Лёд тронулся, куда нам плыть?
Первыми ощутили наступление весны жители села Кунакбаево Перелюбского района и села Атаевка Лысогорского, где на минувшей неделе начался паводок. В Кунакбаево из-за таяния снега на полях подтоплена плотина, по которой проходит автомобильная дорога. Подвесной пешеходный мост, к счастью, продолжает функционировать. В Атаевке Медведица затопила мост, ведущий к селу, в течение месяца сюда можно будет добраться только на лодке (или ехать в объезд через Калининский район, сделав крюк в 70 километров). Всего в нынешнем году, по прогнозам МЧС, в зоне подтопления могут оказаться 96 населенных пунктов, где живут 18 тысяч человек. Под воду также могут уйти 46 мостов и 50 километров дорог.
Обитаемый остров
В Ртищевском районе разлился Хопер, здесь уже подтоплен мост около Нестеровки, закрыто автомобильное движение в сторону Беково (Пензенская область). В Пугачевском районе перелиты два моста на поселковых дорогах, эти участки нужно объезжать.
В Ивантеевском районе в автономное плавание отправилось село Канаёвка. Большой Иргиз залил местный мост, над ним теперь открыта лодочная переправа (объездной путь проходит через Самарскую область и составляет 100 километров). Главной проблемой здесь называют старую лодку. «Это «Казанка» 1980-х годов с дыркой и мотором «Вихрь», – говорит специалист сельской администрации Наталья Санталова, – в ней всего пять мест, этого маловато». «Весенним лодочником» уже двадцать лет работает местный житель. Деньги на зарплату и бензин выделяет сельский бюджет при помощи местного хозяйства.
Каждый день глава сельской администрации замеряет, насколько вырос уровень воды. Обычно весной река поднимается на три и более метра. Если по Иргизу плывут крупные льдины, село оказывается полностью отрезанным от материка. В остальные дни переправа работает утром с 7:00 до 9:00 и вечером с 16:00 до 18:00. Каждый день сельчане плавают на работу и обратно (большинство жителей работает на «материке»), лодка перевозит почту, товары для деревенских магазинов и сырье для местной пекарни. Значительную часть багажа пассажиров составляет питьевая вода. Строго говоря, питьевой воды в Канаёвке нет в любое время года (местный водопровод, построен в середине прошлого века, и текущая в нем жидкость не соответствуют нормам), но, как говорят жители, «обычно обходимся» – водопроводную воду пропускают через фильтры или пользуются колодцами. Во время таяния снегов колодцы тоже мутнеют, поэтому качественную воду приходится «импортировать» из соседних сёл или покупать бутилированную.
На переправе бывают экстренные рейсы, «и больных, и покойников случается перевозить» (кладбище находится на том же берегу, что и Канаёвка, но по закону тело нужно отвезти в морг для получения заключения о смерти). В селе есть фельдшерско-акушерский пункт с лекарствами, о котором местные жители отзываются очень хорошо. Диабетиков, для которых нужно было бы организовать запас инсулина, здесь нет, беременных на больших сроках – тоже, как отмечают в сельсовете, «рождаемость у нас маленькая». Местная школа из-за нехватки учеников теперь считается девятилеткой. Старшеклассники обычно ездят на уроки в соседнее село Яблоневый Гай, для них на время половодья передвигают весенние каникулы.
В Канаёвке работает молочная ферма. Для переправки продукции во время паводка через Иргиз проложили молокопровод. Раз в несколько дней сырье с фермы перекачивают в молоковоз, стоящий на другом берегу, и отвозят в Яблоневый Гай.
Как говорит Наталья Санталова, обычно половодье длится две недели, но в этом году может затянуться, «снег еще не весь сошел».
Деньги как вода
Пик половодья в регионе ожидается в десятых числах апреля. По прогнозу Росгидромета Саратовская область включена в десятку регионов, где может развиться сложная паводковая обстановка. По оценкам метеорологов, снега в нынешнем году было не очень много, 81 процент от многолетних значений. Больше всего – в Петровском, Базарно-Карабулакском, Хвалынском районах, меньше всего – в Ровенском. В прошлом году высота снежного покрова была в два раза больше и составляла 167 процента от климатической нормы. Нужно учитывать, что в этом году почва промерзла на 68 сантиметров, то есть вероятно, что талые воды не смогут впитаться в грунт и покатятся в низины и водоемы.
