Здесь стерлядь не плывёт, дрофа едва живёт…
Совсем мелкий, незначительный факт заставил нас обратиться к теме саратовской символики.
Полупустой автобус спускался с горы мимо эконома. На фасаде вуза значится: «Нам 80!» Уже второй, кажется, год им восемьдесят, не стареют.
На окне автобуса кем-то, видно, второпях чуть наискосок прилеплен листок с надписью «Покупайте саратовское!» Маленький такой плакатик, примерно в половину обычного листа. На нём – знаменитый наш мост, за мостом – консерватория. Позабавило расположение этих знаковых объектов: как это так консерватория позади моста? Она что, на Казачьем острове построена? Потом пришлось задуматься. Мост – символ города? Возможно. В таком случае это очень многозначительный символ. Внешне пока ничего, но изнутри подгнивать начинает. Чинить его необходимо, но денег нет, и неизвестно, даст ли Москва эти деньги или нет. Будем ездить до последнего, других вариантов нам не остается. Власть тем временем затевает другие стройки – больше для собственного престижа. Очень похоже на строительство светлого будущего в Сочи на фоне разрухи в стране. Разве не символично?
Но и консерватория вызывает вопросы. Может ли при нынешнем росте патриотизма готическое здание быть символом русского (и немного татарского) города? Что этот символ должен означать? Что здесь когда-то жили немцы Поволжья? Так они уехали уже. Уехали в том числе и потому, что не выдержали роста ксенофобии. Стоит ли помнить об этом? Плохое мы вообще стремимся скорее забыть. Так что не подходит консерватория: мы, чай, не Мюнхен какой.
Скульптуры на проспекте? Хороши, но маломасштабны. В природе поискать? Опять облом: вместо стерляди в Волге теперь водится карась. Дрофа? Есть у этой идеи немало сторонников. Но может ли бескрылая и вымирающая птица быть символом? Нет ли здесь намека на наше ползучее существование и на перспективы? Мол, не соколы мы, не чайки, не буревестники. Бакланы, может быть, но уж больно обидно звучит.
Обсудили мы эту печальную историю и решили поглубже изучить проблему губернских символов.
Cтерлядкам – 135 лет на троих
У российских городов гербы стали появляться в начале XVIII века, во времена царствования Петра I. Петром была учреждена геральдмейстерская контора, служить в которой довелось итальянскому графу Францу Санти, впоследствии и заложившему основу российской геральдики. Санти были разработаны гербы для многих российских городов, приложил он руку и к созданию герба Саратова.
Итальянец собрал информацию об уже известных символах и разослал по городам «анкеты» с вопросами об имеющихся в них особенностях (истории, природе, промыслах). Саратов в те времена был известен торговлей и промыслом рыбы, в том числе стерляди, белуги, осётра. Так на голубом поле нашего герба и появились три стерляди, символизирующие «великое сей страны изобилие таковыми рыбами».
Герб получился чрезвычайно удачным: всего два цвета, обозначающие величие и красоту города, ясность неба и чистоту вод, и только одна фигура, составленная в свою очередь из трёх одинаковых рыб. В 1780 году было образовано Саратовское наместничество, на следующий год императрицей Екатериной II были утверждены гербы входящих в его состав городов. Символом самого наместничества стал «трёхстерлядный» герб наместного Саратова. Учреждённая позднее Саратовская губерния получила уже отдельный герб (1878): «В лазуревом щите, три серебряные стерляди, помещенные в виде вилообразного креста. Щит увенчан Императорскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевскою лентою».
Следующим значимым событием в истории регионального герба стала революция 17 года, после которой он использоваться перестал. Прошло много десятков лет, прежде чем три стерлядки вновь стали официальным символом Саратовщины. В 1996 году, при губернаторе Аяцкове, был обнародован закон «О гербе и флаге Саратовской области», утверждающий герб области в его дореволюционной форме: разве что императорская корона исчезла. Но тут оказалось, что за прошедшую толщу времени геральдические правила изменились, и прежнее изображение областного символа стало некорректным. Поэтому в 2001 году герб снова претерпел изменения: с него были убраны дубовые листья и лента, зато опять появилась корона. В таком виде герб был внесён в Государственный геральдический регистр РФ.
