ГЛОНАСС – не про нас?

Оценить
Более тысячи пассажирских автобусов, оснащенных навигационными терминалами, не подключены к системе

По закону с начала нынешнего года все пассажирские автобусы, имеющие более восьми мест, а также грузовики, перевозящие опасные грузы, должны быть оснащены оборудованием ГЛОНАСС. С 1 апреля за отсутствие навигационных терминалов вводятся штрафы. Как выяснилось, большинство передатчиков, которые уже установлены в саратовских автобусах, не соответствуют новым требованиям федерального министерства транспорта, а главное, в регионе и в Приволжском федеральном округе в целом не созданы информационные центры, куда должны поступать сигналы с машин.

Законопослушные начинают и проигрывают?

По официальным сведениям, на сегодня оборудованием ГЛОНАСС оснащены 1090 из 1105 пассажирских автобусов в Саратове. Однако, как отмечают в областном управлении государственного автодорожного надзора (УГАДН), «практически ни одно транспортное средство не соответствует современным требованиям министерства транспорта к средствам навигации». Дело в том, что перевозчики начали устанавливать навигаторы с 2007 года, когда вышел указ президента о «массовом использовании» ГЛОНАСС «в интересах социально-экономического развития РФ». Оборудование одной машины стоило

26–28 тысяч рублей, перевозчики оснащали парк постепенно, покупая приборы различных производителей. Конкретные требования к средствам навигации были определены только летом 2012 года: согласно приказу министерства транспорта, терминал должен иметь специальный корпус, защищающий от влаги и пыли, резервный аккумулятор, обеспечивающий автономную работу, USB-разъём, большую внутреннюю память, функцию черного ящика, а также тревожную кнопку для подачи сигнала бедствия.

«Получается, что самые законопослушные перевозчики, которые первыми начали исполнять президентский указ, сейчас оказались в проигрыше, так как уже установленное оборудование по новым правилам оказалось непригодным», – говорит депутат городской думы Саратова Андрей Иващенко.

По оценкам транспортных компаний, «до­оснащение» каждой машины обойдется в 2–18 тысяч рублей в зависимости от того, сколько дополнительных устройств придется установить. Затем нужно пройти тестирование терминала у определенных навигационных операторов (саратовское УГАДН заключило договоры с двумя крупными региональными операторами – ООО «Центральная диспетчерская служба» и ООО «Навигационно-информационная система»), потом проверку работоспособности оборудования непосредственно в УГАДН (ведомство подтверждает, что сигнал отображается на мониторе и имеется тревожная кнопка), в итоге перевозчику выдается свидетельство об оснащении транспортного средства. Как отмечают в управлении, тестирование проводится бесплатно.

К запуску системы наблюдения оказались не готовы не только перевозчики: пока не созданы информационные центры, куда должны поступать сигналы с машин. По нормам министерства транспорта сигнал с саратовских автобусов должен сначала идти в окружной информационный центр в Нижнем Новгороде, а оттуда ретранслироваться в региональный центр в Саратове. Оборудовать и содержать такой центр регион обязан за свой счет. Проект создания областного информационного центра уже готов и проходит процедуру согласования. Как надеются в УГАДН, центр появится в ближайшее время.

Как говорит заместитель начальника управления автодорожного надзора Андрей Самохвалов, навигационное наблюдение важно для пассажиров с точки зрения безопасности перевозок:

«Сейчас автобусы зачастую ночуют во дворах жилых домов, это рискованно в антитеррористическом плане, к тому же таким способом они уклоняются от ежедневного технического контроля перед выходом на линию. Во время работы на маршруте машины проскакивают остановки, если видят там льготников. Водители работают без сменщика, так что почти засыпают за рулем. ГЛОНАСС, определяющая местоположение и скорость транспортного средства, поможет отследить подобные нарушения».

Однако сами перевозчики не имеют существенных стимулов для подключения к системе. «Разговоры о том, что ГЛОНАСС позволит предпринимателям оптимизировать перевозки и сэкономить топливо – ерунда! Перевозчику плюсов никаких, – полагает депутат Андрей Иващенко, – он вкладывает деньги в установку оборудования на машины, но сервера-то не получает. Информация о работе его автобусов идет не к нему, а в инстанции». Муниципалитеты (именно они отвечают за пассажирские перевозки в пределах городов) также не горят желанием включаться в единую информационную систему, так как это может отразиться на размерах субсидий на перевозку льготников, поступающих из областного бюджета. Кроме того, нужно учитывать политические разногласия между муниципальными и региональными властями, которые не способствуют плодотворному сотрудничеству в целом и в высокодоходной транспортной отрасли в особенности.

