Это не агробизнес. Это сама жизнь
Когда человек самозабвенно любит свое дело, это видно с первого взгляда. У Валерия Чернова, главы крестьянского (фермерского) хозяйства в Петровском районе, глаза горят, когда он рассказывает про свои поля, про новую технику, про свой маслозавод, про новые культуры, которые осваивают в крестьянском фермерском хозяйстве Александра Григорьевича Чернова. Ощущение, что человек живет землей, любит ее всей душой, отдает ей всю себя, а она платит ему тем же. «Чего нам боятся ВТО? Мы и сами с усами!» – заявляет он на прогнозы высоколобых аналитиков.
Отцовское дело
В начале 90-х годов, когда совхозы и колхозы вслед за всей страной вступили в рыночные отношения, судьба большинства из них оказалась печальной. Кто-то тянул из последних сил, но многие хозяйства просто разорились, а люди подались кто в город на заработки, кто топить горе в вине, а кто, несмотря на все трудности, решил землю не бросать и начинал свое дело. В 1993 году отец Валерия Чернова Александр Григорьевич, по профессии тракторист-механизатор, решил вместе с семьей организовать собственное хозяйство. Не пропадать же опыту, да и землю плодородную жалко бросать: упустишь, зарастет сорняком да лесом, сколько труда в нее надо будет вложить, чтобы снова ее засевать.
Правда, не досталось в наследство от развалившегося государства Александру Григорьевичу ни куска земли, ни колхозной техники. Поэтому и начинал он с нуля. Взял в аренду 120 гектаров земли в селе Новозахаркино и начал обрабатывать. Сын его, Валерий Чернов, на тот момент уже десять лет работал в милиции, и хоть работу бросать не стал, а отцу по хозяйству помогал. А жена Валерия, у которой тоже был опыт работы на селе, стала совладелицей хозяйства да свекру своему помогала.
Мало-помалу дело наладилось. Стали и технику приобретать, и землей прирастать. Вскоре Александр Григорьевич от дел отошел, оставив хозяйство младшим Черновым. Валерий Александрович по-прежнему работал в органах, за главную оставалась его жена, но в семейном деле принимал активное участие. Поэтому, когда в 2010 году он вышел на пенсию, легко включился в процесс и стал уже хозяйничать, не отрываясь от земли.
Большое хозяйство
Сейчас КФХ Чернова А. Г. – это 6200 га пахотных земель, разбросанных по всему району, частью арендованных у администрации Петровского муниципального образования, частью у пайщиков.
– У нас сейчас человек 350 пайщиков, – рассказывает Валерий Александрович. – Со всеми мы заключили договоры, за каждый пай они у нас получают или 1,2 тонны зерна, или в эквиваленте деньгами по рыночной цене. Свои обязательства мы полностью выполняем.
Сеют в КФХ на этой земле пшеницу, рожь, подсолнечник, озимый рыжик (масленичная культура), просо, кукурузу, в первый раз в этом году мы намерены посеять лен. Такой лен, какой нужен на ткани, в Саратовской области не растет, но вот семена льна пользуются большим спросом.
Работает в хозяйстве на регулярной основе 52 человека. В сезон, на уборочную, приходится дополнительно привлекать еще 20–30 работников.
К работникам своим фермер относится с большой заботой.
– Все говорят, что вот, мол, Чернов технику покупает новую, – говорит он. – Да я же не ради техники покупаю. Я так улучшаю условия труда механизатора. Но новой технике человеку работать приятнее. Это ведь не на старой колымаге в поле выехать, которая до поля доедет и заглохнет, не по локоть в грязи весь день возиться, разбираясь, что там в очередной раз полетело. Человек знает, что он на этом комбайне или тракторе и успеет больше, и заработает больше, он и к работе по-другому относиться начинает. Работает с радостью. Я только поэтому обновил весь парк.
Только в этом году Чернов приобрел в хозяйство три новых «Кировца» с мерседесовскими двигателями, одиннадцатиметровый посевной комплекс производства Казани – и это плюсом к той технике, которая была поэтапно закуплена в предыдущие годы (четыре новых комбайна, восемь тракторов-белорусов 82-х и два трактора 1221, четыре новых дизеля и т. д.).
Кроме того, и об этом Валерий Александрович рассказывает с особой гордостью, у него в хозяйстве работает свой небольшой маслозавод.
– Переработка семян подсолнечника – хорошее подспорье в хозяйстве, – говорит Чернов. – И прибыль дополнительную приносит, и позволяет людей зимой занять.
Калькулятор под рукой
Удачно сочетать заботу о людях и прибыльные вложения может только прирожденный бизнесмен. Ведь маслозавод был поставлен не только с той целью, чтобы людей занять, но чтобы он еще и прибыль приносил. Валерий Чернов внимательно следит за изменениями рынка, за новыми веяниями и удачно использует полученные знания. Например, сеет гибридный подсолнечник. При этом приглашает специалистов с других предприятий, например с балашовского предприятия «БАС», которое занимается реализацией семян. Те советуют, как лучше обработать поле, какой бороной пройтись, чтобы урожайность повысить. И сочетание гибридных семян и новых технологий в обработке земли даёт потрясающий результат.
– Вы не поверите, я в прошлом году начал подсолнечник убирать 13 августа, когда никто в России еще не начинал, даже на югах, – хвалится Чернов и достает телефон, на котором демонстрирует нам фотографии, действительно датированные серединой августа. На фото – идеально чистое, без сорняков, поле подсолнухов, готовое к уборке: крупные головы подсолнечника бурого цвета, тяжелые от созревших семян, грузно клонятся книзу. А ведь август – сезон свадеб, когда молодожены так любят фотографироваться в полях среди подсолнухов, желтых, как солнце.
