железной дороге. Заходишь в магазин: на одном из стиральных порошков написано, что сколько-то там поступает больным детям. И мучаешься угрызениями совести, что ты предпочитаешь другой стиральный порошок. Слушаешь радио: один из банков обещает, что с каждой транзакции какой-то процент будет поступать больным детям. И терзаешься тем, что твоя зарплатная карта вовсе не в этом банке. И собираешься идти к руководителю конторы с предложением перевести расчетный счет организации в чадолюбивый банк.

Странно, что к благотворительности пока не присоединились управляющие компании. Представляете, как было бы здорово: получаешь расчетку за жилищно-коммунальные услуги от какого-нибудь ООО СТСЖ «Прогресс», а там пишут: не волнуйтесь, граждане, мы с вас берем за капитальный ремонт (хотя вроде бы эта графа в платежках должна была бы появиться только в следующем году), так вот, из этой суммы мы перечислим столько-то детям. Больным, разумеется. И сразу стало бы легче, несмотря на то что в январе этот капитальный ремонт стоил 5,8 руб. с квадратного метра, а в феврале уже 6,2 руб. с того же метра.

Ну а если серьезно, благотворительность не должна быть навязчивой и публичной. Надо железной дороге – пусть себе шефствует над детским домом, этот монополист за счет продаваемых билетов и тарифов на грузовые перевозки и так не бедствует. А чем больше коммерсанты прибегают к уловкам приумножить свою прибыль, пытаясь играть на святых чувствах, тем меньше хочется в этом участвовать.