Дороги. Без дураков

Оценить
Сначала будут проектировать, потом вырубать деревья, потом расширять проезжую часть

Возможно, уже нынешней весной на улицах Саратова начнется веселая ремонтная жизнь. А к осени наконец-то появится давно обещанный проезд по улице Сакко и Ванцетти к Мирному переулку и новое покрытие участков дорог по улице Горького от Кутякова до Большой Горной, по Большой Горной от Горького до Радищева и по улице Радищева от Московской до Большой Горной.

Эти и другие грандиозные планы, которые повлияют на дорожное движение, обсуждали в минувший четверг депутаты Саратовской городской думы на заседании комиссии по промышленности.

К перевозчикам приставили еще 12 контролеров

В проблемный разговор о недостатках обслуживания населения общественным транспортом неожиданно превратился формальный отчет о работе постоянно действующей комиссии по проведению отбора перевозчиков. Депутат Елена Злобнова попыталась учительским тоном прекратить неуправляемые дебаты. Но депутаты не захотели послушаться ее призывов.

«Что мне людям отвечать на жалобы?» – спрашивал всё время депутат Юрий Ерофеев. «Конституцию надо читать!» – указывал депутат Александр Ванцов и читал при этом внутренний документ, регламентирующий работу комиссии. «Назовите мне чиновника, который этот маразм на обсуждение депутатов вынес!» – горячился Ванцов, как-то забыв, что депутаты сами и поставили этот отчет в план работы.

Но, как выяснилось, многих депутатов не устраивало, что комиссия только называется постоянно действующей, а на деле проведет отбор перевозчиков раз в три года – и взятки с нее гладки. По мнению депутатов, комиссия должна следить за результатами их деятельности. Потому что, по словам депутата Виктора Маркова, «кто назначает – тот и контролирует». А при существующем положении дел получается, что более тысячи жалоб на прегрешения перевозчиков людей и багажа прошли мимо членов авторитетной комиссии.

Своего адресата эти жалобы всё же нашли. Их разбирали в комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Саратова. Председатель этого комитета Валерий Данилин рассказал депутатам, что работа с жалобами ведется конструктивная, что уволено только за прошлый год 220 водителей: «Это много. 1100 автобусов на линиях у нас всего». Что каждую неделю составляется по десять протоколов и водители наказываются штрафами, но нельзя просто взять и убрать перевозчика с маршрута, потому что «это не так просто, как кажется».

– Да вспомните, какая очередь из перевозчиков была! – взвились не слишком политкорректные и не очень сдержанные – забывшие, что очередь ту разными административными методами давно рассеяли.

Депутатам работы чиновников было недостаточно. Потому что, как сказал Виктор Марков, получалось по Райкину: отдельно к пуговицам претензий нет и к рукавам нет, а костюмчик отвратительный. Как мучились люди, так и мучаются, не имея возможности передвигаться по городу общественным транспортом вечером. На некоторых направлениях он в сумерках просто исчезает. А Александр Ванцов, еще раз перечитав список полномочий членов комиссии по отбору перевозчиков, обрушил на коллег сбивчивую пламенную речь о полномочиях, которые дал то ли депутатам всех уровней, то ли членам партии «Единая Россия» президент Владимир Путин: от имени народа делать разные заявления.

Ответственный за транспорт в Саратове чиновник Валерий Данилин подытожил: «Все конструктивные предложения сводились к тому, чтобы добавить полномочий постоянно действующей комиссии по отбору перевозчиков. Я не возражаю».

Так что теперь присматривать за саратовскими перевозчиками будут еще 12 человек – шесть чиновников и шесть депутатов.

Пять очень важных адресов

Осенью минувшего года депутаты Саратовской городской думы по предложению депутата-новичка Александра Дегтярева создали рабочую группу, которая занялась сложной, но интересной работой по расширению отдельных участков дорог, затрудняющих движение транспорта в Саратове. И вот 21 марта Александр Дегтярев вышел к коллегам с первыми результатами совместных усилий заинтересованных депутатов, чиновников и множества ответственных лиц в ГИБДД и муниципальных предприятиях. Даже скаутов звали на совет. Остановились на пяти отрезках.

На улице Чернышевского между улицами Вольской и Шелковичной сделают дополнительную полосу движения за счет тротуара, существующих парковочных карманов и газонов. Оставленную полоску тротуарного покрытия придется реконструировать так, чтобы она удовлетворила пешеходов. По предварительным данным, придется переносить кабели линии связи, опоры контактной линии троллейбуса, вырубить несколько старых деревьев и снести шесть рекламных щитов.

Площадь тротуаров сократят и на набережной Космонавтов вдоль дороги на Затон примерно от кафе «Брудершафт» до автомобильного моста через Волгу. Однозначно уберут без всяких мук совести парковочные карманы около этого кафе: уж слишком вольготно пользуется городской землей эта точка общепита. Реконструировать придется не только оставленный тротуар, но и подпорную стенку высотой в среднем метр и длиной 300 метров. А еще надо перенести на другое место четыре световые опоры, незначительное число коммуникаций и ливневую канализацию.

Не так всё просто обстоит с устройством движения в районе дворца культуры «Рубин». Представьте себе треугольник, внутри которого располагается сам «Рубин» с прилегающим к нему сквером и где размещаются автостоянка и мойка. Треугольник этот образуют улицы Жуковского, Высокая и Планерная. Движение по ним пока одностороннее. Но если постараться, то можно всё здесь переменить.

Начать предлагается с устройства двух транспортных развязок по типу «кольцо» на пересечении улиц Жуковского с Высокой и Высокой с Планерной. Придется использовать прилегающую территорию, занятую сейчас газоном, автостоянкой, световыми опорами, рекламными конструкциями, заборами, напичканную коммуникациями. А потом расширить проезжую часть Жуковского и Высокой и устроить между ними проезд, сместив границы сквера примерно на три метра.

