При чём здесь партия?

Оценить
Губернатор Радаев второй раз отдался журналистам

Дефицит управленческих кадров во властных структурах области Валерий Радаев объяснил невысокой заработной платой. Он сказал, что стимулировать людей идти на такую ответственную работу «надо по-другому», и «это сделать необходимо». Об этом и многом другом говорил губернатор Саратовской области с журналистами на своей второй пресс-конференции в минувший четверг.

Автомобильный мост Саратов – Энгельс в этом году закрывать не будут. Во-первых, нет миллиарда рублей на его ремонт. Во-вторых, еще нужно провести обследование его поверхностной и подводной части, чтобы понять, какие меры и как быстро надо принимать.

Представительная делегация чиновников Саратовской области планирует посетить Грозный. Кроме участия в праздничных мероприятиях по случаю юбилея Чечни, постараются проведать саратовскую дислокацию правоохранительных структур. И еще нужно подписать соглашение о сотрудничестве нашего региона с Чеченской республикой. У нас оно закончилось. А в Саратовской области принято взаимодействовать «с теми республиками, от которых у нас представлено студенчество».

Адресность социальных программ в Саратовской области будет и дальше повышаться. А это означает, что льготы и другие преференции будут получать только действительно незащищенные люди. И не надо укорять правительство региона в отходе от политики партии «Единая Россия», которая неоднократно заявляла о том, что соцпрограммы никогда не будут урезаны. Потому что в реальной жизни не до политики. Если собственные доходы 2013 года предположительно составят 50 миллиардов рублей, а расходы только по защищенным статьям 53 миллиарда, то при чём тут партия с ее заявлениями? Исполнительная власть обязана исполнять обязательства, которые на себя берет.

Дневник успеваемости

«Задачи, которые поставил президент, несомненно, будут исполнены на территории Саратовской области», – не раз повторил на пресс-конференции Валерий Радаев. И назвал эти несколько особо важных для вертикали власти направлений. Уже можно отчитаться о повышении зарплаты «представителям педагогического образования». «Дополнительно в бюджет надо было найти три миллиарда рублей. Мы ресурсы нашли, получим часть компенсацией из федерального бюджета. Поэтому с декабря наши учителя получают 18500 рублей». До 2018 года надо повысить до средней по региону зарплаты другим представителям бюджетной сферы. Очередности профессий губернатор не назвал, где найдут новые источники пополнения бюджета не сказал, но заверил, что «на постоянном контроле эти мероприятия находятся прежде всего у губернатора и всех глав муниципальных образований».

Есть вопросы по другим указам президента. Среди них – обеспечение жильем многодетных семей. У нас их 13 тысяч. По словам саратовского губернатора, «где-то около трех тысяч на сегодняшний день заявились на обеспечение земельными участками». К выделению бесплатной земли для строительства нового дома не во всех муниципальных районах подходят ответственно. Губернатор посоветовал незамедлительно поправить ситуацию Красноармейскому и Краснокутскому районам – «те обращения, которые имеют место быть, должны находить решения». Губернатору известно, что в некоторых муниципальных образованиях (в том числе в Саратове) ограничена возможность выделения земельных участков. Им обещана помощь. Земли для нужд многодетных семей будут просить у федерального центра. Кроме земли многодетным семьям для улучшения условий жизни в ближайшее время начнут предлагать социальную ипотеку и социальный наём.

Самая свежая директива президента, обязательная для исполнения по вертикали власти, – забота о детях-сиротах. «На позавчерашнем заседании Владимир Владимирович еще раз обозначил проблему усыновления в российские семьи. На территории Саратовской области у нас за последние годы показатели в положительной динамике. Задача в ближайшее время все возможные преграды снять. Будем работать по нескольким направлениям, чтобы к 2016 году, как определено, уйти от этой проблемы». Сейчас в Саратовской области 1100 детей проживает в 13 учреждениях интернатного типа, детских домах.

Среди достижений своей команды губернатор Валерий Радаев отметил прежде всего оптимизацию структуры местного самоуправления. Сказал, что «население на это очень положительно реагирует» и что «растет управляемость на местах». «Будем здесь работу продолжать. Единым центром принятия решений должен стать глава администрации муниципального образования».

