Инвесторы критикуют инвестиционный климат

Оценить
В муниципальных образованиях принципиально не с кем общаться

«Наша задача – привлечь инвесторов в каждый муниципальный район Саратовской области», – заявил министр инвестиционной политики Роман Федосеев. А ему ответили, что не должно министерство инвестиционной политики возиться с каждым входящим в регион инвестором. Об этом сами инвесторы открыто заявили на заседании коллегии министерства в минувший четверг.

А ещё, по мнению инвесторов, в Саратовской области надо срочно что-то делать с землёй и научить наконец муниципалитеты встречать инвестиции распростёртыми объятиями, а не кислыми минами и странными условиями.

Два года возле куч

Мини-лекцию о том, как на самом деле выглядит инвестиционный климат Саратовского региона, произнес Виктор Куликов, директор ООО «Стройкомплект» (дочернее предприятие некой финансовой группы из Татарстана). Рассказ был откровенным, слегка сбивчивым и даже немного обидным. Вряд ли нашим чиновникам приятно было слышать о том, что о Саратове не то что где-то за границей, не везде и в России слышали. А единственная ассоциация, связанная с нашим городом, – это слоган про «Саратов – столицу Поволжья». Некоторые вспоминают про Саратов, когда слышат про фабрику кухонь «Мария», и совсем немногие ещё помнят, что у нас делают холодильники.

У самого директора ООО «Стройкомплект» с Саратовской областью складывается своя захватывающая история. Куликов и Ко запланировали строительство в Балаковском районе завода по производству гипсокартона. Это автоматизированное производство на 160 рабочих мест. Инвестор считает это проект уникальным и инновационным. Будущий завод собирается перерабатывать отвалы фосфогипса (читай: отходы), оставшиеся в результате производственной деятельности завода «Балаковские минеральные удобрения». Оказывается, такие кучи фосфогипса в больших количествах сохранились только в России. В Европе, например, от них давно избавились (или продолжают избавляться) путём затопления или закапывания. Но российские отвалы – фактически дармовое сырьё для производства популярного стройматериала, что по задумке авторов проекта должно существенно сказаться на его рыночной цене.

«Конечно, у нас не самый крупный проект. Мощность будущего завода закладывается, исходя из реальных потребностей в гипсокартоне двух регионов – Саратова и Самары. Но мы уже сейчас просчитываем возможности расширения. К тому же конкуренции у нас на этом рынке нет, – так описывает свои планы Виктор Куликов. – Понятно, что есть такие раскрученные бренды, как «Волма» или «Кнауф». Но это для нас именно брендовая конкуренция, а не ценовая. Наша продукция реально будет дешевле, потому что мы перерабатываем сырье, которое достаётся нам по давальческой цене. И если мы красиво назовёмся и пойдём на рынок под симпатичным брендом, то и в этой борьбе у нас будут все шансы на победу».

Но прежде выбора красивого имени для своего гипсокартона инвестору Куликову нужно «посадить предприятие на землю – застолбить место возле той самой кучи отходов и начать уже производство». А с этим у «Стройкомплекта» возникли серьёзные проблемы. Потратив около двух лет на трансформацию своей идеи о переработке фосфогипса в конкретный бизнес-проект, инвестор столкнулся с суровыми особенностями инвестиционного климата Саратовской области.

Везде вход снизу, а в Саратовской области – сверху

По словам Куликова, к работе над проектом были подключены и российские, и европейские учёные-химики, экономисты, аналитики, а также инвесторы-партнёры (в частности, немецкая компания, поставляющая новейшее оборудование для подобных производств). «Вообще та группа компаний, которую я представляю, раньше с переработкой как таковой не сталкивалась. Но нас эта идея всерьёз заинтересовала. Особенно если учесть, что рынок гипса в России закрыт, а тут такой огромный запас. Только в Балаковском районе хранится 47 миллионов тонн готового материала (фосфогипса), накопленного с 60-х годов», – говорит Виктор Викторович. К тому же, как выяснилось в процессе работы над проектом, переработка фосфогипсовых отвалов решает ещё и экологическую проблему. Местные экологи и администрация балаковского завода давно думали, что с этими отвалами делать.

А потом Виктор Куликов объяснил, почему сотрудничество с нашим регионом назвал для себя уникальным опытом. «Обычно в те регионы и страны, где присутствует уже наша финансовая группа, инвесторы заходят, что называется, с низов. То есть сначала присматривают место для размещения своего инвестиционного объекта, обсуждают возможности работы с местными (читай: муниципальными) властями, а уже после идут на рукопожатие к более высокопоставленным лицам. В Саратове мы пошли тем же привычным для нас путём. И это, как я теперь понимаю, было большой ошибкой», – говорит Виктор Викторович. Движение проекта по строительству гипсокартонного завода сразу остановилось. Задержка в реализации уже сейчас составляет 8 месяцев. По словам инвестора, это ещё не провал проекта, но довольно серьёзные финансовые потери.

Директор ООО «Стройкомплект» всё повторял, что Саратовская область – регион «очень интересный». Областная власть здесь много говорит о том, что нужно привлекать инвесторов в регион, но плохо представляет себе, как «пересадить инвесторов на землю». Земли же, по наблюдениям инвестора Куликова, в Саратовской области огромное количество. При этом земля эта сельскохозяйственного назначения, однако никем уже очень давно не возделывается, но обязательно кому-нибудь принадлежит. «Это на самом деле очень большая проблема, и именно в Саратовской области она какая-то уникальная, – говорит Куликов. – Только здесь я столкнулся с ней в таком остром контексте. Когда невозможно осуществить диалогово-договорные манёвры, когда взлетают ценники, как только ты говоришь, кто ты есть...»

