Команда спешит на помощь
Если машину в аварии искорежило так, что врачам скорой и дорожной полиции достать оттуда человека никак нельзя, на помощь приходит МЧС. На тренировках спасатели учатся извлекать пострадавших из заблокированных машин на муляжах. Для совершенствования навыков они проводят соревнования по проведению аварийно-спасательных работ при ДТП. Такие соревнования областного уровня прошли на прошлой неделе в спорткомплексе «Прометей», что на Соколовой горе.
Внутри огромного просторного помещения с полукруглым потолком напротив входа стоит небольшая пожарная машинка ISUZU, чуть поодаль от входа – белый остов старых «жигулей», то ли пятерки, то ли семерки. Заднее и лобовое стекла приклеены к остову скотчем.
Областные соревнования подобного рода проводятся уже в четвертый раз. В этот день в них участвуют 12 команд. Победители будут представлять Саратовскую область на соревнованиях МЧС по проведению аварийно-спасательных работ при ДТП на первенстве Приволжского федерального округа. Оно тоже, кстати, будет проводиться в Саратове уже в марте нынешнего года.
В десять минут одиннадцатого в «Прометее» объявляется общее построение команд. Заместитель начальника управления организации пожаротушения в главном управлении МЧС России по Саратовской области полковник Владимир Кузьмин требует, чтобы все были одеты по форме.
– Головные уборы надеть!
Несколько человек в строю действительно стоят с непокрытыми головами. После несколько раз повторенной просьбы одеться по форме полковник рыкает:
– Я вам, что ли, должен шапки искать?!
После этой фразы несколько человек срываются с места, исчезают за дверью в дальнем конце спортзала и появляются уже в шапках.
Команды снова строятся. Полковник произносит приветственную речь, желает удачи, затем участникам зачитывают правила. Оказывается, важно не только то, с какой скоростью группа спасателей извлечет пострадавшего из заблокированной машины и окажет первую помощь. Спасатель должен обеспечить безопасность не только пострадавшего, но и свою собственную. Баллы снимаются с команды, если кто-то в группе работает без перчаток, без каски или в каске, но с поднятым забралом (остаются незащищенными глаза), если спасатель встает между искореженной машиной и гидравлическими ножницами – это тоже чревато травмой для него самого.
Существует и свод правил, как вести себя с пострадавшим. Ни в коем случае нельзя переносить над раненым отпиленные куски машины, передавать оборудование и ни за что нельзя переступать через пострадавшего. За это судьи снимают по десять баллов.
Объявляется десятиминутная готовность. Пока первая команда облачается в пожарную робу и каски, полковник Кузьмин идет общаться с журналистами.
– Для чего нужны эти соревнования? – задает вопрос полковник и тут же на него отвечает: – Сейчас у нас налажено взаимодействие с ГИБДД, и в случае, если произошло ДТП с пострадавшими, вместе с дорожной полицией на место аварии выезжает и пожарно-спасательное подразделение. Все наши команды оснащены гидравлическим аварийно-спасательным оборудованием, с помощью которого можно разблокировать двери автомобиля, срезать часть конструкций, чтобы освободить пострадавших. Наши подразделения, например, работали на аварии на Усть-Курдюмской трассе, когда в ДТП попал автобус с детьми. Спасатели резали конструкции автобуса, вытаскивали ребят, оказывали им первую помощь.
Сейчас мы выезжаем уже практически на 100 процентов сложных ДТП.
В это время на месте условной аварии в машину-муляж садятся двое пожарных в полном обмундировании.
Объявляют старт соревнованиям. Главный судья поднимает руку с желтым флагом. Во второй он держит стартовый пистолет. Выстрел – и четверо пожарных бросаются к муляжу пострадавшей машины. Первый хватает оранжевые конусы, бежит, расставляя их по периметру места аварии. Второй блокирует колеса и кузов машины деревянными башмаками. Третий подбегает к заднему стеклу автомобиля, разворачивает брезентовое полотно, достает топорик и бьет по стеклу. Громкий хлопок, плеск стеклянных брызг о багажник. Четвертый открывает капот и отключает аккумулятор. Действия четкие, синхронные. Времени – меньше минуты.
Третий спасатель через проем заднего стекла влезает в автомобиль и накрывает брезентовым полотном условно пострадавших так, чтобы были защищены голова, лицо, шея, и тело до самых коленей. Второй спасатель бьет лобовое стекло. Осколки летят внутрь – на брезент. В это время первый и четвертый пожарные достают генератор и гидравлический пресс, который поможет разблокировать двери, пресс подсоединяют к генератору, генератор заводят. Он тарахтит со страшным грохотом, пахнет бензином. Пожарный вскрывает первую дверь, вторую, идет к третьей, но тут что-то происходит, и… генератор затихает. Красочное динамичное действо посреди зала резко прекращается. Участники команды в некотором замешательстве. Носилки для переноски пострадавших брошены на пол, команда сбивается в кучку рядом с генератором. Мне тоже удается туда пробиться. Из-под чудо-машины уже натекла лужица бензина. Кто-то из болельщиков говорит, что проблемы с катушкой, на которую наворачивается шланг. В итоге остаются неоткрытыми еще две двери, и заблокированные в машине «условно пострадавшие» так и остаются без помощи.
Команда уходит с поля боя. Судья собирает представителей всех команд и спрашивает: дадим им шанс «перебежать»?
– Дадим, дадим, – говорят соперники.
А я думаю, что жизнь-то вряд ли предоставит второй старт.
– Только все должны учитывать, чтобы таких проблем больше ни у кого не было, оборудование проверяйте заранее, – распоряжается судья. – Если подобное произойдет еще раз, второго шанса ни у кого не будет.
Второй забег. Вторая команда клеит вместо разбившихся на муляж машины свои стекла, ребята надевают поверх робы оранжевые жилетки с фликерами (светоотражателями), забираются в пожарную машину и ждут сигнала «старт».
Дальше всё повторяется по тому же сценарию. Когда все двери открыты, вместо пресса к генератору подключают огромные гидравлические ножницы. