Тазы с водой у «амосовских» печей

Оценить
Прогрессивная система отопления оказалась не совсем пригодной для художественного музея имени Радищева

С конца XVIII века в России стала известна только что применённая в Европе система пневматического (воздушного или огневоздушного) отопления. Основной частью системы была печь, называвшаяся духовой или калорифером. Печь сооружали в подвале дома. Она состояла из большого металлического кожуха (или короба, отчего такие печи называли также коробовыми), внутри которого устраивалась топка из кирпича. В нижней части короба проделывались отверстия, через которые поступал свежий воздух. В верхней части от короба отходили трубы, по которым горячий воздух поднимался в отапливаемые помещения. Трубы или каналы для поступления нагретого воздуха от подвала в жилые помещения прокладывались в стенах дома.

Русские инженеры (в частности, Амосов, по имени которого печи его системы назывались амосовскими), внесли значительные усовершенствования в эту систему. Калориферы стали распространяться в России. Годом появления в нашей губернии отопления этого типа, вероятно, следует считать 1885 год. В этом году был открыт Художественный музей имени

А. Н. Радищева, здание которого, согласно заключённому с купцом А. И. Крашенинниковым контракту, должно было обогреваться тремя духовыми печами с помощью проложенных от них в стенах и под полами дымовых и тепловых каналов.

В ходе эксплуатации здания обнаружился один из основных недостатков калориферного отопления: неравномерное распределение тепла по горизонтали и вертикали отапливаемого объёма и, как итог, излишняя сухость воздуха в отдельных частях помещений. Об этом красноречиво сказано в отчёте музея за 1910 год: «Следует отметить, что отопление музея, так называемое амосовское, вредно отзывается на картинах и вещах музея. Чтобы смягчить резкую сухость воздуха, в настоящее время устроены в печах четыре увлажнителя, а перед отдушинами в музее расставлены тазы с водой. Однако эти меры не всегда приводят к желаемому результату».

В 1897 году для расквартированных в Саратове Балашовского и Бобруйского батальонов были возведены новые казармы (на фото), поныне стоящие друг против друга на Московской улице неподалёку от железнодорожного вокзала. С точки зрения отопления здания интересны тем, что в них предусматривалось сооружение печей разных систем. Калориферное отопление охватывало только основные помещения казарм и обеспечивалось восемью «амосовскими» печами. В подсобных помещениях были сложены две русских и двенадцать круглых голландских печей. Кроме них для других нужд служили четыре двухъярусные пекарные печи, 19 котловых топок и очаг в мастерской.

Наряду с калориферным, постепенно получают распространение разные варианты парового или водяного отопления. В январе 1889 года местная пресса сообщала, что городской архитектор Алексей Маркович Салько командирован в Санкт-Петербург «для ознакомления с паровым отоплением, которое предполагается применить в новой городской больнице». Как видно из «Акта осмотра вновь выстроенных зданий городской больницы», поездка городского архитектора не была безрезультатной: в центральном, Т-образном здании больницы в подвале имелось «помещение для водогрейных котлов водяного отопления всего главного корпуса». Больница стала первым в Саратове зданием с водяным отоплением. Ныне это клиника госпитальной терапии 1-й городской клинической больницы.

В начале ХХ века системы отопления отличались большим разнообразием. Сложно сказать, какие конкретно системы предпочитали частные домовладельцы. Документов об этом обнаружить пока не удалось. Но некоторую картину состояния и постановки отопительного дела дают документы Саратовской городской управы, организовывавшей отопление 110 муниципальных общественных зданий, содержавшихся на городском бюджете. Среди них – учебные заведения, библиотека, читальни, городская больница, амбулатории, полицейские и пожарные части, ночлежные дома, водоразборные колонки, таможни и т. д.

В штате управы существовала должность заведующего отоплением городских учреждений. Из его докладов и отчётов видно, что, например, в 1914 году самым распространённым видом отопления по-прежнему оставалось печное. Из 1541 отопительной установки 1317 составляли печи. Причём первое место занимали разнообразные «голландки»: кирпичные, изразцовые, в железном футляре, специальные небольшие для клозетов и другие. Для общественных зданий они были удобнее, чем довольно громоздкие русские печи. Впрочем, и русских печей насчитывалось 506. Отдельную группу составляли печи банные – каменки. Но некоторые бани и ванные комнаты отапливались голландскими печами. Для временного отопления помещений использовались переносные чугунные и железные печи. Интересно, что камины, игравшие скорее декоративную, чем отопительную роль, тоже имелись в городских зданиях, – всего 31 камин. Новые виды отопления только-только начинали внедряться. В шести зданиях было водяное отопление и в четырёх – паровое.