Трудные переговоры с владельцами земель стали главным тормозом в реализации проекта. Дело стало сдвигаться с мёртвой точки только после обращения в мининвест.

«Но это же нонсенс, вы понимаете? – недоумевал на трибуне коллегии Куликов. – Я же обращаюсь к министру и к его замам по самым мелким вопросам, которые, по сути, яйца выеденного не стоят, которые решаться должны на раз, без участия первых лиц региона. Честно говоря, стыдно даже звонить с просьбами типа «у меня вот тут бумажка не проходит, не могли бы вы как-то помочь». «Почему министерство занимается такой мелочовкой? У нас ведь не такой крупный проект – общий объём инвестиций порядка трех миллиардов рублей», – не понимал инвестор. И добавлял, что как таковых претензий к саратовским властям у него нет. И за свой проект он особенно не переживает. Идея переработки фосфогипсовых отвалов уже получила поддержку на федеральном уровне, поэтому завод рано или поздно будет построен. Да и саратовский мининвест действительно отлично поддерживает инвестора. Но для инвестиционного климата региона, по словам Куликова, именно эта «отзывчивость» министерства и является колоссальным минусом.

«Так не должно быть! Не должно министерство заниматься с каждым отдельно взятым входящим инвестором, – убеждал участников коллегии Виктор Куликов. – Я очень хочу понять, почему в регионе всё так устроено. Почему понимание важности инвестиционных проектов сосредоточено исключительно в правительстве области? В муниципальных образованиях принципиально не с кем общаться. А понимание необходимости инвестиций должно быть именно здесь. В конце концов, любой инвестиционный проект – это прежде всего новые рабочие места для жителей конкретного района, строительство инфраструктуры какой-то, определённый взнос в соц­сферу в виде строительства тех же детских садов или ещё чего-то... Это налоги опять же. По прогнозам наши отчисления области будут составлять порядка 250 миллионов рублей ежегодно. Один только налог на имущество – 33 миллиона».

На сегодняшний день ООО «Стройкомплект» заказало все инженерные, геодезические изыскания и прокладку коммунальной инфраструктуры, но земля так и не оформлена.

В 2012 году приток инвестиций в область составил 45200 рублей на душу населения (в 2011-м – 40200 рублей).

Наибольший объём инвестиций привлечён в город Саратов (36,9 млрд руб.), в Балаковский (20,3 млрд), Энгельсский (3,0 млрд), Саратовский (2,8 млрд), Балашовский (1,1 млрд) и Калининский (1,0 млрд) районы.

Самыми инвестиционными сферами деятельности названы: финансы, здравоохранение, образование, обеспечение военного сектора, обрабатывающие производства, ремонт автотранспорта.

 


[кстати сказать]

По два года на министра

То ли нужно нам министерство инвестиционной политики, то ли нет. За восемь лет его существования в саратовском правительстве так этого никто и не понял. В какой-то момент даже депутаты областной думы решили, что не стоят результаты его работы бюджетного финансирования. Но оказалось, что некому в регионе следить за потоком денег, втекающих в местную экономику.

За восемь лет областному мининвесту подбирали самых разных министров. Первым был отец-основатель Александр Жандаров. Александр Владимирович отличался открытостью, непосредственностью и неза­урядностью. С самого первого дня своего появления в саратовском правительстве фонтанировал самыми смелыми идеями и грозил наводнить регион инвесторами всех уровней, статусов и рангов. Обещал построить в области современные нефтеперерабатывающий, пивной и другие заводы, возвести массу логистических центров и торгово-развлекательных комплексов. В общем, всё самое лучшее должно было появиться в Саратовской области. Увы, большинство проектов, разрекламированных министром, так и остались в рамках протокола о намерениях.

Жандаров был не только богат воображением, но и скор на скандалы. Ругался с прессой, с коллегами по правительству, депутатами, руководством муниципалитетов и даже с инвесторами. Помнится, не в самых лицеприятных выражениях отзывался Жандаров о шведской компании ИКЕА, пообещавшей, но так и построившей свой торговый комплекс в Саратове. А как доставалось марксовскому пивзаводу за то, что не соответствовал представлениям министра о современном производстве!

Сменил Жандарова в кресле министра его бывший зам Кирилл Семёнов. Ничем не выдающимся, кроме собственной красоты, скромности и доброты, он никому не запомнился. Рассказывал об инвестиционной «привлекательности», а главное, «успешности» региона и о принципах кластерной модели, где инвестиционные проекты должны сбиваться в тематические кучки – металлургические, агропромышленные, машиностроительные, нефтехимические и т. п.

Следующего министра, Ирину Блохину, тоже подослал Александр Жандаров, который к тому времени в должности заместителя председателя саратовского правительства перебрался в Москву. Блохиной было 27 лет, и у нее была внешность и манеры студентки-практикантки. Она пыталась развивать линию государственно-частного партнёрства в области реализации инвестиционных проектов. Обещала вплотную заняться проектом нового саратовского аэропорта и сдать в концессию саратовский водоканал. Заметных успехов в этой области ей достичь не удалось, но и сильно напортачить она не успела.

Роман Федосеев – четвёртый и ныне действующий министр инвестиций – от своих предшественников отличается, пожалуй, попытками понять, что с инвестиционным климатом в регионе не так. И почему у инвесторов, приходящих в регион, возникают те проблемы, которые у них возникают. По первым впечатлениям, он очень серьёзно нацелен поскорее внедрить в Саратовской области все пункты «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе». Он думает, что это облегчит отношение властей на местах с приходящими инвесторами. Громких обещаний по поводу новых грандиозных многомиллиардных инвестиционных проектов Роман Борисович пока не даёт. И правильно делает.