Интересна история с флагом Саратовской области, где изображена версия областного герба с лентой и венком из колосьев, веток и листьев. Несмотря на свой узаконенный статус в геральдический регистр он не внесён – по причине несоответствия требованиям геральдического совета при президенте.
Какое время на дворе, таков и cимвол
Создано природой
Три стерляди на саратовском гербе – воспоминание о бывшем богатстве города. Люди постарше еще рассказывают, как в свободной, не перегороженной плотинами Волге ловилась стерлядь. В середине восьмидесятых я, ребенком, спрашивала у бабушки, что это за рыбки. Видела стерлядь только в аквариумах.
В 2003-м году региональное отделение общественной организации «Союз охраны птиц России» объявило о начале кампании «Живой символ малой Родины». В качестве природного символа региона предложили дрофу. 80–85% российской популяции дрофы (а вид из-за активной распашки степей находится на грани исчезновения) гнездится именно в Саратовской области. При желании на птиц можно даже поглядеть: весной, в конце апреля, когда цветут степные тюльпаны, можно поехать в Федоровский район, километров сорок за Мокроус, найти «Урочище Иваново поле» – заповедную территорию, сплошь усеянную дикими тюльпанами и ирисами. А чуть подальше гнездятся дрофы.
Рукотворные, частью утраченные
Когда саратовская гармошка с колокольцами появилась на свет, историкам точно установить не удалось. Но первое упоминание о ней в газете «Саратовский справочный листок» относится к 1866 году: пассажиры парохода, проплывавшего мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами». А в 70-х годах позапрошлого столетия на улице Никольская (сейчас Радищева) открыл свою мастерскую Николай Карелин. Его гармоники были настолько уникальны в звучании, что мастера стали называть «Страдивари саратовской гармоники».
Еще лет семь назад знатоки предсказывали скорую смерть секрету изготовления инструмента. Цех стоял пустой, нетопленный, а последний мастер стал совсем стар, и не было у него учеников. Впрочем, гармошку спасли, и старый мастер учит молодых делать знаменитую гармошку с колокольцами на базе СГТУ.
А вот найти настоящий саратовский калач, за которым в начале века с пароходов выстраивалась целая очередь, уже, наверное, и не удастся. Легенда о том, как проверяли качество калача, известна многим. Купец садился на покрытый полотенцем хлеб, и если потом калач принимал прежнюю форму, хлеб закупался пудами. Но для настоящего калача нужен был особый сорт пшеницы – саратовская белотурка. Мельники переплачивали за нее, а поставщики зерна скрывали от конкурентов район, где такая пшеница росла.
Еще в середине прошлого века путешественники по Волге непременно увозили с собой саратовский калач – тогда их пекли на всю область и поставляли в Москву. А сейчас те, что есть, редко встретишь в магазинах. Да и старожилы говорят, что не тот пошел калач. Не саратовский.
Кто памятник воздвиг?
Скульптурными композициями, претендующими на звание символа, город наполнен от души. Идеально вписывающимся в городской пейзаж многие искусствоведы и архитекторы считают памятник Чернышевскому. Также сходятся на том, что хорош памятник первому ректору медицинского университета Василию Разумовскому во дворике СГМУ.
Отличным символом может стать наделавшая в свое время шуму скульптурная композиция «Сердце губернии», что стоит за решеткой во дворе областного правительства, прямо посреди клумбы. В народе ее зовут по-разному, но один из самых удачных – «инфаркт миокарда губернии».
А еще большеголовый Гагарин, которого гостям города показывают с определенного ракурса, и монументальный Владимир Ильич, у которого, тоже с определенного ракурса, указующий перст превращается в фаллос.
