Дефолт по оферте
«Гроссмарт» может стать первой ласточкой российских сетей
Август 2008 года. Позади десять стремительно пролетевших лет после испугавшего всех отказа правительства России платить по долгам. И конечно, весь минувший август в массмедиа разговоры о том, возможно ли повторение дефолта. И лавина мнений экспертов, что, конечно же, нет.
Россия крепка как никогда. Накоплены огромные финансовые резервы. ГКО с сумасшедшими процентами, обещанными за пользование деньгами, в прошлом. В общем, всё хорошо. Вот только инфляция немного зашкаливает за плановые цифры. И производственный рост замедляется. И индексы фондового рынка теряют свои пункты. Но это мелочи. Они мало касаются основной массы россиян. Ну что, скажите, этой массе с того, что все компании страны, акции которых торгуются на бирже, подешевели с начала года почти на 40 процентов? Можно сказать, что это даже приятная мелочь. Кто-то из миллионеров и миллиардеров, число которых в последние годы стремительно росло, стал победнее.
Правительственные аналитики проморгали кризис
Миллионеры и миллиардеры не инопланетяне. И разорение их бизнеса болезненно отзывается на самых обычных людях. Вот возьмём, например, историю с магазинами под названием «Гроссмарт». Уволенные оттуда работники на минувшей неделе отстаивали свои права на одной из центральных улиц Саратова. Но саратовского в этой истории на самом деле очень мало. Для Саратова она показательна только тем, что местные власти продемонстрировали полное равнодушие к сообщениям российской деловой прессы. Которая с начала весны пестрела сообщениями о том, как рушится бизнес хозяина «Гроссмартов» Георгия Трефилова. И магазины, как самый ликвидный сегмент бизнеса, начали закрываться. Летом скоропалительно уволили гроссмартовских работников в Казани, Санкт-Петербурге, Краснодаре.
В Саратовской области в этой сети работали около тысячи человек. И предположить, что у этой тысячи людей могут возникнуть проблемы, аналитические отделы профильных министерств саратовского правительства, конечно же, могли. Но то ли не стали делать этого, то ли предположить-то предположили, но что делать с данной информацией дальше, не знали. Возможно, бдительность наших чиновников, ответственных за инвестиции, рост товарооборота и социальные гарантии усыпили открытие очередного «Гроссмарта» в Саратове на Новоастраханском шоссе. Но это оправдание явно не подходит для такого монстра инвестиционного анализа, как Александр Жандаров. Его отправили за неплохие деньги в столицу нашей родины улавливать малейшие движения инвесторов и либо обращать их на пользу региону, либо оберегать регион от них.
Путинская тень не спасла бизнес Трефилова
Георгий Трефилов создал компанию «МАРТА» в 1992 году. Тогда начинающему бизнесмену был 21 год, и он, вместе со своими одноклассниками и однокурсниками, смело пытался и торговать, и производить. В 1998 году дефолт обрушил начинания. И начался второй, уже более осмысленный этап предпринимательской деятельности. Трефилов начал развивать продуктовые сети. Причём предпочитал делать это в компании с иностранными партнёрами. Последним иностранным партнёром созданной бизнесменом компании «МАРТА» стала немецкая фирма. На подписании договора за спинами партнёров стояли Путин и Шредер.
Алгоритм нового бизнеса был гениально прост. Немцы были для Трефилова как бы гарантией, под которую он занимал деньги для расширения бизнеса. «Гроссмарты» накрывали регионы страны, а параллельно развивались новые направления. Трефилов начал открывать магазинчики с бижутерией, делал пластиковую упаковку, покупал интернет-порталы, создал девелоперскую компанию, которая покупала и строила торговые площади в Москве и крупных городах. И занимал, занимал, занимал деньги. Ему давали хорошие кредиты не только российские, но и иностранные банки. В дополнение к этим заёмным средствам «МАРТА» начала выпускать собственные облигации. Они стоили ещё дешевле кредитов, и полученными от трёх выпусков деньгами Трефилов предполагал и расплачиваться с банками, и развиваться ещё более агрессивно.
В принципе ему могло бы повезти в дерзкой стратегии. Но не повезло. Есть такое слово оферта. Это финансовый термин. Но нам достаточно знать, что им обозначается предложение продать-купить-занять-вернуть. Так вот, выпуская облигации сроком обращения в несколько лет, «МАРТА» предусмотрела оферту выкупа через год-полтора. Другими словами, компания предложила инвесторам приходить за деньгами гораздо раньше срока, на который хотела взять их в использования. Это такой обычный маркетинговый ход. И обычно этим предложением мало кто пользуется. А по оферте «МАРТЫ» к оплате предъявили весь пакет облигаций. Трефилов по облигациям расплатился. Сохранив репутацию хорошего заёмщика, приобрёл проблемы с партнёрами. Сейчас в судах нескольких стран они выясняют, кто честнее, главнее и мудрее. А бизнес рушится. Потому что «МАРТА» не успевает платить по предъявляемым счетам. В очередь встали банки, держатели облигаций, судебные приставы, увольняемые сотрудники. С начала 2008 года к компании предъявлено около 400 исков на общую сумму около 3 миллиардов рублей. А если ещё вспомнить о двухмиллиардной оферте…
Но Трефилов не был бы Трефиловым, если бы не попробовал привлечь на свою сторону какую-то крупную фигуру. Вчера было объявлено, что своё место гендиректора он уступил Игорю Сырцову. Который возглавлял не так давно «Почту России», а ещё раньше был советником министра связи Леонида Реймана. Теперь именно Сырцов будет продавать «Гроссмарты» и гасить офертные платежи.
Эксперты дают неутешительный прогноз
Офертные платежи, пошатнувшие бизнес Трефилова, можно, конечно, объяснить слаженными действиями конкурентов или других интересантов. Но скорее всего, здесь всё-таки не частный случай, а тенденции рынков. Например, сетевого. Или рынка облигаций.
Сетевой рынок штормит из-за недостатка денег. Российские банки из-за начинающегося мирового кризиса больше не имеют возможности раздавать дешёвые кредиты. Деньги у них есть, но они дают их в долг более осторожно и под большие проценты.
А на рынке облигаций бал начинает править инфляция. Облигационный процент, который устраивал кредиторов ещё год-два назад, перестаёт им нравиться. И кредиторы возвращают облигации досрочно. Компании-заёмщики, выпустившие облигации, оказываются не готовыми к такому развитию событий. И объявляют о невозможности выкупить облигации. А это уже дефолты. Вслед за «МАРТОЙ» о дефолте объявил сельхозпроизводитель «Держава». Маячит дефолт и над таким громким брендом, как «Арбат Престиж».
Эксперты прогнозируют, что это только начало корпоративной неплатёжеспособности. Потому что пик выплат по долгам у компаний, холдингов и корпораций приходится на вторую половину года. На период с сентября по декабрь назначено оферт и погашений на 290 миллиардов рублей. Свободных средств для этого у компаний нет. Кому кто даст взаймы и даст ли – не просматривается. Так что следить за офертами компаний, присутствующих в регионе, если не для обывателя, то для исполнительной власти важно. Глядишь, удастся поддержать или бизнес, чтобы не упал, или людей – после того как произойдёт рядовое, в общем-то, рыночное потрясение.