Инвестиций в регионе скорее нет, чем есть

Оценить
Парламентский час, которым завершилось заседание Саратовской областной думы на минувшей неделе, оказался очень жарким для самого молодого регионального министра Кирилла Семёнова. Руководителю министерства инвестиционной политики пришлось доказывать о

Парламентский час, которым завершилось заседание Саратовской областной думы на минувшей неделе, оказался очень жарким для самого молодого регионального министра Кирилла Семёнова. Руководителю министерства инвестиционной политики пришлось доказывать областным депутатам эффективность и значимость вверенного ему ведомства. Депутатам выступление министра показалось неубедительным.

«Евротрубпласт», «Инкотекс», «Северсталь», «Волга Газ», «МФК «ГРАС», «Пересвет-Регион» и др.

На заседании от министра ждали рассказа о реализуемых сегодня в регионе инвестиционных проектах и о перспективах инвестиционной политики на ближайшие год-два. Вместо этого Кирилл Семёнов почему-то решил углубиться в историю создания министерства инвестиционной политики и в сухую, мало кому понятную статистику.

По его словам, к возникновению такого ведомства, как мининвест, правительство Саратовской области подтолкнула жёсткая конкурентная борьба за инвестиции, в которую наш регион всё-таки отважился вступить. Позицию региона в этой борьбе Семёнов назвал активной. В конце концов была даже создана «устойчивая технология привлечения инвесторов и их адаптации».

«За последние три года (это как раз время работы мининвеста. – Примеч. авт.) Саратовскому региону был создан имидж динамично развивающегося, – доложил министр. – Все силы ведомство направляет на создание максимально благоприятных условий для потенциальных инвесторов. Результатом работы мининвеста можно считать разработку и принятие свода законов, регламентирующих как работу с инвесторами, так и их деятельность непосредственно, а также предоставляющих им ряд налоговых льгот».

Далее Семёнов пытался подкрепить свои слова конкретными цифрами и «положительными примерами». В частности, он заявил, что «объём инвестиций в основной капитал за 2005–2007 годы увеличился в два с половиной раза». А из нескольких десятков тысяч потенциальных инвесторов, с которыми «работает» министерство, 188 компаний уже «заявили о своём намерении войти в регион, чтобы здесь реализовывать свои проекты».

Среди уже вошедших положительными примерами, по мнению Семёнова, можно считать проекты таких компаний, как «Евротрубпласт», «Инкотекс», «Северсталь», «Волга Газ», «МФК «ГРАС», «Пересвет-Регион» и ряда других. Перечислить всех министру просто не дали.

Сочтя доклад довольно скучным и не имеющим ничего общего с заявленной темой, депутаты перешли к вопросам.

Писному не хватило простоты

Первым слово взял депутат-строитель Леонид Писной. Он заявил, что не совсем понимает схему обсчёта инвестиций по инвестпроектам.

«Скажите просто, что конкретно входит в инвестиционный портфель? Мне совершенно непонятна система контроля. Если брать проекты по строительству жилья, то давайте считать все квадратные метры, которые область ежегодно сдаёт, а не выборочно. У меня тоже есть инвестиционный проект, я 100 тысяч квадратных метров ввожу, и меня нигде в отчётах нет. Если ваша задача – показать, как область стала развиваться, то давайте тогда говорить про всех. И у вас сразу показатели вырастут».

Дотошному, да ещё и уязвлённому строителю Писному важно было знать, что область приобретает вместе с каждым новым объектом, строящимся на её территории. Что, например, регион получает за счёт внутренних инвесторов и что – за счёт внешних?

Министр Семёнов разъяснил депутату Писному, что разделить выгоду от внутренних и внешних инвесторов «достаточно сложно». Собственно поэтому министерство и не занимается такой работой.

«Мы говорим сейчас о так называемых прямых инвесторах, которые реализуют конкретный проект. И данный проект можно рассматривать по статистическим показателям поступлений инвестиций в уставный капитал. Но есть инвесторы, которые осуществляют инвестиционную деятельность опосредованно. К нам заходят инвесторы, которые напрямую сотрудничают с местными региональными производствами», – заявлял министр.

Леонид Писной попробовал свой вопрос переформулировать. «Насколько в результате вашей деятельности увеличится налоговая база и налогооблагаемое имущество Саратовской области?» – вопрошал он. И тут же пояснял для далёких от экономики депутатов: «Любая инвестиция – это капитализация, любая капитализация – это налоговая база. Вопрос в том, насколько мы становимся дороже каждый год. Насколько мы реально ежегодно увеличиваем стоимость области».