Согласно приказу министерства транспорта, с начала нынешнего года навигационное оборудование стало обязательным для пассажирских автобусов, имеющих более восьми мест, а также для грузовых машин, перевозящих опасные грузы. С 1 апреля отсутствие терминала станет считаться нарушением лицензионных требований. В таких случаях Административный кодекс предусматривает штраф в 3–4 тысячи рублей для индивидуальных предпринимателей и в 30–40 тысяч для юридических лиц, за повторное нарушение грозит приостановка лицензии.

Как президенту было неприятно

Напомним, что ГЛОНАСС начали разрабатывать по заказу министерства обороны в начале 1980-х. В 2005 году президент Владимир Путин поручил Роскосмосу и минобороны ускорить восстановление орбитальной группировки спутников. В 2007–2011 годах на федеральную программу по развитию навигационной системы было потрачено 117 миллиардов рублей. До 2020 года, по словам зампредседателя правительства РФ Владислава Суркова, курирующего это направление, планируется выделить более 300 миллиардов. По его оценке, развитие ГЛОНАСС является важнейшим проектом страны. По словам президента Путина, к системе могут подключиться страны СНГ. По заверениям представителей Роскосмоса, к 2020 году точность

ГЛОНАСС будет не хуже, чем американской GPS. Перегнать Америку прямо сейчас мешают несколько факторов: нехватка денег на создание навигационных центров на местах, отсутствие стопроцентного покрытия регионов связью, а также отсутствие точной карты страны. Как заявил директор Росреестра Сергей Васильев на международном форуме по спутниковой навигации, проходившем в Москве весной прошлого года, «мы не можем делать полноценные карты из-за секретности».

В прошлом году стало известно об уголовном деле по факту необоснованного расходования средств, выделенных из бюджета на развитие ГЛОНАСС. Расследование ведется по статье 201 УК «Злоупотребление полномочиями». Как подозревают в МВД, руководители ОАО «Российских космических систем» заключили договоры на выполнение научно-исследовательских работ с коммерческими организациями, не имеющими собственной материально-технической базы и квалифицированных специалистов. По мнению следователей, фактически работы выполнялись штатными работниками «РКС», деньги за якобы выполненные контракты переводилась на счета подконтрольных фирм. По оценкам ведомства, всего было похищено около 6,5 миллиардов рублей (сумма примерно равна стоимости трети орбитальной группировки ГЛОНАСС).

О расследовании высказался президент Владимир Путин: «Знаете, как мне было неприятно услышать, что там тоже есть подозрение в воровстве и в коррупции? – сказал он на пресс-конференции в декабре прошлого года. – Мы такие деньги туда направили. Я с такой гордостью смотрел на этих людей, а оказалось, что и там есть проблемы».

Глава администрации президента Сергей Иванов в интервью Первому каналу заявил, что рассматривает фигурантов дела как предателей. По его словам, первые подозрения в нецелевом использовании средств появились у него еще в 2009 году, в 2010-м министр внутренних дел Рашид Нургалиев «доверительно сообщил, что появились и факты, что средства воруются». На вопрос, каково было Иванову на протяжении нескольких лет работать с возможными казнокрадами, он ответил: «Терпел, понимая, что, если начну подавать вид, это приведет к попытке замести следы».

По оценкам экспертов, в прошлом году в России оборудованием ГЛОНАСС было оснащено около 300 тысяч автомобилей, с начала нынешнего ежедневно терминалы устанавливаются на тысячу транспортных средств. С января 2014 года навигаторы станут обязательными не только для грузовиков и автобусов, но и для такси. Всего речь идет примерно о 5 миллионах транспортных средств. Кроме того, по словам вице-премьера Суркова, в течение полутора-двух лет планируется оборудовать навигационными терминалами все машины скорой помощи, МВД и МЧС.

Скандал на 4 миллиона

Внедрение системы ГЛОНАСС в Саратове имеет непростую историю. В 2008 году случился скандал с освоением денег, выделенных на эти цели из городского бюджета. Как выяснила контрольно-счетная палата городской думы, из 4,5 миллионов рублей на закупку оборудования городское транспортное управление потратило только 505 тысяч, на остальное чиновники приобрели четыре автомобиля «Форд», мебель, кондиционеры, мобильники, бытовую технику и т. д. Причем после этого они вновь обратились к гордуме с просьбой выделить на ГЛОНАСС еще 4 миллиона.