Дай отдохнуть и фонтану
Ежедневно из областного министерства информации и печати на адрес редакционной почти приходит десять, пятнадцать, а то и больше пресс-релизов. И еще с полдюжины – из министерства молодежной политики, спорта и туризма. С одной стороны, непрерывный поток правительственной информации раздражает, с другой – облегчает работу, потому как пропустить более или менее значимое (с точки зрения чиновников) событие практически невозможно. Другое дело, что определение значимости у правительства и у журналистов разнится. Но чиновники от информации выполняют свою работу. И старательно изображают полную открытость регионального правительства.
Дополняет или должен дополнять картину информационной открытости сайт правительства Саратовской области. Который я, честно говоря, не очень люблю. Потому как открывается он медленно, а недельные правительственные мероприятия не вынесены в отдельный раздел, а спрятаны среди новостей. Но это мнение исключительно субъективное, а на вкус и цвет, как всем известно, товарищей нет.
Но тут после изучения раздела сайта областной думы, где говорится о личных данных депутатов, я решила посмотреть всё, что касается нашей исполнительной власти. И познакомиться с биографиями министров и страницами министерств. И тут открытиям не было предела.
Статистика
Девять министерств из 15 обзавелись собственными сайтами. Остальные шесть обошлись новостными лентами или ссылками на таковые на своих страницах.
Блоги наши министры не ведут, единственный микроблог, он же твиттер, нашелся у председателя комитета по капитальному строительству Александра Суркова. Но последний его твит – поздравление – случился перед Новым годом, когда наш микроблогер поздравил народ с праздником.
А был ли мальчик?
Точнее, а есть ли министерство? Речь идет о министерстве строительства и ЖКХ. Там и с министром напряженка. С уходом Сергея Канчера на повышение его бывшему уже заму Дмитрию Валентиновичу Тепину звание полноценного министра присвоили только несколько дней назад. А может, поторопились?
Потому как на правительственном сайте на странице министерства Тепин обозначен, а вот биографии его нет, ровно и никаких новостей о работе отрасли. Новостей нет с 26 августа 2011 года.
Нет, на самом деле информация о деятельности отрасли поступает в редакции с завидной регулярностью. Но потом она теряется в бурном потоке новостной ленты правительства.
А что касается 26 августа 2011 года, так министром тогда был вовсе не Тепин. И даже не Канчер. А Андрей Савицкий. И правительство возглавлял вовсе Павел Ипатов.
Так что среди министерств областного правительства страница министерства строительства и ЖКХ занимает первое с хвоста место по информационной открытости.
Сайты, биографии и прочие новости
На самом деле абсолютного единообразия в подаче информации правительственными подразделениями нет. И у некоторых наиболее продвинутых министерств есть собственные сайты. У некоторых наличествует только новостная лента.
Главные страницы любого министерства или комитета сделаны по единому образу и подобию. Название подразделения, адрес, ФИО руководителя и заместителей и их телефоны. Дальше адреса – почтовый и электронный. Если повезет – адрес сайта. При отсутствии такового – ссылка на новостную ленту и некая обязательная информация, типа функции и задачи, структура, коллегиальные органы, подведомственные организации.
О сайтах и новостных лентах расскажем позже, а вот с биографиями разберемся немедленно. Почему-то некоторые министры не стали (забыли, не придали значения, постеснялись – нужное подчеркнуть) знакомить заинтересованных людей с этапами своего карьерного роста.
Нет, когда дело касается дам, то понять отсутствие даты рождения можно: у нас женщины предпочитают не афишировать свой возраст. Потому осуждать Марину Епифанову, Наталью Соколову, Ларису Кузнецову не будем. Не очень понятно, почему министр занятости Соколова вместо биографии разместила на своей странице полномочия министра, но это дело хозяйское.
Потому как до председателя комитета капитального строительства Александра Суркова ей далеко. Кликая на ФИО председателя комитета, можно попасть не на страницу с биографией, а на карту города, и узнать место расположения комитета.
Не стали размещать на страницах подразделений свои биографии и мужчины: министры лесного хозяйства Игорь Потапов и здравоохранения – Алексей Данилов, председатели комитетов по управлению имуществом Олег Галкин, общественных связей – Борис Шинчук, по госсзакупкам – Станислав Кошелев.
Предположим, Кошелев, Потапов и даже Сурков – люди во власти относительно новые и стесняются своих невеликих достижений. Но Алексей Николаевич Данилов, Олег Александрович Галкин и Борис Леонидович Шинчук – матёрые политики и на примере своей биографии легко могут показать пример беззаветного служения народу.
Может, среди руководителей правительственных подразделений есть еще стеснительные люди, но изучать страницы управлений, инспекций и прочих представительств я не стала. Мне хватило 15 министерств и 13 комитетов.
Да, самое главное: до сих пор на сайте областного правительства нет фотографии и биографии заместителя председателя по социальной сфере Михаила Горемыко. Хотя с момента его утверждения в должности областной думой прошло как минимум две недели.
Сайты
Собственные сайты имеют практически все министерства, относящиеся к ведению нового заместителя председателя. Все они сделаны по единому образу и подобию. Насколько сайты удобны и функциональны, судить не берусь. Но новостные лены на них обновляются вполне прилично. Немного выделяется сайт молодежного министерства, где на главной странице есть две топовые информации – «спортсмен месяца» и «главная новость».