Новоделы на проспекте Кирова – гармонист и холостой мальчик под часами – тоже, возможно, скоро попадут в реестр своеобразных городских символов. Но пока саратовцы относятся к ним как к новой одежде, которая вроде радует, но еще не обносилась по фигуре.
Люди, прославившие…
Среди знаменитых земляков у нас всё тот же Николай Гаврилович с его извечным русским вопросом «Что делать?», чуть менее известный писатель Константин Федин, конечно же, любимый многими поколениями зрителей артист, никогда не забывающий, откуда он родом, Олег Табаков, еще один народный артист – Евгений Миронов. Хитовая девчоночья группа 90-х «Комбинация» и Алена Апина, певица Валерия – тоже наши. Но, наверное, наиболее соответствующий области и городу человек, достойный быть символом, – это экс-губернатор Дмитрий Аяцков, который завидовал Монике Левински и обещал навести порядок в Белоруссии, из-за чего потерял должность посла, так и не войдя в дипломатический корпус, зато вошел в историю.
Есть, правда, еще один человек, не так давно знатно прославивший Саратов на всю страну. Это бизнесмен Сергей Кабалов, устроивший драку в самолете, который был объявлен в международный розыск и задержан недавно в Белоруссии.
Какое время, такие и символы. Увы.
От столицы до Гадюкина
Как только ни называли наш город! С легкой руки Александра Грибоедова прочно приклеился, пожалуй, самый главный ярлык: «В деревню, в глушь, в Саратов». Противники такой характеристики отмечают, что классик выбрал наш город ради рифмы, не более того, поскольку до конца 20-х годов прошлого века Саратов был крупнейшим из городов Поволжья. Как было на самом деле, вряд ли мы узнаем. Зато, говорят, в знаменитой песне Кирилла Молчанова и Николая Доризо в строчке «огней так много золотых» Саратов упоминается исключительно ради рифмы.
Все наверняка помнят слоган, запущенный бывшим губернатором Дмитрием Аяцковым, «Сделаем Саратов столицей Поволжья», сокращенный потом до «Саратов – столица Поволжья». Аяцков не был оригинален. Именно «столицей», иногда еще и «культурной столицей», неофициально называли наш город до 20-х годов прошлого века. Потому что не только был самым большим в Поволжье, но и превосходил соседние территории по количеству учреждений культуры.
В 2008 году наш город ославился на всю страну дважды. Сначала удар по имиджу нанес сатирик Геннадий Хазанов, который назвал областной центр современной «деревней Гадюкино». «Я в течение этих лет много раз бывал в Саратове. Когда в этот раз я проехал по городу и увидел, насколько современна сегодня фраза из бессмертной комедии «Горе от ума»: в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов. У меня похолодела спина от того, в каком состоянии сегодня находится город – с потрясающими людьми, с фантастическими зрителями. Что происходит? Ну неужели все воруют?..» – возмущался сатирик в эфире Первого канала.
Второй удар нанес журналист Сергей Доренко, сравнивший Саратов с Содомом и Гоморрой и предложивший по аналогии с этими библейскими городами стереть с лица земли и наш. Случилась та некрасивая история из-за обнаруженных в саратовских школах «володинских тетрадок».
О том, что некоторые граждане называют наш областной центр «маленькой Италией», мы узнали от сенатора Людмила Боковой. Она сообщила, что привозила в Саратов некую делегацию. Вот та делегация и разглядела в саратовских чертах итальянские.
Пока одни величают нас «маленькой Италией», сами саратовцы – по крайней мере, многие из них – родной город иначе как Засратовом не именуют. Когда же именно и с чьей помощью столица Поволжья дошла до жизни такой – вопрос открытый.
Замылено это всё!
Фотохудожник Геннадий Савкин рассказывает о своем видении символов города
– Геннадий Николаевич, что лично для вас является символом Саратова?
– Во-первых, я считаю, что у нас незаслуженно забыт как символ города Крытый рынок. Он был построен еще во время Первой мировой войны без подъемных кранов и современной строительной техники. Это уникальное архитектурное сооружение.
