Пришел он незаметно, и что изменилось?
О том, с какими личными достижениями подошел Радаев к своему 52-летию, мы говорить не будем. А вот чем запомнился год руководства Валерия Васильевича, постараемся сформулировать. Хотя это будет сложно. Потому как, по словам какого-то неглупого человека, погруженного в политику Саратовской области, уход Ипатова зафиксировали все, появление Радаева не заметил никто.
Впрочем, началось всё практически с триумфа. В октябре, то есть через полгода после вступления Валерия Радаева в должность, состоялись выборы в Саратовскую областную думу. Сокрушительную победу (то есть сокрушив всё на своем пути) одержала партия «Единая Россия», взяв все мандаты, за исключением двух. Но, надо сказать, руководил избирательной кампанией не Радаев, а, наоборот, депутат Госдумы Николай Панков. А Радаеву эти выборы и этот думский состав, очень вероятно, будет долго портить нервы. Не своим свободолюбием, своенравностью и креативностью. А, напротив, полной покладистостью и неспособностью к творческой работе. В сочетании с низким профессиональным уровнем областного правительства это никак не на руку руководителю региона. Впрочем, обо всем по порядку.
О, сколько нам открытий чудных…
Есть основания предположить, что больше всего открытий в минувшем году выпало как раз на долю губернатора Радаева. Который, безусловно, и раньше имел некое представление об экономической, социальной и прочих составляющих жизни губернии. Но, думается, представления эти были исключительно теоретического характера. И отдельные фрагменты знаний никак не складывались в единую картину.
Например.
Ипатов закредитовал область до изнеможения. И сделал это он исключительно из-за дурного характера, врожденного пофигизма, неумения и нежелания руководить областью и наплевательского отношения к нуждам и чаяниям простых людей.
А депутаты, молодцы, эти самые нужды и чаяния знают, о людях заботятся. И потому принимают законы, обеспечивающие социальные льготы и прочие приятные для народа вещи. Столь же замечательны Госдума и федеральное правительство, которые, как и областные депутаты, пекутся о простом народе.
А Ипатов, повторимся, просто вредина. И когда Валерий Радаев возьмет власть в губернии в свои руки, он тут же ликвидирует все долги, построит дороги, решит проблемы в образовании и здравоохранении. И Саратовская область тут же превратится в благословенный край. И так далее и тому подобное.
Не исключено, что так или почти так думал Радаев, когда в кресле спикера председателя облдумы клеймил позором Ипатова за неподъемные долги и плохое руководство губернии.
Но после перемещения в главное кресло на Московской, 72, Валерий Васильевич вдруг выяснил, что проблемы в регионе связаны не только и не столько с отрицательными чертами характера губернатора Ипатова.
А дело в том, что собираемых в области налогов на обеспечение нормальной деятельности региона не хватает. Даже при наличии субсидий и иных дотаций из федерального бюджета. Что выполнять принятые областной и Государственной думами законы невозможно по причине отсутствия средств. И потому надо либо влезать в долги, либо приостанавливать действие законов. На федеральные, понятно, мы замахнуться не можем, а вот областные надо прочистить.
А еще открылось Валерию Радаеву, что мир и согласие среди областных элит, с уходом ненавистного всем Ипатова, не наступили. Потому как резко образовались новые кланы и течения, которые пытаются влиять на губернатора и отодвигать его, Радаева, от главного вершителя судеб не только в области, но и в стране, политика федерального масштаба Вячеслава Викторовича Володина.
Но и это не всё. Самым страшным стало то, что Вячеслав Викторович оказался столь сильно занят на своей основной работе, что всякой ерундой вроде Саратовской области ему заниматься недосуг. И может он уделить региону от силы пару часов в неделю. И на эти часы претендует не только Радаев.
Думается, за этот год Валерий Васильевич узнал много нового, и открытий у Радаева случилось за год огромное количество. И, увы, не все они были чУдными. Случались и чуднЫе.
Команда, без которой мне не жить
Наверняка одно из первых и очень грустных открытий-откровений Радаева – отсутствие надежных людей. Нет, не добрых приятелей, с которыми можно хорошо посидеть за рюмкой чая или весело пострелять из мелкашки по бутылкам на лесной опушке. А тех, которые хоть что-нибудь понимают в социалке, коммуналке, связям с общественностью и прочих отраслях губернского хозяйства. Очень вероятно, что такие люди в регионе есть, но Радаев их не знает. А если знает, то не доверяет. А если знает и доверяет, то претенденты сами «идут в отказ». Или не подходят по партийно-идейным соображениям.
Вспомните, как долго формировалось правительство Радаева. Месяц? Два? Три? Нет, основной костяк вроде бы рекрутировали в течение месяца, но всякие второстепенные министры типа леса и охоты подтянулись куда позднее.
Более того, как-то так сразу получилось, что кабинет Радаева стал работать кто в лес, кто по дрова. Помимо этого, отладить технологию руководства регионом не удалось до сих пор. Но об этом чуть позже.
А пока о кадрах – которых нет. Если кто помнит: в правительство Аяцкова, в первые лет пять правления ДФ, желающих было хоть отбавляй. И шли к Дмитрию Федоровичу не самые бесталанные люди.
У Ипатова с кадрами было сложнее. Правда, Павел Леонидович привез основной состав из Балакова. Самые стойкие продержались до конца ипатовских полномочий. Но неизбежные в деле руководства областью кадровые прорехи затягивались с трудом.