Ответ министра был таким же зыбким, как и предыдущие. «Есть реальные показатели за последние годы. Я предоставил статистику за последние три года и за этот год», – заявил министр.

Депутатов прорвало

Вывод сделал депутат Василий Синичкин. «Я считаю, что отчёты этого министерства здесь вообще не имеет смысла слушать, – заявил он. – Министерство инвестиционной политики на данный момент является просто статистом минэкономики. Больше ничем абсолютно».

Но депутаты уже не могли успокоиться. Депутат Владимир Соловьёв, например, поинтересовался, почему инвестиционным проектом считается «обычная операция» по смене собственника уже существующего в регионе предприятия или компании. «В чём инвестиции, если прежний собственник просто продаёт свою компанию другому? Ведь ни стоимость компании не увеличивается, ни результативность», – спросил он.

«Инвестиции бывают разных уровней», – ответил Семёнов и добавил, что раз в наш регион заходят такие инвестиции, то это тоже показатель инвестиционной привлекательности региона. А значит, это тоже результат работы министерства над привлекательностью области.

А депутатаЮрияЗаигралова заинтересовала роль министерства в открытии столовой «Ёлки-палки». Он начал даже вслух размышлять, почему, если «Ёлки-палки» называются инвестиционным проектом, в отчёты не попал ресторан в Новоузенском районе?

Депутат Александр Ландо привёл Семёнову назидательный пример – Пензенскую область, где отчётность по реализуемым инвестпроектам куда более прозрачна, чем саратовская. Кроме того, Александру Соломоновичу срочно понадобились конкретные результаты поездок представителей саратовского мининвеста в Китай, Францию, Индию и прочие страны: количество реально заключённых договоров, а не тех, что планируются на неопределённое будущее.

А конкретики у министра как раз и не было. Оправдываясь перед представительным собранием, работник исполнительной власти Кирилл Семёнов всё давил и давил на понимание. Просил понять, что в работе с инвесторами существует определённая технология с определёнными сроками. По словам министра, период времени от принятия инвестором решения о реализации инвестпроекта в нашем регионе до его выхода на площадку составляет три года.

«Там ведь много мероприятий нужно провести: оформление участков, получение права на земельные участки, создание технических условий и т. п. К тому же нужно долго работать с компанией, чтобы она приняла решение о заходе в регион. Это действительно долгий, кропотливый труд. Министерство работает три года, поэтому 2009–2010 годы – это как раз тот пик, когда будут показаны учтённые статистикой инвестиции», – доказывал Семёнов.

Депутатов такие объяснения не удовлетворили. Из зала доносилось: «Если у вас по три года уходит на подготовительные работы, и у нас при этом ещё остаются инвесторы, которые готовы зайти в наш регион, то это, конечно, интересно…» «Если вы будете везде говорить, что три года готовитесь к принятию инвестора, вы отобьёте у него последнее желание это сделать!»

Радаев поучил конкретике

В ходе дальнейшей дискуссии звучали вопросы о проведении экологической экспертизы и публичных слушаний проектов для учёта мнения общественности, где помянут был и неоднозначный проект ОАО «Северсталь». Спрашивали министра и об учёте оттока инвестиций и о том, «сколько денег – в рублях – получит областной бюджет от деятельности министерства инвестиционной политики».

Устав дискутировать «ни о чём», депутаты подняли вопрос о целесообразности дальнейшего существования этого ведомства.

Александр Ландо заявил, что «само по себе министерство создано неправильно». И за это отвечает правительство области, которое в своё время приняло неправильное решение. «Оно не нужно. Есть министр промышленности, который знает все тонкости своей отрасли, есть министр сельского хозяйства, который должен в этом направлении работать. Министр инвестиционной политики этих отраслевых вопросов не знает. И не может знать в силу другого образования», – резюмировал облдеп.

Председательствующий Валерий Радаев призвал всех участников наступления на министра сделать свои выводы. А самого атакуемого – более серьёзно готовиться к выступлениям. «Вы сейчас назвали 155 направлений в работе ведомства. А вы выделите 10 основных, самых значимых для жителей Саратовской области. Конкретика должна быть у вашего министерства. Вышли бы, сказали десять предложений чётко, и никто бы вопроса задать не смог».

На уточняющий вопрос о дальнейшей судьбе регионального мининвеста председатель Саратовской областной думы ответил, что депутаты за это голосовать не могут. Но направить соответствующие рекомендации правительству региона имеют право.