Тепличные условия как введение в законы рынка
Здание, где сейчас «растят» саратовский малый бизнес – памятник архитектуры только снаружи. Внутри – обычные офисные помещения. Второй корпус, обещанный предпринимателям, последние недели можно наблюдать в том виде, в котором он существует уже сто лет. В скором времени он будет реконструирован – снесён и выстроен заново.
Деньги – совет – деньги
Деньги на своеобразную теплицу для бизнесменов Саратовская область получила из федерального бюджета по конкурсу. В нём наше правительство участвовало в рамках реализации целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005–2007 годы». В результате «Бизнес-инкубатор Саратовской области» открылся в прошлом году уже полностью укомплектованным бизнесменами-арендаторами, попавшими сюда опять-таки по результатам конкурса.
Сейчас в инкубаторе взращивают 11 предприятий, которые создали 72 рабочих места. Все эти организации снимают офисы в здании на Краевой по льготным ценам – в первый год они платят 40 процентов, во второй – 60, а в третий – полную стоимость арендной платы. Мебель и оборудование фирмы используют за символические деньги – 200 рублей в год.
Помимо предоставления таких материальных благ инкубатор помогает советом: бухгалтерское, юридическое сопровождение и консультации фирмы-арендаторы получают безвозмездно. А платно всё те же рекламные, маркетинговые, секретарские и другие услуги могут получить любые сторонние организации. Инкубатор проводит тренинги по повышению нематериальной стимуляции сотрудников, улучшению управленческих и других навыков.
Находиться в таких тепличных условиях каждая организация может не больше трёх лет, а совершить самостоятельный выход из них вольна в любой момент. Пока что, как говорит директор инкубатора Константин Пискаев, таких желающих не нашлось.
По словам заместителя министра экономики и развития Саратовской области Натальи Попковой, инкубатор – больше социальный, чем коммерческий проект, и не стоит ожидать окупаемости вложений через год, два или три. Как показывают международные исследования, прибыль и количество рабочих мест «инкубированных» предприятий увеличивается в девять и пять раз соответственно. А потому, как говорит Наталья Александровна, затраты на содержание офисов и консультирование сотрудников покрываются налогами, которые инкубируемые предприятия отчисляют в бюджет.
«Бизнес-птенцы» в офисах не засиживаются
Арендаторы, само собой, смотрят на идею инкубатора с оптимизмом. Как утверждает генеральный директор компании «Дельта Телеком» Алексей Володин, ему не пришлось вкладывать средства в оргтехнику, мебель и аренду помещения, а потому себестоимость услуг его фирмы снизилась. В итоге, согласно простому закону экономики, большей популярностью пользуется продукт, который стоит дешевле аналогичных. За то время, что фирма находилась в инкубаторе, её доход увеличился втрое.
К концу 2009 года должен открыться второй корпус инкубатора. Туда вселятся ещё двадцать фирм. Третий корпус, который появится также в обозримом будущем, будет отдан под станки и прочее технологическое оборудование, поскольку часть инкубируемых предприятий занимаются именно производством. «Сидеть в офисе – не цель большинства наших фирм, они планируют организовывать производство и нуждаются в пробных образцах и экспериментах», – говорит Наталья Попкова.
Скептики считают, что лучшим инкубатором для бизнеса служат рыночная экономика и естественная конкуренция. Не сталкиваясь с препонами, предприятие оказывается нежизнеспособным. Всего по миру насчитывается около четырёх тысяч бизнес-инкубаторов, самая большая их концентрация – в США, Западной Европе и Китае. В России подобные организации начали появляться с 1989 года, на данный момент их количество едва перевалило за сто.