Бизнес от фасадов не отказывается

Оценить
В прошлом номере «Газета недели» писала о разительном отличии отремонтированных лощёных первых этажей большинства саратовских зданий от вторых (а также третьих и последующих) этажей. Главный архитектор города Владимир Вирич объяснил это невысоким уро

В прошлом номере «Газета недели» писала о разительном отличии отремонтированных лощёных первых этажей большинства саратовских зданий от вторых (а также третьих и последующих) этажей. Главный архитектор города Владимир Вирич объяснил это невысоким уровнем культуры горожан, отсутствием юридических рычагов воздействия на ситуацию и нежеланием бизнес-сообщества, представителям которого проданы все первые этажи, помочь эту проблему разрешить.

Не приставайте с глупыми вопросами!

Первые, а иногда и вторые этажи старых городских зданий (в основном в центральных районах Саратова) заняты предпринимателями.

Часть владельцев недвижимости сдают её в аренду другим предпринимателям. Другие, развивая своё дело, порой становятся владельцами и вторых этажей, а то всего здания целиком. По той же улице Московской такие «дома бизнеса» от других отличить нетрудно. Фасады их чисты, свежи и ухоженны, в оконных проёмах – стеклопакеты, а прилегающие участки тротуара вымощены ровненькой плиткой. Но такие дома, скорее, исключение из правила.

«Вы мне что, предлагаете за свой счёт фасад ремонтировать?! – заявила нам Вера Ивановна, сдающая два помещения на первом этаже по улице Московской, 31. – У меня и так одни убытки с этими площадями. Проблемы остались ещё от прежних хозяев этих квартир. Я вообще не обращаю внимания на такие мелочи, как фасад первого и тем более второго этажа. Моя основная задача – сдать помещения в аренду! Помогли бы мне лучше арендатора найти, чем с глупыми вопросами приставать».

Ещё одна предпринимательница, которая тоже сдаёт помещение по улице Московской (своего имени дама назвать не пожелала), ответила, что состояние фасадов, по её мнению, «конечно, проблема». Но вот пути её решения, по словам нашей собеседницы, должна искать городская власть.

«Мы свой фасад просто покрасили. Причём цвет нам определил комитет по архитектуре. Что ещё мы должны сделать? Второй этаж ремонтировать? Но у него, извините, другой собственник – МУ ДЕЗы там или управляющие компании. Пусть они этим и занимаются. Почему мы должны свои деньги на это тратить? Или пусть районные администрации решают эту проблему. Они на нас неплохие деньги зарабатывают. За каждую подпись под каким-то согласованием или разрешением требуют от тысячи до пяти тысяч рублей. Это у них такие расценки неофициальные. Вы лучше им такой вопрос задайте», – негодовала предпринимательница.

У предпринимателей своя правда

Но в беседах с представителями бизнес-среды мы услышали и более содержательные и конструктивные ответы.

Например, Рустам, сдающий в аренду помещение по улице Мичурина, заявил, что проблема кроется не только в бизнесменах.

– Мы свой фасад совсем недавно отремонтировали. Мы занимаем цокольный этаж, но ремонтировать частично пришлось и первый. Вкладывая в такой ремонт средства, и немалые, каждый из нас надеется в будущем получить отдачу. Я думаю, что перекладывать заботу о внешнем виде всего здания только на предпринимателей – это неправильно и как минимум несправедливо. Потому что за ремонт второго этажа мы никакой отдачи не получим. Такие траты просто неразумны.

Для того чтобы провести ремонт фасада, нам, предпринимателям, нужно пройти массу согласований с разными инстанциями. А каждое такое согласование, каждый наш шаг обязательно встречает какое-нибудь препятствие со стороны органов городской власти.

Полбеды, если ремонт предстоит обычному старому зданию, но если это, не дай бог, памятник архитектуры, то всё. Там ремонтные работы не каждая организация может проводить. А стоимость услуг тех, у кого есть разрешение, превышает обычные затраты по ремонту порой в десятки раз.

Не самый дорогой ремонт фасада обычного здания может обойтись в 150 тысяч рублей. Представляете, какая будет накрутка на исторические здания?!

У меня знакомые живут на втором этаже такого вот памятника архитектуры. Когда потребовался ремонт крыши и эти жильцы предложили комитету по охране этих памятников сделать ремонт за свой счёт и своими силами, те им отказали. Заявили, что ремонт будет делать их организация. Когда жильцы увидели счёт, то отказались от всех ремонтов.

Понятно, у города денег нет, вот они и ждут, что бизнес будет эти проблемы решать. Но городской власти стоит придумать что-то, чтобы бизнес не оставался в убытке от такой помощи городу. Может быть, какие-нибудь скидки по ремонту или ещё что-нибудь в этом роде.

Предпринимательница Наталья сдаёт в аренду помещение на улице Московской. В разговоре с нами она заявила, что бизнес совершенно не против заняться этой проблемой. Только никто ему этого не предлагает.

– Согласна, то, как выглядят сегодня здания в нашем городе, – зрелище неэстетичное. Но я думаю, что у предпринимателей здесь своя правда – не выгодно нам заниматься вторыми этажами, если они принадлежат другим собственникам.

Каждому, кто заботится о престиже своей фирмы, хотелось бы, чтобы всё здание выглядело прилично. В этом случае и продать помещение, и в аренду его сдать можно будет по более высокой цене. Бизнесмены-то могут друг с другом договориться, чтобы каждый красил свой участок стены в один цвет хотя бы. А вот если второй или третий этаж жилой, то тут всё-таки город должен помогать.

Я думаю, что, если бы у бизнеса попросили помощи в ремонте фасадов верхних этажей, пообещав ему что-нибудь взамен, многие бы согласились. Было бы намного проще, если бы муниципалитет предложил сделать такой ремонт напополам, например. То есть взял бы на себя часть расходов. Только к нам никто не приходит, помощи не просит и никаких предложений не делает. Во всяком случае, мне таких предложений точно не поступало.