Второе направление взаимодействия для региональной команды управленцев – федеральный центр. Усилия по новым финансовым взаимоотношениям принесли свои плоды. «Если мы помним, бюджетные кредиты в структуре долга на начало 2012 года составляли около 12 процентов. Обещали сделать 50 на 50, и нам практически удалось выстроить такую схему. На конец года бюджетные кредиты составляют 46 процентов», – сказал губернатор, уточнив, что, «конечно, это прежде всего поддержка, особенно на начальном этапе, Вячеслава Викторовича Володина, наших депутатов в Госдуме, представителя в Совете Федерации».

У губернатора есть еще несколько поводов для самоуважения. 300 миллионов рублей из федерального бюджета на строительство филармонии: «Наша задача – в этом году ввести этот объект». Дополнительный бюджетный кредит на реконструкцию детских садов. 3600 мест мы ввели в 2012 году дополнительно.

Про долги…

Журналисты напомнили губернатору, что Павла Ипатова часто критиковали за наращивание госдолга области. Борьбу с этим ростом новая команда ставила в свои приоритеты. Тем не менее, за год размер госдолга увеличился с 37 миллиардов до 40.

«Приоритетность не говорит о том, что мы наутро проснулись, а долга нет, – философски ответил Валерий Радаев. – Вот так его можно быстро нарастить, но сократить быстро невозможно. По этому году нам надо закрыть банкам 9 миллиардов рублей. При дефиците бюджета в 5 миллиардов. Как сегодня решить этот вопрос? Скажите».

От риторического вопроса Валерий Васильевич перешел к объяснению причин наращивания долговых обязательств бюджета. По его словам, в начале года сбор доходов в бюджет объективно ниже потребности, потому что основные налоговые поступления будут только по итогам первого квартала. Но расходы-то нужно делать каждый месяц. «При нынешнем бюджете нам надо 5 миллиардов рублей в месяц, для того чтобы достойно обеспечить финансирование кому положено. Мы собираем два миллиарда в месяц. Где взять еще три миллиарда? Первый месяц прошел, второй прошел. 450 миллионов у нас месячной поддержки от федерального центра. Мы три дотации уже «подняли» – 1 миллиард 200 миллионов. Всё равно денег не хватает. Поэтому мы вынуждены взять 2 миллиарда в кредит, для того чтобы хотя бы обеспечить финансирование первоочередных мероприятий. Вот весь рост произошел из-за этого», – разъяснял бюджетные тонкости губернатор Радаев, напоминая журналистам, что «в начале 2012 года пришлось занимать 8 миллиардов рублей».

Из 9 миллиардов рублей, что область должна вернуть коммерческим банкам в 2013 году, 3,5 придется погасить в апреле. Договориться о бюджетном кредите вряд ли удастся. В прошлом году нам в порядке исключения дали 11 миллиардов. Значит, в ближайшее время придется брать новый кредит в коммерческом банке, нарастив госдолг еще на 3,5 миллиарда. Оставшиеся выплаты в 5,5 миллиардов губернатор пока надеется «перенести на конец года».

Губернатор фактически признался журналистам, что первоначальные шапкозакидательские планы по замещению бюджетным кредитом коммерческих займов не получатся – «нас никто нигде не ждет». Работа в правительстве России – «это не зеленая улица, по которой надо идти, где нам всё приготовили… Никто за нас голову ломать не будет. Сами набирали, сами будем и отдавать».

…и социальные обязательства

Три миллиарда рублей, необходимые на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, уже стали головной болью команды губернатора Радаева. Из федерального центра спущен жесткий алгоритм: 2/3 найти в собственном бюджете, 1/3 – за счет оптимизации структуры бюджетной сферы. «Она у нас максимально оптимизирована уже, – посетовал Валерий Васильевич. – Мы сразу, когда я пришел работать, соптимизировали расходы на 1 миллиард рублей, для того чтобы вести разговоры о бюджетных кредитах с министерством финансов Российской Федерации».