Депутаты еще раз уточнили о двухстороннем движении в районе этого треугольника и не скрывали своего удовлетворения. Депутат Виктор Марков рассказал, что лично видел, как автомобилисты протаптывают колеи по парку рядом с мойкой около «Рубина»: «Зачем пускать на самотек, когда можно дело возглавить?»

Остался в принципе только один вопрос о двух школах в этом районе и о пешеходном переходе. Не думали еще, каким он будет – подземным или воздушным. Что, наверное, и правильно. Потому что новая жизнь вокруг «Рубина» существует пока только на чертеже. И в смелых мечтах.

В районе КП ГАИ на Усть-Курдюмском шоссе – тоже. Здесь обещан подарок жителям Соколовой горы в виде новой круговой развязки в месте примыкания к шоссе улицы Соколовогорской. Развязка будет полностью идентична той, что уже сделана в месте примыкания к шоссе улицы Симбирской. Для этого, правда, придется демонтировать не только пункт ГАИ, но и 15-метровую радиотрансляционную антенну, рекламные конструкции и всевозможные кабели. Но дело того, наверное, стоит.

Еще один сложный транспортный узел расположен в направлении Заводского района. Здесь работы невпроворот. Большую Садовую (между улицами 2-я Садовая и Новоузенская) расширят на одну полосу за счет территории газонов и парковочных карманов со стороны 3-й клинической больницы и частично за счет автостоянки вдоль трамвайных путей. Срубят деревья, демонтируют два торговых павильона, перенесут автобусную остановку. Улицу 2-ю Садовую (между Большой Садовой и Миротворцева) тоже увеличат на одну полосу за счет тротуара со стороны общежития СГТУ.

Улицу Миротворцева, которая фактически является дублером для Большой Садовой, изменят за счет участка между улицами Новоузенской и 2-й Садовой. Сейчас на этой территории стоит 90 металлических гаражей. Но если их снести, перенести опоры ЛЭП, убрать в другое место кабели, газопровод, водопровод и построить новый участок городской дороги, автомобилисты вздохнут посвободнее. А если еще расширить на одну полосу улицу Новоузенскую по направлению к улице Миротворцева за счет газонов и парковочных карманов, то будет совсем свободно.

Рабочая группа, активно взявшись за дело, не собирается останавливаться. Уже есть наработки по транспортному узлу от 3-й клинической больницы до силикатного завода. Но пока, уже во втором квартале, необходимо заложить в бюджет города дополнительные расходы в размере 9 миллионов рублей на проектно-изыскательские работы по уже обсужденным направлениям. Идея создания рабочей группы состояла в том, чтобы начать расшивать узкие места Саратова пошагово. Да, пробка появится в другом месте, говорят озабоченные движением депутаты, но если ничего не делать, то город встанет.

Противники у идеи тоже были. Например, депутат Лев Бейлин, который готов пожертвовать всеми этими развязками ради того, чтобы сохранить деревья, которые предлагается спилить. И плевать ему на обещания посадить вместо одного спиленного старого три новых. Тем более что вдруг деревья спилят, а на строительство не будет денег в бюджете. Его поддержал беспокойный депутат Ванцов: «И я вынужден от имени жителей Саратова спросить, сначала будете сносить деревья или сначала сажать?» «Сначала будем проектировать», – ответили ему.

Депутат Марков пригласил всех депутатов приходить на заседания рабочей группы, чтобы не мучиться потом вопросами. По его мнению, «предложения, что внесены, поправят ситуацию хоть немного и даже улучшают Генплан». И еще сказал спасибо зачинщику преобразований – депутату Александру Дегтяреву. «Надо что-то делать. Иначе анархия». Как, например, на пересечении улиц Челюскинцев, Радищева и Кутякова.

«Здесь не нужно расширение. Здесь нужна организация кругового движения. Установить дорожные знаки и разметку сделать», – посоветовал он. Но оказалось, что у чиновников администрации есть более грандиозный план. И уже в этом году планируются ремонтные работы по улице Горького от Кутякова до Большой Горной, по Большой Горной от Горького до Радищева и по улице Радищева от Большой Горной до Московской, куда и попадает развязка Радищева – Челюскинцев – Кутякова. В ходе работы будет сделаны и разметка, и круговое движение по площади.

Землю – Лукойлу, дорогу – рабочим!

Прекрасные порывы городских властей могут разбиться о суровую действительность. Жителям микрорайона «1-я Дачная – Стрелка» пока не стоит надеяться на реконструкцию проспекта 50 лет Октября. Да, проект вертикальной двухуровневой развязки выполнен в 2002 году, да, губернатор Радаев обещал найти в бюджете деньги на строительство, и даже федеральные власти вроде что-то обещали. Но заправочная станция «Лукойл» мешает решить вопрос с оформлением земли. А продлить Сакко и Ванцетти до Мирного переулка мешает теплотрасса в створе автомобильной дороги. Нужно дождаться завершения отопительного сезона, чтобы поднять ее над проезжей частью. Хуже обстоят дела с развязкой, запланированной на пересечении Рабочей с железнодорожным полотном. Там нужно делать тоннель под железной дорогой, а денег на это в бюджете нет.

– Мыло-мочало, начинай сначала, – не вынес огорчающей информации депутат Ванцов. – Два часа просидели – ничего не решили. И только по одной причине: мани-мани нету. И зачем мы собираемся? Я этот вопрос задаю себе уже шестой год. И в сотый раз предлагаю на заседании фракции ЕР, где никого посторонних нет, только мы с вами, решать, где выбить эти мани-мани.

РазвязкиРазвязкаРазвязка