Очень достойным оказался сайт министерства инвестиционной политики. Да, сделанный в едином с остальными министерскими сайтами стиле, но регулярно, при нашей невероятной инвестиционной привлекательности, обновляемый. А еще на этом сайте размещена совершенно чудесная презентация нашего региона под названием «Саратовская область – территория роста». Прочитав отдельные страницы этой презентации, я очень удивилась, но вдаваться в тему не стала, а подарила ее нашему экономическому эксперту.
Есть еще сайт у министерства лесного хозяйства. Он новостями не изобилует – за год всего восемь сообщений. Но тут удивляться нечему. Потому как странно уже само наличие лесного министерства в нашей степной области.
Сайт минсельхоза и сайты социальных министерств добротны и обновляемы.
Ленты
В подавляющем большинстве комитетов новости о работе подразделения размещены на новостных лентах, на которые можно перейти по ссылке прямо с министерской (комитетской) страницы.
Но в некоторых подразделениях либо ссылки на новости, либо сами новости отсутствуют.
Например, нет новостей на странице министерства финансов. Но тут удивляться нечему, потому что минфин – структура не публичная по определению и новостей на-гора выдавать никак не может.
Зато минэконом, минпром информацию о своей работе на новостных лентах выдают исправно. Столь же старательно заполняются новостные ленты большинства комитетов.
Тем удивительней закрытость комитетов по управлению имуществом и по государственным закупкам. Первый на своей странице разместил обращение к потенциальным посетителям и график приема министра. Ссылка на новостную ленту просто-напросто отсутствует, что совсем непонятно. Потому как очень публичный ранее политик Олег Галкин повторяет ошибки своего предшественника Александра Бовтунова, человека совершенно закрытого и за это нещадно критикуемого.
Не радует информацией контрольно-аналитической комитет. Это вызывает подозрения – либо комитет не работает, либо ему есть что скрывать. Единственная информация, размещенная на новостной ленте, датирована 1 апреля 2011 года и является постановлением правительства.
Та же ситуация с комитетом по госзакупкам, который не только не дает информацию о своей деятельности, но даже и разместил на своей странице ссылку на сайт Zakupki.gov.ru. Нет, знающий свое дело профессионал найдет всё, что ему нужно. Но предполагается, что правительственный сайт должен как минимум облегчить задачу.
[кстати сказать]
Made in government
Когда-то, не в самые стародавние времена, а всего лет пятнадцать назад, Интернета не было. Как не существовало электронной почты, и даже диктофоны были большой редкостью и стоили дорого. По крайней мере довольно дорого для того, чтобы каждый журналист мог себе приобрести этот важный для работы гаджет (или девайс?).
В те не такие уж и стародавние времена журналисты добывали информацию ногами. То есть бегали по ньюсмейкерам, посещали заседания, записывали необходимое в блокнотах, запоминали, а потом, на рабочем месте, ручкой писали на бумаге тексты. Которые там же, на бумаге, рукой правил редактор. Потом текст набирался специально обученными людьми – наборщиками, вычитывался корректором и так далее. Впрочем, технологические тонкости издательского дела нам в данный момент мало интересны.
Мы о получении информации. Еще лет пятнадцать назад ее не получали. Ее добывали. Надо сказать, что общаться с властными структурами журналисты не любили, потому что, как и сейчас, чиновники, да и депутаты тоже, говорили с трудом, мысли выражали плохо и с журналистами дружить не хотели. Нет, были, конечно, исключения. Но они, как это и положено, лишь подтверждали правило.
Так вот, во времена отсутствия Интернета и электронной почты власть могла формировать свою информационную политику исключительно делами. То есть «замутил», например, губернатор Аяцков какое-то мероприятие (а Дмитрий Федорович это дело любил и умел), тут же в редакцию звонок или телефонограмма: приходите на пресс-конференцию. И журналисты идут – или не идут. И пишут – или игнорируют.
А так, чтобы в день по двадцать телефонограмм с подробным описанием события в нужном министерству или ведомству аспекте или ракурсе, – этого не было.
Теперь жизнь у журналистов упростилась. И многочисленные информационные агентства занимаются переделыванием министерских пресс-релизов, дабы адаптировать их под стиль своего сайта. А специально обученные министерские чиновники подсчитывают, сколько раз их нетленка – пресс-релиз – была упомянута в СМИ. Все при делах, и информационное пространство заполнено.
Собственно, это не плохо. Но получается, что повестку дня нам, журналистам, диктует власть. С большей или меньшей степенью агрессивности. С другой стороны, это сама власть должна перед налогоплательщиками отчитываться. И мы, журналисты – посредники между властью и налогоплательщиками, – обязаны до читателей (зрителей, слушателей) информацию о деятельности властей доносить. И фактуру брать в министерствах, на их сайтах и страницах. А дальше уже дело совести и профессионализма каждого журналиста. Либо изящно отредактировать представленный пресс-релиз, либо взять его, релиз, за основу и начать уточнять, выяснять, копать.
В первом случае читатель получит то, что хочет правительство, – отчет о замечательной деятельности исполнительной, законодательной, муниципальной или иной власти либо другой структуры.
Во втором есть шанс представить на суд читателя реальное положение дел. И попробовать сделать так, чтобы он, читатель, начал думать. А это, наверное, самая главная задача журналистов.
А что касается новостей made in government, то пусть они будут. Хорошие и разные. И как можно больше. В конце концов, чиновники, живущие на деньги налогоплательщиков, должны перед ними, налогоплательщиками, отчитываться.