Что касается других символов – это голуби. Быть может, это мое личное воспоминание из детства: мальчишки обожали гонять голубей. Тогда было много любителей разводить этих красавцев.
И потом, символом для меня был в свое время авиационный завод. В советское время было традиционное изображение: консерватория, мост, а над ним летит самолет Як-40 или Як-42. Но, к сожалению, завода сейчас нет и самолетов тоже.
– Но мост и консерватория остались...
– Вы знаете, мост и консерватория настолько затерты! Во-первых, они не отличаются особой красотой – точнее, консерватория-то хорошее здание, а вот мост… С архитектурных позиций это довольно посредственное сооружение. Я считаю, что железнодорожный мост в Заводском районе выглядит намного симпатичнее, чем этот, автомобильный. Но это моё субъективное мнение. Может быть, когда он был только построен, это было в какой-то степени оригинально. А сейчас – ну замылено это всё!
– А нужен ли, на ваш взгляд, городу символ?
– Безусловно, нужен. Но привязывать весь город к какому-то одному объекту довольно сложно. Не так много городов, которые имеют четкую привязку, как, допустим, Париж к своей Эйфелевой башне. А вот Берлин уже не имеет одного явного символа.
Что касается Саратова: мы-то с вами к этому привыкли, а иногородние гости нашего города говорят, что сохранившиеся старые здания они еще наблюдают. В других городах, видимо, это совсем уничтожили. В Саратове, например, было прекрасное здание вокзала (все вокзалы по Рязано-Уральской железной дороге были выполнены в одном стиле), пока его не уничтожили. И один из градоначальников наших, Романов, с большой радостью и гордостью рассказывал, как они ломали старый вокзал.
Купеческий Чернышевск
Об исторической специфике Саратова говорит доцент кафедры отечественной истории в новейшее время СГУ Владимир Хасин
– Владимир Викторович, как вы оцениваете общепризнанные символы нашего города?
– Привычной и немного банальной визитной карточкой города можно назвать здание консерватории, Саратов – город, стоящий на стыке различных культур, в том числе и немецкой (хотя сама консерватория достаточно относительно олицетворяет классическую немецкую архитектуру).
Вообще, Саратов – город купеческий. Я думаю, более точно отражает его историческую сущность архитектурный ансамбль особняков, например, на улице Московской, застройка второй половины девятнадцатого – начала двадцатого века.
Что касается геральдических символов: конечно, понятна близость Волги, и стерлядки, которые символизируют богатство края. Их расположение в виде греческой буквы ипсилон должно показать огромные перспективы потенциального развития региона.
В советское время была идея город переименовать в Чернышевск. И памятник Н. Г. Чернышевскому вполне мог стать не только культурной достопримечательностью, но и частью геральдической символики.
Можно вспомнить и мост через Волгу. Чуть ли не единственный художественный фильм, снятый в нашем городе и о нашем городе, посвящен строительству этого объекта. Вышел он в шестидесятые годы и назывался «Строится мост». В нем на фоне саратовских пейзажей блестяще сыграли Олег Ефремов, Михаил Казаков, Евгений Евстигнеев, Галина Волчек, Олег Даль и многие другие.
– На ваш взгляд, есть ли в Саратове и области то, что претендует на звание символа, но осталось без внимания и незаслуженно забыто?
– Мне очень нравится одна птичка, которая обитает в Заволжье. Она, кажется, занесена в Красную книгу. Это дрофа. По-моему, это очень симпатичный, не очень политичный, уникальный и милый символ.
Световые скульптуры и лазерный герб!
Леонид Писной, депутат Саратовской областной думы, генеральный директор ЗАО «Саратовоблжилстрой»:
КОЛОС – СИМВОЛ ЕДИНСТВА, ВОЗРОЖДЕНИЯ, ПЛОДОРОДИЯ
Я считаю, что символом Саратова мог бы стать колос. Это символ единства, возрождения, плодородия. Ведь наша область преимущественно сельскохозяйственная, и колос символизировал бы наше развитие в аграрной отрасли.
