Общество созреет – проблема решится
Повернуть власть лицом к фасадам могут горожане
В поисках путей спасения фасадов мы обратились на архитектурно-строительный факультет государственного технического университета. Заведующий кафедрой «Дизайн архитектурной среды» Виталий Кудрявцев сообщил нам, что эта проблема его волнует «давно и очень».
– Большая часть построек в Саратове – это памятники архитектуры. Некоторые таковыми признаны, некоторые нет, но всё равно они ими являются. Значительная часть из них находится в руках предпринимателей. А потому здания сегодня завешиваются рекламными баннерами. И в этом, конечно, мало культуры.
Исправить ситуацию можно несколькими способами и без ущерба архитектурному памятнику. Деликатно. Например, грамотно использовать дневное и вечернее время суток. Днём вмешательство во внешний вид здания должно быть минимальным. Вечером можно не отказывать себе в световых эффектах. Сейчас существует масса вариантов добиться желаемого рекламного эффекта с помощью различных подсветок.
Ещё один вариант можно позаимствовать из московской практики. Ведь проблема фасадов актуальна не только для Саратова, но и для всей страны. В Москве существует целая система размещения рекламы на фасадах. Этот процесс нужно регламентировать, вводить определённые ограничения.
Если говорить о ремонте или его отсутствии, то здесь всё зависит от собственника. Многие исторические здания находятся и в муниципальной собственности тоже, но деньги на их ремонт не выделяются. Это главная беда городской власти. А частный собственник, если он бизнесмен и заботится о своём престиже, должен стараться соответствовать тому имиджу, на который претендует.
В Европе практически все исторические здания находятся в частной собственности. Но частники там выполняют определённые требования – жёсткие охранно-арендные обязательства. Вообще власти и бизнесу нужно вести постоянный диалог. В процессе этого диалога можно прийти к результату, который устроит всех. Власти должны вырабатывать юридические нормы, правила, регламенты и прочее.
Если обязывать ремонтом фасада бизнес заниматься, то он должен получить какие-то преференции со стороны органов власти, освобождение от налогов, например. В любом случае договариваться с бизнесом, организовывать его в этом вопросе можно. Но вот ответственность за весь фасад вешать на бизнесмена, которому принадлежит только его часть, нельзя.
На нашей кафедре мы темой фасадов занимаемся пока только на уровне студенческих работ. Вопрос в том, как наработки внедрять в жизнь. Городская власть к нам за помощью не обращалась. Сами стучать в дверь администрации по этому вопросу мы не решались, зная, что любое наше предложение встретит массу бюрократических препон. Получается, что я пока могу сделать только один вывод – культуру городского фасада нужно развивать. Но общество должно для этого созреть. Нашим людям нужно осознать одну вещь: фасады зданий являются наследием не только одного отдельного заказчика. Это наследие города, а значит, и всех горожан и всей Саратовской губернии.
В какой-то степени повлиять на дозревание общества способны общественные организации. Член Общественной палаты Саратовской области, руководитель Центра правовых технологий Николай Скворцов сообщил нашей газете, что на заседаниях комиссии по ЖКХ Общественной палаты тема состояния городских фасадов не поднималась. Но своё мнение об этой проблеме у Скворцова есть.
– Я живу в Саратове с 1997 года. И вижу положительную тенденцию в вопросе внешнего облика городских зданий. Сегодня фасады выглядят куда лучше, чем в конце 90-х. Кое-где, но преимущественно, конечно, в центре, строят новые здания под старину. Здания банков, например. Но при этом, согласен, многие старые здания сегодня пестрят рекламными вывесками. Некоторые здания требуют ремонта. Что делать? Мне кажется, нужно поступить так же, как с проблемой управления жилыми домами. Необходимо выбрать управляющую компанию, хорошую управляющую компанию, способную действительно заниматься этими проблемами. И люди поймут, что они способны изменить окружающую их действительность.
Общественная палата тоже может поднять этот вопрос на своих заседаниях, потому что мы рассматриваем наиболее актуальные для региона и его жителей проблемы. Поводом для этого может послужить обращение граждан, публикация в СМИ, а также предложение кого-то из членов палаты. Я, например, могу выдвинуть тему фасадов для обсуждения.
Что может сделать Общественная палата дальше? Организовать совещание с представителями власти или ответственными за этот вопрос органами и лицами. Поднять больную тему на уровне районов, то есть пригласить к обсуждению глав районных администраций и руководителей крупных предприятий. Обсудить эту проблему с ними. Попробовать сделать их социально ответственными. И может быть, в процессе такого общения отыщутся конструктивные варианты решения.