«Священный мусор»

Оценить
На корешке новой книги Людмилы Улицкой «Священный мусор» (М., «Астрель», 2013) отсутствует фирменный издательский знак, зато наличествует логотип «Редакция Елены Шубиной». Сама Елена Данииловна не скрывает, что она – не просто редактор.

На корешке новой книги Людмилы Улицкой «Священный мусор» (М., «Астрель», 2013) отсутствует фирменный издательский знак, зато наличествует логотип «Редакция Елены Шубиной». Сама Елена Данииловна не скрывает, что она – не просто редактор. «У меня с авторами сложились такие отношения, что порой мы обсуждаем идею книги еще до ее написания, – рассказывает она в интервью журналу «Афиша». – А иногда, если речь идет о так называемом нон-фикшне, я эту идею и придумываю».

Легко предположить, что именно Шубина предложила автору популярных романов «Казус Кукоцкого», «Даниэль Штайн, переводчик», «Зеленый шатер» и других оформить в виде книги то, что обычно в авторские книги не попадает: предисловия, некрологи, интервью глянцевым журналам, речи на фестивалях, церемониях вручения премий и днях рождения, заметки на полях, записки поверх заметок, фрагменты мемуаров, кусочки фрагментов и клочки кусочков.

Подобно писателю и философу Михаилу Веллеру, который уже явил читателю Теорию Всего Сущего и ныне может рассуждать на любую тему – от жизни на Марсе до влияния музыки Баха на рост маргариток, – Людмила Улицкая с неменьшим бесстрашием демонстрирует тематическую всеядность. В тринадцати разделах книги читатель найдет, помимо воспоминаний о друзьях, подругах и болезнях, еще и рассуждения о Мюнхгаузене и Мандельштаме, институте брака и «Докторе Живаго», Одиссее и фотосинтезе, «женском вопросе» и «русском космизме», пищевых цепочках и мировом терроризме, теории эволюции и практике эмиграции, Y-хромосоме и кризисе христианства, опытах на крысах и Симоне де Бовуар, толерантности и спирали ДНК, свойствах сна и природе любви, ГУЛАГе и Стэнфорде, антропософии и «прекрасной лжи интернационализма»...

Насколько интересны романы Улицкой, настолько же унылым и необязательным выглядит ее сборник литературного вторсырья. Увы, так обычно и бывает, когда писатель начинает экономить и считает все свои слова ценным имуществом, с которым трудно расстаться просто так, дав компьютеру команду «Очистить корзину».