У городской черты

Оценить
Саратов плюс неизвестность

Власти Саратова всерьез хотят поменять границы города, прирезав земельки от Саратовского района. Скорее всего, Саратовский район вообще перестанет существовать. Потому что оставшиеся земли перераспределят между Татищевским, Воскресенским и Красноармейским районами. В минувшую среду объяснять эти задумки властей Саратова были отправлены заместитель председателя городского комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Андрей Гнусин и председатель комиссии городской думы по ЖКХ и градостроительству Дмитрий Кудинов.

Встреча проходила в торгово-промышленной палате. Пригласили немного предпринимателей из Саратовского района и много журналистов. И те, и другие хорошо поняли, что городская власть пока как-то несерьезно взялась за дело. Новые границы Саратова нарисовать успели, а алгоритм укрупнения не проработан. В этом не было бы ничего страшного, в конце концов, это первое публичное объяснение задумки. Но когда представители власти с ходу отметают все вопросы, демонстрируя, что если им самим всё понятно, то чужие проблемы не стоят выеденного яйца, это как-то настораживает. Как бы не вышло, что «хотели как лучше, а получилось как всегда».

– От Сабуровки начинаем, идем к Дубкам, в район Клещевки, от нее до поселка Соколовый и вниз в южном направлении доходим до Красного Текстильщика, но Красный Текстильщик не захватываем, – объяснял Андрей Гнусин. Разговор начался с его аргументов. Он сказал, что на сегодняшний день город зажат своими границами очень плотно. И что разговор об их расширении начинался еще в 1978 году. И вот снова «на профессиональном уровне обсуждается необходимость нового Генерального плана города в новых границах». Опыт связанности отдаленных поселков с городом по инженерной инфраструктуре есть (Сокол, Дубки, Тепличный). Так же будут подходить и к развитию тех новых микрорайонов, что соединят с Саратовом. Воду, канализование, энергоснабжение им запланируют. Слабо развита система общественного транспорта? Власти города Саратова «готовы восстановить этот момент».

Депутат Кудинов начал с исторической статистики, доказывающей, что город в несколько раз вырос за сто с небольшим лет. В 90-е годы 19 века в городе Саратове жили 100 тысяч человек. В конце Великой Отечественной войны население перешагнуло полумиллионный рубеж. «А сейчас у нас практически одна треть населения области проживает в Саратове и на близлежащих территориях». Потом он вспомнил дорогу на Курдюм лет 50 назад – «она была заросшая, узкая, еле-еле разъезжались два автомобиля». Из всего этого выходило, что всё течет, всё изменяется, и «не развивать эти территории мы уже не сможем».

По словам депутата Кудинова, в деле объединения очень важно, что «жители Саратовского района будут пользоваться всеми возможностями, что есть в городе», – централизованной подачей воды от Саратовводоканала, теплоэнергогазоснабжением и медициной. Ведь «в последнее время город у нас очень сильно вырос в плане медицины». И в плане детских садов тоже – «на тысячу мест в год удается сокращать очередь».

– Вопрос давно назрел и даже перезрел. Большая часть населения пригородных поселков уже давно работает в Саратове, – говорил депутат. – И у них очень много жалоб на то, что тяжело добираться в город.

Проговаривая варианты решения проблемы пробок в городе, депутат Кудинов как-то зачастил. Скороговорка про то, что планируется соединить Заводскую часть города и нижнюю правобережную часть с верхней колеей по договоренности с РЖД, не успела порадовать. Потому что, следом перечисляя плюсы от этой колеи, депутат оговорил необходимое и достаточное условие: «если нам ее отдадут». Кстати, если на нас вдруг обрушатся федеральные миллиарды, то мы увидим еще один автомобильный мост через остров Казачий. Про деньги, правда, Кудинов не сказал. Ему и моста в воображении достаточно.

У него вообще уже весь проект в воображении работает, как часы. На вопрос, откуда возьмутся деньги на проект, ведь в городе и области лишних нет, а Федерация денег на укрупнение городов не даст, он ответил: «Ну почему не даст?»

Президент торгово-промышленной палаты Максим Фатеев осторожничал. Он сказал, что у него отношение к инициативе саратовских властей двоякое. «Предложение смотрится оптимистично, но есть вопросы, например, связанные с кадастровой оценкой земли, со всевозможными коэффициентами, ставками и тарифами. Насколько это больно отразится на жителях Саратовского района?»

Андрей Гнусин ответил, что земли перейдут в категорию земель населенных пунктов, но по виду использования останутся землями сельхозназначения. Будут выделены такие участки. Но можно будет менять их вид.

«Интересы колхозников Саратовского района, конечно, пострадают, – не сомневался Антон Комаров, руководитель канала ТНТ. – Но то, что Саратову некуда расти, – это понятно. Осталось Детский парк застроить и Городской».

«Гласом народа» вызвался индивидуальный предприниматель из села Михайловка по фамилии Карасев. «Ни один из жителей Саратовского района не видит для себя ни одного плюса от объединения Саратова и Саратовского района. Тревог много – начиная с тарифов, доплат бюджетникам. Хотя я понимаю, что городу надо расти. Но я считаю, что не нужно расформировывать район. Потому что если Михайловку передадут в Красноармейский район, то в районную администрацию нам будет далеко и неудобно ездить», – говорил он.

Все опасения людей, проживающих на территории Саратовского района, Дмитрий Кудинов уверенно рассеял: «Я могу сказать, что мы со всей возможностью пойдем навстречу».

Для того чтобы начать расширять Саратов, совсем не обязательно проводить референдум. По словам Андрея Гнусина, можно просто внести изменения в закон Саратовской области об административном территориальном делении. А это значит, что если губернатор Радаев и депутаты Саратовской областной думы с предложением согласны, то дело в шляпе.

Максим Фатеев предупредил, что «шашки наголо» в этом деликатном деле не нужны. Надо учесть, как относятся жители к предложению, и вести с ними широкую разъяснительную работу. Вот он, например, получил заверения от городских властей, что все льготы на присоединяемых территориях сохранятся на срок от 5 до 10 лет. А депутаты об этом не говорят. По словам президента торгово-промышленной палаты, параллельно с разъяснительной работой хорошо бы все-таки прорабатывать источники финансирования и по строительству новых дорог, и по другим направлениям развития инфраструктуры.

Его поддержал Антон Комаров. Он рассказал, что два года назад у предложения не было ни одного противника в Саратовском районе. И что людям надо объяснять выгоды с цифрами в руках, «а не манипулировать настроениями».

– Сколько из 46 тысяч жителей Саратовского района работают в Саратове?

– Сколько предпринимателей работает в тех населенных пунктах, что планируется присоединить?

– Просчитывается ли стоимость проекта хотя бы приблизительно?

На эти вопросы у представителей городской власти ответов не было. Дмитрий Кудинов продолжал в своем духе: «В городе Саратове заметили изменения? Вот так же и там будут дороги строиться, освещением, уборкой мусора займется администрация Саратова. Это будет городская черта».