Вся ранняя семечка, собранная с полей Чернова, была переработана на его же маслозаводе, и пока цена на масло держалась высоко, фермер смог получить неплохую прибыль.
– Когда все начинают сдавать подсолнечник, мне становится выгоднее семечку продавать, и завод я останавливаю на профилактику, оставляя у себя в запасе часть урожая, – объясняет Валерий Александрович. – И внимательно смотрю за рынком: как только производство масла становится выгоднее продажи сырья, я снова пускаю завод.
Года три назад Чернов стал выращивать кукурузу, а всё потому, что следит за развитием сельского хозяйства в регионе. В последнее время в Саратовской области то тут, то там строится и открывается много новых животноводческих комплексов в рамках инвестпроектов, а кукуруза, мало того что хороша как предшественница для любых культур, поскольку обогащает почву, также является отличной кормовой единицей. И поэтому рынок сбыта для кукурузы нашелся сразу.
Все эти шаги – по выращиванию и кукурузы, и раннего подсолнечника, и льна – для Чернова очевидны и лежат на поверхности. Главной бедой большинства фермеров Валерий Александрович считает то, что они не держат рядом с собой калькулятор. Ведь именно он помогает «считать экономику» и просчитывать все возможные риски.
– Многие мои коллеги боятся заемных денег, – делится Чернов. – Спрашивают, как это я кредиты беру без страха. А я считаю, какие обязательства я смогу без ущерба для хозяйства выплатить при минимальной урожайности. А без кредитов куда? Это же ни парк обновить, ни хороших семян приобрести. Никакого развития без заемных денег нет. Да, засуха нам сейчас сильно портит урожайность пшеницы, но мы выходим за счет сева других культур – той же кукурузы, подсолнечника. Это всё обсчитывается. Главное, чтобы калькулятор всегда был под рукой.
Возрождая сельхозавиацию
В ближайших планах у Валерия Чернова – очередное обновление парка сельхозтехники. И это… самолет! Специализированный сельскохозяйственный самолет «Фермер-2» – это отечественная разработка, он сконструирован и собран в Казани инженерами ООО «Фирма «МВЕН». Это небольшой самолетик, который, в отличие от привычного кукурузника, намного более экономичен и совершенен. И уже успел доказать свою надежность.
– Я увидел этот самолет на выставке у нас в Саратовской области, один из фермеров его привозил, – рассказывает Чернов. – Я сразу понял, что он мне нужен: он маленький, экономичный, эффективный. И окупится быстро. А нужен он мне в первую очередь для того, чтобы обрабатывать пары. Чтобы пройти поле трактором, это нужно сколько затратить времени, ресурсов, той же солярки. И в дождь этот трактор на поле не выгонишь. А самолет все отдыхающие поля обработает химикатами от сорняков за один день и практически в любую погоду. У меня сколько техники для других работ освободится! Кроме того, самолет хорош при обработке посевов от вредителей-насекомых. На Кубани в каждом хозяйстве есть такой самолет – не от прихоти же.
Еще одна мечта Валерия Александровича – поставить свою мельницу. Но не абы какую, а такую, чтобы ее продукция могла спокойно выходить на рынок и там конкурировать с ведущими торговыми марками. Судя по тому, как работа спорится в руках Чернова, мечты эти имеют серьезный шанс воплотиться в жизнь в самом ближайшем будущем.
Землю любить надо
Чернов сомневается, что вступление в ВТО подорвет отечественное сельское хозяйство.
– А чем мы хуже?! – восклицает он. – У нас и руки такие же, и голова так же работает, и технологии новые мы можем применять ничуть не хуже, чем европейцы. И потом, землю – ее же любить надо. Жить этим. Все сейчас говорят: агробизнес! Да никакой это не бизнес, это сама жизнь. Нельзя придти домой, а работу эту за порогом оставить. Земля – она же такая, даже поговорка есть: женщину можно обмануть, она родит, а землю обманешь, она не родит.
И так горят у фермера глаза, так он «вкусно» о своем деле рассказывает, что поневоле понимаешь, что вот на таких крестьянах и держится земля, и сельское хозяйство с такими людьми процветает. Валерий Александрович смотрит в будущее с оптимизмом: убрали нефтебазу из района – да, стало тяжелее, но не смертельно же. Засуха третий год? Так и засуха не вечна. Все трудности преодолимы, если делать дело с любовью, да еще и голову прикладывать.
И коллектив вокруг Чернова подобрался соответствующий. Агроном КФХ Мещеряков Михаил Тимофеевич днюет и ночует на полях. Бухгалтер хозяйства Гудкова Татьяна Владимировна ведет дела строго и четко. И никакие проверки с таким ведением дел не страшны. Даже на тракториста нового хозяин всегда смотрит – как он с техникой обращается, как работает.
Только механизаторов мало хороших, говорит фермер.
– Мне кажется, что лет через пять-десять хорошего механизатора днем с огнем не сыщешь, будет профессия на вес золота, – сетует Чернов. – Молодежь сейчас неохотно идет учиться этой специальности. Им бы лучше в компьютер. Раньше у нас в СПТУ Петровском много ребят училось – и саратовских, и пензенских. Сейчас намного меньше.
Но и тут фермер не жалуется, а делает всё, что в его силах, чтобы кадрового голода его хозяйство не испытывало. У КФХ договор с училищем. И все, кто учится механизации, приходят на практику летом к Чернову. Валерий Александрович ребят за просто так не гоняет, работу им оплачивает: говорит, надо, чтобы стимул был. А сам смотрит, кого уже можно будет на работу брать. Те студенты, у кого работа спорится, кто работает с душой и не ленится, потом остаются в хозяйстве.