Нечеловеческий фактор

Оценить
Примеров можно привести массу, но вопрос возникает только один: почему?

Не так давно я общалась с одной не­ожиданной знакомой. Дамой, которая уже очень давно и вполне успешно занимается бизнесом. Если точнее, то торговлей промышленными товарами. У нее сеть магазинов в Саратове и вроде бы даже за ее пределами. Суть не в этом.

Так вот, эта дама задала мне вопрос: какова самая серьезная на сегодня проблема для бизнеса? Я с абсолютно идиотским либеральным пылом начала толковать про административные барьеры и налоговое законодательство, которые давят наш малый и не очень бизнес.

А бизнесвумен очень даже лихо утерла мне нос: «О налогах я знаю больше, чем любой налоговый инспектор, барьеры уже давно все преодолела или обошла. А самая большая проблема для бизнеса – это человеческий фактор».

После долгих размышлений я с бизнес-леди согласилась. Потому как с непрофессионализмом, разгильдяйством, пофигизмом и прочими недостатками этого самого человеческого фактора мы сталкиваемся каждый день.

Судите сами. Открылась сеть кафе. Быстрое питание, широкий ассортимент. И вроде бы даже вкусно. Но это только на месяц, может быть, даже на два. А потом масло прогорклое, салаты вчерашние, продавцы за стойкой невнимательные. Нет, хамить не хамят, но к своей работе относятся откровенно наплевательски. Разве хозяин заведения в этом виноват? Хозяин нашел место, организовал рабочие места, наладил технологический процесс. А потом поставил руководить точкой управленца и пошел развиваться дальше. Потому как уверен, что управленец за достойную зарплату будет следить и за маслом с салатами, и за персоналом. А управленец почему-то счел, что его задача вовсе не в этом, а в том, чтобы получать себе на карман что-нибудь еще, помимо обещанной зарплаты и бонусов. И у хозяина появляются проблемы. Связанные с человеческим фактором.

Или вот, например, ателье, куда я пришла поменять замок в куртке. И попросила конкретную молнию. Мне уныло сообщили, что таких нет. Но сотрудница соседней точки (дело было в доме быта в Мирном переулке) пошла со мной в магазин, где торгуют фурнитурой, и хоть нужную молнию мы не нашли, но задачку решили. Что удивительно, в месте, где мной заниматься не стали, работали люди молодые. А в вежливом ателье трудились дамы хорошо в постпенсионном возрасте. Опять пресловутый человеческий фактор, который помогает или вредит бизнесу.

Еще одна моя давняя знакомая, давно уехавшая в ЮАР, навещая родственников в Саратове, говорила, что могла предъявить сотню претензий любому официанту в саратовских ресторанах. Потому как сама прошла школу официантов в хорошо развитой с точки зрения сервиса и человеческого фактора Южно-Африканской республике.

Примеров можно привести массу. Но вопрос возникает только один. Почему? Почему мы не умеем быть нормальными наемными работниками? Почему мы или начинаем халтурить, или стараемся урвать незаработанный кусок с рабочего места? Нет, с куском всё более или менее ясно – мало кто из нас думает, что его труд оплачивается достойно. И еще плотно сидит в голове социалистический атавизм о том, что все бизнесмены – ворюги, которые разжились за твой счет. Вспомните хотя бы Ходорковского. Вся страна считает, что Михаил Борисович украл у нее нефть. Причем нефть сворована не у страны, а у каждого человека по отдельности. Хотя кто эту самую нефть видел… Впрочем, не будем отвлекаться.

Ладно, с природой воровства всё более-менее ясно. Но почему халтура? Почему люди не стараются получить больше денег, их заработав? Почему отказываются от заказа, хотя от него напрямую зависит доход? Почему не пытаются сделать свою работу лучше и получить некий плюс в виде большего числа клиентов? Лень? Скука? Или простой русский пофигизм? Нет ответа.