На малых реках определены 20 опасных участков, где могут образовываться ледяные заторы. Сотрудники областной службы спасения уже провели 11 взрывов, такие же операции планируются еще в шести районах.
По сведениям регионального МЧС, к работе готовы более трех тысяч единиц спецтехники, в том числе около 150 плавсредств. Создано 28 спасательных бригад. На противопаводковые мероприятия выделено порядка 20 миллионов рублей. Ориентировочный ущерб от паводка, как и в прошлые годы, прогнозируется в размере около 90–100 миллионов рублей.
В Балашове в связи с паводком опять ждут повышения уровня аммиака в Хопре. Напомним, что горожане жалуются на качество воды примерно с 2008 года, по их наблюдениям, речная вода приобретает запах аммиака каждую весну. В апреле прошлого года по этой причине пришлось на десять часов отключать водоснабжение всего города (в Балашове живут 80 тысяч человек). Балашовцы винят в ситуации аркадакский спиртзавод, расположенный выше по течению. Деятельность предприятия была приостановлена еще в декабре, но, как опасаются жители, в Хопер по-прежнему будут сочиться стоки с полей, куда завод сбрасывал барду. Как полагают в администрации Балашовского района, «земля на территории в несколько десятков гектаров загрязнена настолько, что за один сезон очистить ее, наверное, невозможно».
В Балакове ожидают проблем с ливневой канализацией. По подсчетам местного управления благоустройства, в городе есть шесть проблемных участков, где каждую весну наблюдается скопление талой воды. Подтопления происходит потому, что на этих участках улиц нет коллекторов либо не прочищены ливневые колодцы. «Из года в год это одни и те же места, – удивился на совещании глава администрации Балаковского района Иван Чепрасов. – Давайте просчитаем, сколько нам будет стоить раз и навсегда исправить ситуацию».
В Саратове, по подсчетам МУП «Водосток», выявлено более 60 точек возможного подтопления. Как утверждает директор предприятия Александр Янклович, при получении сообщения о подтоплении аварийные бригады могут выехать на место в течение двух минут. К работам на время паводка подготовлены более сорока единиц техники (самосвалы, бульдозеры, помпы) и более 200 сотрудников.
По подсчетам городского управления по инженерной защите, в прошлом году на содержание ливневой канализации муниципальный бюджет потратил 74,6 миллиона рублей, в нынешнем планируется выделить 58,1 миллиона. Как говорит Александр Янклович, с 2009 года казна не выделяет денег на строительство новых сетей ливневки, такие работы проводятся в основном за счет самого предприятия и инвесторов (в прошлом году было вложено 9 миллионов рублей). Сейчас в городе действует 250 километров ливневой канализации, по мнению руководства МУПа, для профилактики массовых подтоплений нужно не менее тысячи километров ливневки.
«Определенные необычные явления»
Многих жителей области накануне паводка беспокоит качество воды в Волге. В начале марта рыбаки из Хвалынска, Балакова, Вольска и Саратова начали массово обращаться в местные СМИ, природоохранные организации и общественную палату с жалобами на странный желтый цвет воды в реке и замор рыбы. Региональное управление Росприроднадзора взяло пробы воды и обнаружило «превышение цветности» до 50 градусов (человеческому глазу вода кажется бесцветной при показателе до 20 градусов). По сведениям Приволжского управления по гидрометеорологии, содержание железа в воде составляет от 0,4 до 3,6 предельной допустимой концентрации, соединений марганца – от 0,4 до 4 ПДК. Мертвую рыбу представители природоохранных ведомств искали «визуально» и с помощью водолаза, погружавшегося возле моста «Саратов – Энгельс», но ничего не нашли.
Специалисты уверены, что для человека ситуация не опасна. Как поясняет областной комитет охраны окружающей среды, причиной пожелтения реки стали «природно-климатические особенности, в первую очередь осенний паводок и поздний ледостав», то есть осенью в Волгу смыло много «гумусовых соединений» с берегов, которые до появления льда успели разложиться и окрасили воду.
«Как будто вылили зелёную краску»
Это не первый в Саратовской области случай таинственного изменения цвета реки. Летом 2009-го и 2010 годов неожиданно позеленел Большой Иргиз в Пугачевском районе. Здесь отмечалось повышение содержание марганца в воде. Предельно допустимая концентрация была перекрыта в 28 раз. Как признавали в местной администрации, «река выглядит так, как будто в нее вылили зеленую краску». Аномалия продолжалась по месяцу. На это время в больницы и школы привозили воду из артезианских скважин, жителям советовали покупать бутилированную. Причина загрязнения осталась неизвестной. Областные чиновники приводили несколько догадок: «Бурые водоросли, или нефтегазодобыча в Самарской области, или антропогенные явления, связанные с нашими военными».
