Царь-рыба
В Саратовском районе начался выпуск мальков стерляди, выращенных на экспериментальной базе научно-исследовательского института озёрного и речного хозяйства (ГосНИОРХ). Подобные акции проводятся уже тринадцать лет. По мнению учёных, это позволило сохранить редкую рыбу как вид.
Стерлядь, считающаяся гербовым символом Саратова, практически исчезла в регионе к началу 1990-х годов. По словам ихтиологов, причинами стали экологическое состояние реки, браконьерство и работа ГЭС (ещё в советские времена при станциях предполагалось построить питомники для компенсации потерь рыбы, но этого не сделали). Как считают учёные, «популяция оказалась на грани вымирания». С 1995 года специалисты саратовского отделения ГосНИОРХ разводят стерлядь на экспериментальной базе у села Сабуровка.
Как рассказал заместитель директора базы Михаил Зайцев, здесь живут около 300 взрослых рыбин-«родителей». Каждую весну от них получают икру, искусственно оплодотворяют и помещают в аппарат под названием «Осётр» – это инкубатор, предназначенный для «высиживания» рыбьего потомства. Вылупившихся личинок две недели содержат в лотках, а когда они научатся самостоятельно питаться, пересаживают в изолированный пруд. «Эту рыбу недаром называют царской. По характеру она вальяжная, медлительная, величественно плавает, но и капризна, как аристократка: не выносит высоких температур и плотности при транспортировке. Поэтому перевозить её к месту выпуска нужно на рассвете, около 4–6 часов утра», – рассказывает Михаил Зайцев. В дикую природу выпускают двухмесячных мальков весом два-четыре грамма. Специальные контейнеры при помощи моторной лодки буксируют на коренную Волгу, где вода более чистая и меньше хищников. Учёные соблюдают определённую конспирацию во избежание браконьерства и не показывают место выпуска даже приезжим корреспондентам. Но выживает только три-пять процентов мальков.
Тринадцать лет назад ихтиологи начинали эксперимент на свои деньги. Затем их включили в областную программу, которая финансировалась не в полной мере. Сейчас саратовцы работают по госзаказу федерального комитета рыболовства. В нынешнем году бюджет выделил только 1 миллион рублей. Этого хватит на выпуск 100 тысяч стерлядок – втрое меньше, чем обычно. Зато в рамках реформы рыбной отрасли в три раза увеличилось количество контролирующих организаций: вместо прежней рыбинспекции за водными биоресурсами теперь надзирают Россельхознадзор, Нижневолжское бассейновое управление по охране рыбных запасов и региональное министерство леса.
По словам учёных, необходимо строить специальное стерляжье хозяйство. Представители института просили местных чиновников выделить дополнительную землю возле существующего питомника – поля обанкротившегося колхоза. Но теперь на этом участке проектируют новый аэропорт.
Как считают ихтиологи, искусственное разведение стерляди дало заметный эффект: «По крайней мере, она не исчезла как вид. Иногда уже попадается в уловах». По подсчётам учёных, для восстановления популяции нужно каждый год выпускать не менее 2 миллионов мальков. В таком случае разрешить промышленный лов стерляди можно будет лет через тридцать.