А у Радаева запасных просто нет. И потому есть подозрение, что его угрозы увольнять министров за плохую работу никого не напугали. Потому как замену им найти будет архисложно. Тут, наверное, можно вспомнить поиски социального зампреда. После исхода из правительства Радаева Андрея Россошанского кандидатуру искали больше месяца. И нашли горемычного Горемыко. И то Михаила Владимировича, по слухам, взамен себя делегировал на этот пост его непосредственный начальник, ректор политеха Игорь Плеве. Которого вроде как хотели отправить в правительство по партийному набору.
И даже притом что на сегодняшний момент все клеточки штатного расписания областного правительства заполнены, оно не работает. Но, когда близкие друзья Валерия Васильевича пытаются донести до него эту нехитрую мысль, Радаев недобро отвечает: «Но я же работаю!» И это так. Однако КПД у губернатора Радаева, как у стекловаренной печи, порядка 20 процентов. А у его правительства и того меньше.
ИБД как главная цель существования
На самом деле чиновники исправно ходят на работу и наверняка в полном объеме исполняют все обязанности, предписанные их должностными инструкциями. А также сидят на заседаниях, совещаниях и прочих обязательных мероприятиях. Где часто присутствует и губернатор, которому, есть подозрение, больше нравится выезжать в люди. Потому как люди относятся к Валерию Васильевичу с пиететом. Российский народ вообще уважает больших начальников. Он свято верит, что именно они могут решить их проблему, а не мелкий чиновник, творящий свой произвол на месте.
А еще Валерий Васильевич любит выездные мероприятия, потому что там узнает много нового. И часто реагирует очень непосредственно, как ребенок. Например, на коллегии министерства промышленности, прошедшей на заводе СЭПО, он с огромным удовольствием осматривал огромные цеха и восторгался мощью промышленного гиганта. То, что гигант этот едва держится, люди обедают, не отходя от станков и в не очень санитарных условиях, его не смутило. Видимо, губернатор Радаев просто не знает, что быть должно и чему быть непозволительно.
А еще Валерий Васильевич радостно осваивает новую терминологию, очень профессионально общается с аграриями и даже иногда (два раза за свой срок) встречается с журналистами. И очень гордится реформами, проводимыми в органах местного самоуправления.
Как раз на этом стоит остановиться подробнее. Потому что с этой реформой, несмотря на гордость губернатора, не всё хорошо.
Нет, никто не спорит, что 131-й федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» далёк от совершенства, что благодаря этому документу в районах субъектов Федерации жить стало не только сложно, но совсем непонятно.
Когда-то, до принятия этого закона, всё было просто. Есть район, у него есть глава, который отвечает за всё. Конечно, в малых населенных пунктах тоже трудились какие-то мелкие чиновники, но отвечал за них всё равно глава района. Теперь у нас муниципальные образования. И в каждой Закукуевке с населением в 18 человек – свое. А в каждом МО есть выбранные депутаты и глава этого самого МО. А еще есть глава администрации – это уже вроде как исполнительная власть. Кто главнее – глава района, глава администрации или еще какой-нибудь добрый человек – поди разберись. И в правительстве Радаева затеяли доброе дело – решили навести порядок с муниципальными образованиями путем их укрупнения. А заодно разобраться с неугодными главами крупных муниципальных образований. Это одна сторона медали.
Есть и другая: аккурат с приходом к власти губернатора Радаева во многих районах области начались разброд и шатание. Связаны они, как правило, с недовольством населения местной властью – властью, которую установило региональное отделение ЕР в ходе борьбы с губернатором Ипатовым.
Сильные скандалы случились в Петровском районе, где народ очень возражал против Светланы Батяйкиной. Бессменный руководитель Саратовского района Анатолий Зотов уволился самостоятельно, были заменены руководители в Марксовском, Лысогорском и многих других муниципальных образованиях разного калибра.
Короче, на сегодняшний день в области неспокойно. Нет, внешне всё замечательно. Оптимизация муниципальных властей налицо. Но «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». В какие овраги может угодить оптимизация муниципальной власти в Саратовской области, нам еще предстоит узнать.
Приближаясь к 40 миллиардам. И всё
По данным на 1 марта, объем государственного долга Саратовской области составлял 39 млрд 914 млн 741,6 тысячи рублей, что на 2 миллиарда рублей больше, чем в прошлом месяце. Год назад, когда Радаев вступил в должность, госдолг составлял 36 миллиардов. Но большого шума о нарастающих долгах в регионе не слышно. Скорее всего, депутатам и прочим ньюсмейкерам дана соответствующая установка. Депутаты, смиренно принимающие изменения в бюджет на каждом думском заседании, всё понимают и принимают. Что, собственно, нормально. Но несколько смущает практика двойных стандартов.
Надо сказать, что за исключением оптимизации управленческих структур органов местного самоуправления в зачет себе Валерий Васильевич поставить ничего не может. Прорывов, достижений, каких-либо значимых событий за этот год не случилось. Ни хороших, ни плохих.
Нет, оно, может, и не плохо. Ведь говорят же, что простой народ о власти вспоминает только тогда, когда случается что-то негативное. А если в подведомственном регионе всё замечательно, то неблагодарные жители воспринимают это как должное. И ни в коем разе не ставят свою нормальную жизнь в заслугу власти.
А вот если о хорошей жизни говорить не приходится, а о власти не вспоминают, это что значит?