Отметим, что ранее на пожелтение Волги жаловались жители Ульяновской и Самарской областей. «Разговоры о массовом исчезновении отдельных видов рыбы в Куйбышевском водохранилище, конечно, преувеличены, но определённые необычные явления все-таки присутствуют, – писал в своем блоге руководитель ульяновского управления Росприроднадзора Александр Каплин. – ПДК по железу превышаются в Волге в два раза, а марганец достигает местами 4 ПДК. Обычно такие явления характерны для паводкового периода. Почему эти процессы происходят в Волге в январе-феврале, пока не очень понятно». Как отмечает руководитель ведомства, «немаловажный фактор – климатические сдвиги, которые, как и предсказывали учёные, начнут вызывать непредсказуемые негативные изменения в окружающей среде. Видя уже начавшиеся перемены в климате, нам, видимо, нужно срочно перестраивать своё хозяйство и начинать строить нормальные водоотводящие системы с очисткой ливневых стоков из населённых пунктов».
В Самарской области показатели цветности воды достигали 60–70 градусов. Местные власти элегантно вышли из ситуации: чтобы граждане меньше волновались, региональный Роспотребнадзор увеличил норматив цветности с 20 до 35 градусов. Санитарные врачи рекомендовали жителям отстаивать и кипятить водопроводную воду. Многие горожане выражали опасение, что «желтая» вода испортит стиральные машины. На этот вопрос специалисты не смогли дать однозначного ответа, однако посоветовали самарцам устраивать стирку утром, а не в вечернее время, когда водопотребление в городе максимальное, то есть подача воды увеличивается, а ее качество снижается.
Как полагают ученые, пожелтение воды можно считать неизбежным следствием превращения Волги в систему водохранилищ. Из-за застоя воды в реке повышается температура, размножаются водоросли, которые становятся причиной органического загрязнения.
[кстати сказать]
Ежегодные зоны бедствия
Весной 2011 года интенсивный подъем воды на малых реках начался 8 апреля. В шести районах по распоряжению губернатора была объявлена чрезвычайная ситуация. По данным областного управления МЧС, в зонах затопления оказались 20 сёл, то есть около 450 домов, в которых живут 1,2 тысячи человек. В пик паводка в восьми районах прошла эвакуация, более 700 человек были вынуждены покинуть свои жилища. Серьезнее всего пострадали Озинский, Перелюбский и Дергачевский районы.
Спустя несколько месяцев после бедствия, в августе 2011-го, правительство РФ выделило из резервного фонда около 12,8 миллиона рублей на выплату единовременной материальной помощи жителям области, чьи дома пострадали во время паводка. На каждого пострадавшего пришлось по 10 тысяч рублей. Для получения денег нужно было преодолеть несколько бюрократических процедур: прийти на прием в управление социальной защиты населения, предъявить документ, удостоверяющий личность, написать заявление на выплату денег, заранее открыть в банке счет для перечисления средств и так далее (напомним, что речь идет о жителях отдаленных сёл, которым для визита в чиновные инстанции нужно проехать десятки километров). Как подчеркивала пресс-служба губернатора, материальная помощь позволит пострадавшим «своевременно, до начала зимы, провести необходимые ремонтные работы в своих домах».
Весной 2012 года чрезвычайная ситуация была объявлена с 11 апреля в семи районах области. В зоне бедствия оказались 23 села, где находятся 454 дома с 1280 жителями (среди которых 106 детей). Серьезнее всего пострадали Калининский, Романовский, Самойловский, Петровский, Озинский, Перелюбский, Пугачевский районы. Были подтоплены семь объектов объекты ЖКХ и соцсферы, более 60 объектов транспортной инфраструктуры, более 70 гидротехнических сооружений. На оказание финансовой помощи жителям из резервного фонда федерального правительства было выделено 11 миллионов рублей. Областные власти уверяли, что деньги дойдут до адресатов до середины октября. Еще 69 миллионов были направлены на проведение аварийно-восстановительных работ: ремонт и восстановление автомобильных дорог и мостов, объектов водоснабжения и водоотведения, гидротехнических сооружений (эти расходы федеральный центр профинансировал впервые).