«Социальные обязательства власти всё время растут. Вы посмотрите, сегодня президент принимает решение повысить в разы выплаты на детей-инвалидов. Говорит, что им надо предоставлять бесплатное лечение, и всё в таком роде. А предложения по дополнительным ресурсам президент ждет от регионов. Поэтому мы должны найти на территории области свое решение этой проблемы. Это тоже дополнительные расходы. Я не в плане оправдания это говорю, а чтобы было понятно, что происходит. И я думаю, что не последнее это заимствование», – объяснял губернатор текущую обстановку, намекая, что еще как минимум миллиард скоро придется занимать. А может, и два. Потому что правительство области будет вынуждено «найти и отдать миллиард рублей на дороги в марте». Миллиард этот на лето не отнесешь, потому что следующая затратная выплата – это отпускные учителям. А еще дальше в лето дорожный миллиард относить совсем бессмысленно, потому что, пока проведешь конкурсы на дорожные подряды, и зима может наступить.

«Всё вот так вот сдавлено, и никуда отсюда не подвинешься ни влево, ни вправо», – признавался губернатор. Вот, например, нависла над нами новая туча. Возможно, в Саратовскую область придут 1,5 миллиарда федеральных рублей на расселение аварийного жилья. Но потратить их мы можем, только если найдем еще 1,5 миллиарда в своем бюджете. Этих лишних денег у нас нет. Но отказаться от федерального финансирования равносильно самоубийству – «президент поставил задачу за три года решить проблему аварийного жилья на территории Российской Федерации».

На самом деле выполнять президентские социальные обязательства нелегко всем регионам. Но наши региональные финансовые трудности отличаются от многих. Власти Саратовской области сделали системную ошибку в 2006–2008 годах, добровольно и бездумно набрав огромное количество местных социальных обязательств. Теперь губернатор понял, что «у нас есть обязательства, которые непозволительны дотационному региону». Признаваться в том, что они появились в региональных законах во времена думы под его руководством, не стал. Но и предшественника – губернатора Ипатова – предпочел не поминать в этот раз лихом.

Только мусор готовы отдать в концессию

Журналисты спросили губернатора про то, как он относится к концессии. Сообщения об этой форме договора частного бизнеса с властью всё чаще звучат в последнее время в правительственных пресс-релизах. Из ответа губернатора стало ясно, что он в новом механизме пока не очень разбирается. Он считает, что, с одной стороны, концессия грозит потерей контроля над важными ресурсами, а с другой – совершенно не гарантирует снижения стоимости услуг. И при этом своих денег достойно содержать хозяйственную инфраструктуру нет, но надежда на финансовую помощь федерального центра пока жива. И потому пусть лучше всё пока будет так, как есть. Например, водоканальное хозяйство отдавать в концессию точно рано.

«Водоканал вообще стратегически важный объект. Мы понимаем, какой рычаг водоканал, – рассуждал он. – Сейчас рычаг находится у муниципальной власти, и они могут им эффективно распоряжаться. Но, учитывая состояние инфраструктуры водоканала, она требует больших влияний. Мы можем наблюдать, что происходит на федеральном уровне, когда РусГидро говорит: мы готовы всю инфраструктуру Российской Федерации привести за 13 триллионов за какой-то промежуток времени в порядок. Это посыл уже федеральной власти. И мы понимаем, что стратегически важными объектами надо очень тонко распоряжаться. И если мы сегодня в концессию отдадим водоканал, а завтра придут товарищи и скажут, давайте поднимать тарифы, это будет не правильно. Мы должны объективно всё просчитывать и максимально искать другие инвестпредложения, которые, может, за несколько лет сумеют провести реконструкцию водоканала».

А вот мусорное дело, «учитывая, что у нас не всё хорошо с отходами на территории области», уже можно: «Мы пошли на то, чтобы весь наш левый берег – 18 районов – именно по системе концессии отдать представительству «Лидер». Эту нишу никто не занимает». Окончательных договоренностей пока нет – «соглашения еще прорабатываются, процедура непростая». Просителям из Санкт-Петербурга, которые хотели бы взять в концессию наши междугородние автоперевозки, скорее всего, откажут. «Учитывая, что у нас достаточно своих перевозчиков, представителей разных, и есть областная структура, надо обсуждать общественно с муниципальной властью, насколько одно приемлемее другого», – сказал губернатор.

