Бойся докторов – и будешь здоров
В мире есть две вещи, которыми граждане частенько недовольны. Это погода и здравоохранение. Причем есть в этом недовольстве одна особенность: климат и медицина у других всегда лучше, чем у нас.
Истории о пребывании в российских больницах, хамоватых и неквалифицированных врачах, а также совершенно нескорых «скорых» удивляют наших граждан всё реже. «То ли дело за рубежом. Там такого не допустят», — обычно комментируем мы подобные горе-истории. А после мечтательно вздыхаем о загранице, вспоминая сериалы и фильмы про их больницы и обслуживание в них.
Но, оказывается, трава у соседей зеленее только до поры до времени. Если приблизиться к этой траве поближе, то изъяны можно найти и в ней…
Японская скорая помощь «Акомутохеровато»
«В больницах Национальной системы здравоохранения Британии за 4 года умерло от голода 1165 человек. Тот факт, что люди умирают вследствие перечисленных причин, является абсолютно шокирующим в XXI веке. Более того, дело происходит не в «голодающей Африке», а в «светоче либерализма», — пишет в своем ЖЖ varjag-2007. И поясняет: причина голодных смертей в Британии в том, что «медсёстры слишком заняты, чтобы кормить пациентов». Согласно цифрам, выпущенным Национальной статистической службой в ответ на запрос Freedom of Information, на каждого пациента, умершего от голода, четыре пациента умирают от обезвоживания. «Daily Mail отмечает, что только в 2011 году 43 пациента умерли от недоедания, 291 умерли в состоянии сильного истощения, а число выписанных из больниц в состоянии истощения пациентов удвоилось и составило 5558», — пишет автор. И далее поражает еще больше: «Больницы также обвиняют в подделке цифр для маскировки числа больных, умерших от плохого ухода. Зачастую пациентов бросали, когда они просили воды, или оставляли голодными, оставляя подносы с едой слишком далеко, чтобы они могли дотянуться».
Так, например, один пожилой пациент умер от голода спустя два месяца после госпитализации. Мужчина мог принимать только определённую пищу, но необходимое питание в больнице ему предоставлено не было. В свидетельстве о смерти этого пациента значится «истощение» — медицинский термин для голодной смерти.
«Эти факты всплыли после недавней проверки медицинской системы в Стаффордшире и последующего увольнения ряда менеджеров. Министерство здравоохранения Великой Британии назвало эти цифры «неприемлемыми» и заявило о том, что «число необъявленных инспекций со стороны органов надзора будет увеличено». При этом Минздрав собирается «вложить 100 млн. в компьютерные технологии, чтобы у сестер появилось больше времени не для отчетов, а для пациентов».
О том, как дела в сфере здравоохранения обстоят на другом конце света, в Японии, пишет mishajp. Пост его озаглавлен так: «Японская скорая помощь «Акомутохеровато». «6 января два часа скорая помощь возила японского старичка по госпиталям, пока он наконец-то благополучно не умер… За эти два часа одинокому 75-летнему старичку успело отказать 25 госпиталей, 36 реанимационных отделений. Причины отказа — недостаток койко-мест, недостаток врачей. Скорая помощь безуспешно обзванивала госпитали. В некоторых им отказали по нескольку раз. К счастью для японских врачей, дедушка отправился в рай будды Амида, избавив их от лишних хлопот. Сейчас «по горячим следам» разбираются в причинах такой волокиты», — шокирует своих российских читателей проживающий в Стране восходящего солнца блогер. Он пишет, что дело такое для местной медицины не редкость, и делится личным опытом от посещения местного учреждения здравоохранения.
«С ночевкой ездил на море. Повернулся к морю спиной… а делать этого не стоило. Вроде только-только оно было спокойным… Первая волна намочила спину, а вторая — бросила меня на камни, обросшие острыми ракушками. Жуткий удар в челюсть… думал зубы раскрошатся, но ничего вроде, крошек во рту не обнаружил, только легкое головокружение как от нокдауна. Вылез на пирс, все руки-ноги в ссадинах, кровоточат и под подбородком глубокий порез. Зажал это дело полотенцем, спросил у местных, где больница ближайшая, жена меня повезла. А там говорят — не примем, врач у нас сегодня дежурный не той специальности. Хотя бы повязку, говорю, наложите и обеззараживание сделайте. Нам в ответ: «Так придется карту заводить и прочие бумаги, а вам все равно в другой госпиталь ехать. А ранку вы водой промойте — лучше всего обеззараживает.