Маргарита Староверова, студентка:
ВОЗРОЖДАТЬ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ СИМВОЛЫ
Я считаю, что создавать новые символы ни к чему. Самый главный символ – это место приземления Гагарина. Там нужно обязательно облагородить территорию, сделать ее туристическим местом.
Нужно начать восстанавливать популяцию стерляди, чтобы туристам из разных стран мы могли показать рыбу, которая изображена на гербе.
Мост Саратов – Энгельс – тут вопрос уже к чиновникам, чтобы не наглели и отремонтировали мост, иначе его скоро может не стать.
Александр Антоненков, юрист, электрик, парикмахер-универсал:
УВЕКОВЕЧИТЬ САРАТОВСКУЮ ГАРМОНЬ
Я, наверное, в первую очередь выдвинул бы идею отреставрировать, отремонтировать то, что уже есть. Еще стоит как-нибудь в современном виде увековечить знаменитую саратовскую гармонь.
Ольга Царева, преподаватель русского языка геологического колледжа СГУ:
САРАТОВСКИЙ КАЛАЧ, ПЕСНЯ, БРОНЗОВЫЙ ПАРЕНЬ
Забывающимся символом Саратова является саратовский калач. В дореволюционные времена на нижегородскую ярмарку торговый дом «К. Рейнеке и сыновья» представил калач высотой в сажень (чуть более двух метров). Раньше магазин на Радищева был с названием «Саратовский калач». А сейчас калачи пекут только на заказ для заезжих знаменитостей.
Еще символом можно считать песню «Огней так много золотых» и бронзового парня на проспекте Кирова. А ещё, может быть, здание классического университета – десятый корпус.
Александр Ванцов, депутат Саратовской городской думы:
ГОРОД САРАТОВ Я СВЯЗЫВАЮ С МАТУШКОЙ-ВОЛГОЙ
Что могло бы быть символом города? Саратовская психбольница, чем не символ!
А если серьезно, то символом Саратова, хотя он не только к Саратову относится, является Волга. Город, в котором я родился, вырос и, надеюсь, умру – лет через сто, – я связываю с матушкой-Волгой. Она – неиссякаемый источник энергии и вдохновения для проживающего на ее берегу народа.
Юлия Любимова, фрилансер:
А ГЕРБ КРАСИВЫЙ ТАКОЙ В НЕБЕ СВЕТИТСЯ!
Я бы на въезде из Энгельса наш герб сделала… как это называется, когда лазерами в небе отображается рисунок? Представляете, едете ночью в Саратов, а герб уже издалека видно, красивый такой в небе светится! Это было бы приятным подарком всем тем, кто приезжает в наш город. Еще можно было бы на проспекте устроить что-то типа «Аллеи звезд», с именами тех, кто внес много в развитие города, – не чиновников, которые висят на досках почета, а обычных людей.
Петр Морозов, студент:
СООРУДИТЬ ПАМЯТНИК ФАЛЬСИФИКАЦИИ
Старые символы города осточертели, нужно создать новые! У нас уже есть памятник коррупции. Но можно было бы еще соорудить памятник Фальсификации (для тех, кто не знает: это такая древнегреческая богиня, которая плохо ладила с Фемидой). Нет, Фальсификация, конечно, – это всероссийское достояние, но именно Саратов пользовался ее особым расположением.
Александр Копылов, архитектор, скульптор:
РАЗВИТИЕ САРАТОВСКИХ «ЗОЛОТЫХ ОГНЕЙ»
Я хочу предложить развитие идеи саратовских «золотых огней» – световые скульптуры. Это результат моих творческих разработок: объемные фигуры (люди, животные, цветы) из листового металла с внутренней подсветкой, поднятые над землей на ажурных стальных конструкциях, с размещением в парках и на улицах города. Стоимость одного скульптурного фонаря в десятки раз меньше литьевой скульптуры. Возможный источник финансирования – реклама: эмоциональность световых форм делает их привлекательными для размещения рекламной информации.