У городской черты
Власти Саратова всерьез хотят поменять границы города, прирезав земельки от Саратовского района. Скорее всего, Саратовский район вообще перестанет существовать. Потому что оставшиеся земли перераспределят между Татищевским, Воскресенским и Красноармейским районами. В минувшую среду объяснять эти задумки властей Саратова были отправлены заместитель председателя городского комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Андрей Гнусин и председатель комиссии городской думы по ЖКХ и градостроительству Дмитрий Кудинов.
Встреча проходила в торгово-промышленной палате. Пригласили немного предпринимателей из Саратовского района и много журналистов. И те, и другие хорошо поняли, что городская власть пока как-то несерьезно взялась за дело. Новые границы Саратова нарисовать успели, а алгоритм укрупнения не проработан. В этом не было бы ничего страшного, в конце концов, это первое публичное объяснение задумки. Но когда представители власти с ходу отметают все вопросы, демонстрируя, что если им самим всё понятно, то чужие проблемы не стоят выеденного яйца, это как-то настораживает. Как бы не вышло, что «хотели как лучше, а получилось как всегда».
– От Сабуровки начинаем, идем к Дубкам, в район Клещевки, от нее до поселка Соколовый и вниз в южном направлении доходим до Красного Текстильщика, но Красный Текстильщик не захватываем, – объяснял Андрей Гнусин. Разговор начался с его аргументов. Он сказал, что на сегодняшний день город зажат своими границами очень плотно. И что разговор об их расширении начинался еще в 1978 году. И вот снова «на профессиональном уровне обсуждается необходимость нового Генерального плана города в новых границах». Опыт связанности отдаленных поселков с городом по инженерной инфраструктуре есть (Сокол, Дубки, Тепличный). Так же будут подходить и к развитию тех новых микрорайонов, что соединят с Саратовом. Воду, канализование, энергоснабжение им запланируют. Слабо развита система общественного транспорта? Власти города Саратова «готовы восстановить этот момент».
Депутат Кудинов начал с исторической статистики, доказывающей, что город в несколько раз вырос за сто с небольшим лет. В 90-е годы 19 века в городе Саратове жили 100 тысяч человек. В конце Великой Отечественной войны население перешагнуло полумиллионный рубеж. «А сейчас у нас практически одна треть населения области проживает в Саратове и на близлежащих территориях». Потом он вспомнил дорогу на Курдюм лет 50 назад – «она была заросшая, узкая, еле-еле разъезжались два автомобиля». Из всего этого выходило, что всё течет, всё изменяется, и «не развивать эти территории мы уже не сможем».
По словам депутата Кудинова, в деле объединения очень важно, что «жители Саратовского района будут пользоваться всеми возможностями, что есть в городе», – централизованной подачей воды от Саратовводоканала, теплоэнергогазоснабжением и медициной. Ведь «в последнее время город у нас очень сильно вырос в плане медицины». И в плане детских садов тоже – «на тысячу мест в год удается сокращать очередь».
– Вопрос давно назрел и даже перезрел. Большая часть населения пригородных поселков уже давно работает в Саратове, – говорил депутат. – И у них очень много жалоб на то, что тяжело добираться в город.
Проговаривая варианты решения проблемы пробок в городе, депутат Кудинов как-то зачастил. Скороговорка про то, что планируется соединить Заводскую часть города и нижнюю правобережную часть с верхней колеей по договоренности с РЖД, не успела порадовать. Потому что, следом перечисляя плюсы от этой колеи, депутат оговорил необходимое и достаточное условие: «если нам ее отдадут». Кстати, если на нас вдруг обрушатся федеральные миллиарды, то мы увидим еще один автомобильный мост через остров Казачий. Про деньги, правда, Кудинов не сказал. Ему и моста в воображении достаточно.
У него вообще уже весь проект в воображении работает, как часы. На вопрос, откуда возьмутся деньги на проект, ведь в городе и области лишних нет, а Федерация денег на укрупнение городов не даст, он ответил: «Ну почему не даст?»
Президент торгово-промышленной палаты Максим Фатеев осторожничал. Он сказал, что у него отношение к инициативе саратовских властей двоякое. «Предложение смотрится оптимистично, но есть вопросы, например, связанные с кадастровой оценкой земли, со всевозможными коэффициентами, ставками и тарифами. Насколько это больно отразится на жителях Саратовского района?»
Андрей Гнусин ответил, что земли перейдут в категорию земель населенных пунктов, но по виду использования останутся землями сельхозназначения. Будут выделены такие участки. Но можно будет менять их вид.
«Интересы колхозников Саратовского района, конечно, пострадают, – не сомневался Антон Комаров, руководитель канала ТНТ. – Но то, что Саратову некуда расти, – это понятно. Осталось Детский парк застроить и Городской».
«Гласом народа» вызвался индивидуальный предприниматель из села Михайловка по фамилии Карасев. «Ни один из жителей Саратовского района не видит для себя ни одного плюса от объединения Саратова и Саратовского района. Тревог много – начиная с тарифов, доплат бюджетникам. Хотя я понимаю, что городу надо расти. Но я считаю, что не нужно расформировывать район. Потому что если Михайловку передадут в Красноармейский район, то в районную администрацию нам будет далеко и неудобно ездить», – говорил он.
Все опасения людей, проживающих на территории Саратовского района, Дмитрий Кудинов уверенно рассеял: «Я могу сказать, что мы со всей возможностью пойдем навстречу».
Для того чтобы начать расширять Саратов, совсем не обязательно проводить референдум. По словам Андрея Гнусина, можно просто внести изменения в закон Саратовской области об административном территориальном делении. А это значит, что если губернатор Радаев и депутаты Саратовской областной думы с предложением согласны, то дело в шляпе.
Максим Фатеев предупредил, что «шашки наголо» в этом деликатном деле не нужны. Надо учесть, как относятся жители к предложению, и вести с ними широкую разъяснительную работу. Вот он, например, получил заверения от городских властей, что все льготы на присоединяемых территориях сохранятся на срок от 5 до 10 лет. А депутаты об этом не говорят. По словам президента торгово-промышленной палаты, параллельно с разъяснительной работой хорошо бы все-таки прорабатывать источники финансирования и по строительству новых дорог, и по другим направлениям развития инфраструктуры.
Его поддержал Антон Комаров. Он рассказал, что два года назад у предложения не было ни одного противника в Саратовском районе. И что людям надо объяснять выгоды с цифрами в руках, «а не манипулировать настроениями».
– Сколько из 46 тысяч жителей Саратовского района работают в Саратове?
– Сколько предпринимателей работает в тех населенных пунктах, что планируется присоединить?
– Просчитывается ли стоимость проекта хотя бы приблизительно?
На эти вопросы у представителей городской власти ответов не было. Дмитрий Кудинов продолжал в своем духе: «В городе Саратове заметили изменения? Вот так же и там будут дороги строиться, освещением, уборкой мусора займется администрация Саратова. Это будет городская черта».