Взяли координаты другого госпиталя, едем, жена по телефону звонит. Слышу там бабка ее по телефону расспрашивает: возраст, где живете, какой глубины рана, как давно, ну, минут пять болтает, а потом говорит, что и у них дежурный врач иной специализации — по вывихам и растяжениям. Поэтому принять не сможет, и нам в другой госпиталь надо.
Вижу, жена сдает позицию в разговоре. Беру у нее трубку. Объясняю доходчиво, что любой врач, даже психиатр, знает как остановить кровь и наложить повязку. Не доходит. Тогда говорю, мы в пути, я сейчас доеду до вашего госпиталя и всех там поставлю на уши. И вообще, я иностранный корреспондент и дело о вашем госпитале будет освещено в мировой печати. Как вас, кстати, зовут? Понтую… А то ж, жить-то хочется.
Доехали. Пока врачей нет (их из дома вызывают), дали мне пол литра спирта для обеззараживания рук, я сам раны промыл, типа подготовился. И что бы вы думали, через 10 минут приехал нормальный врач, промыл рану и наложил швы. Сделали мне укол от био заражения, дали антибиотики. Перевязали руки и ноги. Поверх повязок сеточки наложили», — рассказывает свою историю блогер. И тут же вспоминает еще: «Буквально два года назад был случай, что роженицу в тяжелом положении отфутболили аж шесть госпиталей, а по дороге в седьмой она благополучно померла… Зато вроде как никто не отвечает. И такие случаи тут постоянно. Уже после смерти той роженицы еще несколько таких смертей было…»
Об особенностях швейцарской медицины пишет в своем посте oh-lalique: «Ребенок решил срыгнуть кровью. Российские мамочки, к вам взываю! Молитесь на своих участковых педиатров, прибегающих на дом за скромную плату по любому вашему зову! Я, конечно, давно плююсь ядом в местных врачей. Но в глубине души я все еще надеялась, что за младенцев они чувствуют в разы больше ответственности, а потому бдят. Хрен там. Блевать кровью тут в порядке вещей. Ни тебе УЗИ, ни осмотра элементарного. В больничке нам радостно заявили, что один раз — не считается и отфутболили домой».
Временные рамки любезности и улыбчивости
О системе госпиталей в Республике Корея подробно пишет в своем блоге fancy_anna. «Про качество лечения ничего плохого, впрочем, как и хорошего, сказать не могу. Технологии здесь, безусловно, более развитые, все супер-современное. По мне, так отношение у врачей несколько наплевательское, но допускаю, что это мне попадались такие врачи, или же все зависит от цвета кожи, может, со «своими» они внимательнее? — задается вопросом автор и продолжает: — Первое, к чему было непросто привыкнуть, это к системе местных госпиталей. Итак, госпиталь или больница в корейской вариации — это поликлиника, стационар и отделение неотложной помощи в одном или нескольких зданиях. Чаще всего такой крупный госпиталь имеет в названии имя университета, к которому он приписан. Есть больницы поменьше. Они зачастую частные, расположены в жилых районах и специализируются на одном или нескольких направлениях. Их на каждый район — пачка.
Например, есть больнички, где проходят реабилитацию после «основного» лечения; клиники, где занимаются только проблемами костей, глаз, желудка и так далее. На вывеске часто рисуют яркими красками больной орган. Выглядит, честно говоря, жутко.
Когда вы приходите в большой университетский госпиталь, вас могут развернуть. Потому что сначала заболевший человек здесь должен обратиться за помощью в маленький, мелкоспециализированный госпиталь в своем районе. Там его не обязательно должны лечить, главное — чтобы дали специальное направление во «взрослый» госпиталь. Где, кстати, снова придется платить за прием к врачу и по новой плакаться о своей проблеме».
Отношение к тем, кто лечится по страховке, и тем, кто лечится за деньги, в Корее, по словам автора, одинаковое и самое обычное — часы в живой болеющей очереди и томление в ожидании операции. В больницах творится «базар-вокзал». Причина — густонаселенные палаты и многочисленные родственники, навещающие больных с раннего утра и до одиннадцати вечера.