Может, новый аэропорт и не надо строить…

Журналистов интересовал новый аэропорт в Сабуровке, который планируется построить за 3–5 лет. Справится ли областная власть с нагрузкой? Ведь треть из 15 миллиардов предполагаемой стоимости придется найти в региональном бюджете.

Губернатор ответил, что на первом этапе речь идет о пяти миллиардах рублей – «это в основном федеральные деньги и взлетная полоса». Заказчик – Росавиация – все конкурсы провел. С марта приступают ко всем работам.

«Что касается составляющей региона, вести свои действия нам придется, потому что, если федеральный центр увидит, что регион стоит на месте, они тоже прекратят свое финансирование и работу», – пояснил Радаев. Он рассказал, что мы отвечаем за инфраструктурную часть. И в декабре уже сделали проект. Но пока за него не заплатили 185 миллионов рублей. По словам губернатора, решать вопросы по электрификации областная власть намерена через инвестиционный фонд МРСК. Через инвестиционные ресурсы Газпрома можно подвести коммуникации по газу. Сложнее всего решается вопрос по воде. Областная власть хотела бы работать с Саратовводоканалом, но есть альтернативное предложение частника. Так что пока вопрос открыт. Не всё решено и по дорогам. Есть два варианта развития событий. Можно усовершенствовать действующий сегодня подъезд, «но хотелось бы, конечно, сделать минимальное плечо – 12 километров прямых». Второй вариант дороже. Обойдется бюджету области в три миллиарда рублей.

Предполагается, что сам комплекс аэропорта со всеми вспомогательными помещениями будет строить частный инвестор. По словам губернатора, предложений от инвесторов много. Но пока не готов окончательный заказ. «Ведь вся проблема в чем? Надо не просто повторить наш старый аэропорт, сделав его с другой взлетной полосой и другим уровнем самолетов. Главное – просчитать экономику. Если у нас будет до миллиона человек летать, это одна экономика. Если, как сегодня, 300–400 тысяч, конечно, мы никого сюда не заманим».

Вся надежда на докторов в погонах

«Просто ничего не дается. Вокруг сегодня конкуренция», – сказал губернатор в ответ на вопрос о развитии промышленности на территории области. Все усилия возродить авиационный завод пока уходят в песок – «мы ведем переговоры с минпромом РФ по малой авиации, по обслуживанию малой авиации, но с других регионов таких предложений приходит тоже десятки». Возрождение химзавода в Балакове тоже под вопросом. «Это огромное предприятие было в Советском Союзе. 200 гектаров площадка с инфраструктурой. Мы сегодня работаем с Ростехнологиями, с минпромом, чтобы компонентные материалы, которые сегодня в России не производят, там выпускать. У нас есть технологии, и нам важно их сохранить. Но и здесь тоже много желающих. Сегодня Татарстан пошел по этому пути, у которого стартовые возможности немножко другие». Не исключено, правда, что правительству Саратовской области удастся уникальное решение по заводу тяжелых зуборезных станков с помощью кировского завода по выпуску шлифовальных станков. Соглашение с кировским заводом вроде уже подписано.

Губернатор Радаев понимает, что сегодня очень важно не допустить вывода активов промышленных предприятий. Они должны работать по профилю. И если от разбазаривания активов могут помочь правоохранительные органы, то губернатор отправит на производства правоохранительные органы. Как это случилось на петровском заводе «Молот», где, похоже, было фиктивное банкротство. «Вспомогательные помещения просто хотели реализовать за 3 миллиона рублей, хотя предлагали за них 18 миллионов, которыми можно было покрыть 80 процентов задолженности по зарплате и работать на перспективный заказ. По заводу я обратился во все правоохранительные структуры. Сегодня там появляются уголовные дела. И заказы. Завод будет работать».