Об опытных аппаратчиках замолвлено слово

Оценить
Появившиеся недавно слухи о скором уходе в отставку по собственному желанию двух видных деятелей областного правительства заставляют вновь рассуждать на тему кадровых пертурбаций. С чего вдруг два чекиста – заместитель председателя областного правите

Появившиеся недавно слухи о скором уходе в отставку по собственному желанию двух видных деятелей областного правительства заставляют вновь рассуждать на тему кадровых пертурбаций. С чего вдруг два чекиста – заместитель председателя областного правительства, руководитель аппарата губернатора Виктор Жданов и руководитель кадрового управления Иван Комаров – вздумали покидать здание на Московской, 72? Причём Комаров уже получил свою трудовую книжку, а Жданов сидит на чемоданах. Под влиянием каких факторов произошли столь незаурядные для, в общем-то, серой политической жизни события? И каких последствий нужно ожидать?

И без того не слишком гармоничное окружение губернатора Павла Ипатова претерпевает корректировки. Опытные люди, не один год сидевшие в своих креслах, освобождают кабинеты. По информации источников «Газеты недели в Саратове», эти процессы не имеют ничего общего с попытками неких центров силы ослабить губернаторскую свиту.

Жданов с Комаровым являются представителями силового крыла балаковского клана. Оба переместились в дом правительства вслед за тем, как Ипатова назначили главой региона. И сейчас трудно предположить, что они отправляются в свободное плавание спонтанно. Естественно, появление официальных заявлений было заранее согласовано с первым лицом. Другие сценарии тут невозможны.

Это самостоятельный Игорь Плеве мог перемещаться на ректорские позиции в политехе и удивлять тем самым бывшего директора Балаковской АЭС: с чего вдруг министр образования не посетил ПДС? В случае с балаковскими силовиками их преданность председателю областного правительства исключает вариант самовольства.

Общий смысл перехода, как можно предположить, заключается в желании сменить вид деятельности. Обзавестись некоей синекурой в сферах, отличных от государственного управления. Будучи назначенными на свои посты под патронатом Ипатова в 2005 году, они достаточно много для него сделали. Не зря эти двое занимали столь важные командные высоты в структуре исполнительной власти.

Главный аппаратчик – это отнюдь не начальник канцелярии. Человек, занимающий эту должность (в данном случае Виктор Жданов), координирует работу правительственных бюрократов, пользуется правом «доступа к телу», через него в кабинет регионального топ-менеджера – губернатора – идут люди и бумаги. Следовательно, для всей чиновничьей братии предельно важно установить с аппаратчиком конструктивные отношения. Ведь он может как оказать ощутимую поддержку в трудный момент, так и подставить подножку, делающую сомнительным продолжение карьеры.

Говоря об обязанностях Ивана Комарова, лучше всего припомнить покрытую ностальгической пеленой фразу из советского бытия «кадры решают все». Полномочия по подбору людей на места и посты в государственной и муниципальной службе, возможность поставить в различных околовластных кабинетах и коридорах своеобразные фильтры на пути претендентов дают ресурсы для решения многих вопросов. Выпустить распоряжение о приёме на работу либо повременить с ним? «Продавить» награждение или, наоборот, не дать ему хода? Обилие внутренних рычагов делает доступными самые замысловатые манёвры. Комаров пользовался возможностью «развернуться». Не самолично, разумеется, но с соизволения губернатора.

Ныне, скорее всего, портфели и функции обоих «отставников» практически по наследству перейдут к другим «ипатовским». Павел Леонидович не таков, чтобы раскидываться подобными выигрышными постами. Увидим ли мы попытки намерения иных группировок усадить в освободившиеся офисы своих людей? Ну, скажем, не пришлёт ли кого-нибудь Вячеслав Володин?

Вряд ли при нынешнем положении вещей на губернатора станут давить с этой целью. Ведь между группами интересов воцарился молчаливый нейтралитет. Контуры его наметились сразу вслед за выборами в областную думу. Из 36 депутатских мест 31 досталось персонажам, имеющим в карманах партбилеты ЕР. Среди них преобладают «володинцы».

Потеряв шансы опираться на региональный парламент, губернатор приступил к переговорам. Отчасти итоги их он сообщил, вернувшись из отпуска и заявив о преждевременности выводов людей, списывающих его со счетов.

Доработать срок до конца лучше всего без ссор с Вячеславом Викторовичем. И помочь в этом губернатору призваны не интриги, подразумевающие создание собственных коалиций, а готовность принять роль проводника партийно-хозяйственных задач.

Быть может, отдельные политтехнологи останутся без работы, однако дрязг сделается во много раз меньше. Взамен Ипатова также не трогают. Никаких сливов компромата, никакого «мочилова», хотя поводы он время от времени предоставляет. Сферы влияния распределены. Поэтому, скорее всего, губернатор позволит двум соратникам уйти на покой, нанимая вместо них похожих. Надо думать, не менее полезных и работоспособных.

Напомню, вскоре после утверждения региональными парламентариями Павла Ипатова в должности губернатора пошли разговоры о намерениях неких не подчиняющихся Ипатову сил пропихнуть на место руководителя аппарата своих ставленников. Тем не менее, в последний момент всплыл Виктор Жданов – полковник ФСБ из Балакова, имевший отношение к службе безопасности Балаковской АЭС. Вместе с ним губернатор расставил подчиняющиеся ему фигуры на управление кадров, госзакупки, медицину и имущество.

В начале года разговоры об отставке Жданова затевались. Так ведь и атмосфера воинственностью характеризовалась. Тогда Виктор Леонидович заявил газете «Время»: «Информаторы иногда врут. Я полковник в запасе и в отставку не собираюсь лет до 60. А с должности в правительстве Саратовской области до 2010 года точно уходить не думаю. Если такие слухи распускают некие должностные лица, то с ними необходимо побеседовать».

Те времена ушли. Значит, можно без театрального негодования тихонько покидать сцену совместно с Комаровым. Одному – перебраться, предположим, на Астраханский газотранспортный завод. Другому – в архив немцев Поволжья. Мало ли пристанищ найдётся для заслуженных персонажей из властных эшелонов? Тем более когда есть кому их заменить. Наверное, губернатор испытывает удовольствие от созерцания контролируемых им и никем больше изменений в составе правительства.

Хотя, вы знаете, есть и другой сценарий. И согласно ему оба чекиста покидают дом на Московской всё-таки под влиянием извне.