О самой системе блогер отзывается так: «В целом, корейские врачи свое дело знают, работают быстро и четко. В любом случае вас постараются очень быстро поставить на ноги и выписать как можно скорее, чтобы не мельтешили там и статистику не портили». О врачах автор пишет так: «В Корее мне попадались разные врачи. Есть те, кто спокоен и строг, а есть очень милые, улыбчивые люди. Всех их — и взрослых врачей и педиатров — отличает одно: создается впечатление, что им как-то неловко иметь с нами дело, или просто неприятно. У кого-то налицо неприятие или даже брезгливость. Есть те, кто открыто говорит: нечего тут выдумывать, у вас все хорошо. Приходите через месяц, если еще будет болеть, и сдадите анализы, там посмотрим. В любом случае, любезны и улыбчивы они до определенного момента. В общем, никакого сочувствия ждать не приходится. Вы платите, а врач просто по-честному сделает свое дело — то, чему он обучен. В Корее врачам вопросы задавать не принято. То есть успокаивать вас никто не будет. Один раз вам объяснят все, что по мнению врача вам нужно знать, а там как пожелаете. От ответов на дополнительные вопросы — будут уклоняться».
Есть у корейской медицины, по словам автора, одна особенность: с мелкими по их меркам проблемами типа простуды, гриппа, ангины в местные госпитали лучше не обращаться. Причины: «Во-первых, долго. Во-вторых, сценарий этих походов примерно один: три часа в очереди, две минуты наедине с врачом, выходите с рецептом на руках и с чувством, что вас «прокатили», потому что у вас спросили, где болит и как давно, а после улыбнулись снисходительной отеческой улыбкой и выписали гору убойных антибиотиков. Никаких анализов и осмотров. У нас тут уже шутка по этому поводу появилась — «у вас нет рака, а значит, вы здоровы!» Антибиотики, кстати, как и другие лекарства, вам выдадут строго по рецепту. Ни одной пилюлей больше!»
Среди российских женщин весьма модно сегодня рожать в Индии. О том, как там устроена эта ветвь здравоохранения, пишет ttshka, приехавшая в страну на пятом месяце беременности. «Наученная российским опытом, я планировала встать на учет в некоем медучреждении, завести там карту и наблюдаться вплоть до самых родов. Однако моим планам не суждено было осуществиться. Во-первых, женских консультаций не существует тут как класса, гинекологи принимают либо при крупных госпиталях, либо имеют частные практики. Ни там, ни там на учет никто никого не ставит, и карты, соответственно, не заводит.
На приеме доктор выслушивает, делает пометки на небольшом клочке бумаги и на таких же клочках выписывает рецепт, либо направление на необходимое обследование. Что потом делать с этими клочками — твое и только твое дело, их потом даже не спрашивают.
Из чувства долга я таки сходила пару раз к описанным выше специалистам, но не впечатлившись ни уровнем работы, ни удручающе потрепанной обстановкой их кабинетов, решила, что со мной все в порядке, и доктора мне до родов более не понадобятся».
За время проживания в стране блогер узнала, что все роддомы в Индии бесплатные, однако туда лучше не соваться. «Еще мне рассказали про новый, чистый, хорошо оборудованный госпиталь, где, однако, работают врачи, которые только закончили колледж, потому рассказы об их работе ходят самые разные, но не очень приятные. Также местные посоветовали медсестру, которая может принять роды в воде, отличный госпиталь с мировым именем и прекрасными условиями (правда тот находился в другом городе, а переезжать нам не хотелось) и двух опытных врачей с незапятнанной репутацией, работающих при известных госпиталях (правда, госпитали эти не славятся ни своей чистотой, ни современным оборудованием)». В итоге выбор автора остановился на одном из двух предложенных ей врачей-мастодонтов.
«Комната для родов выглядела не очень стерильно, но местные врачи прекрасно понимают все риски, и буквально с первого момента нахождения в госпитале начинают колоть антибиотики — для профилактики. И колют их до самой выписки. Так что, инфекцию подхватить сложно. Интересная деталь: в больнице не кормили. Уже через день после родов доктора сочли, что состояние наше опасений не вызывает и отпустили нас на все четыре стороны».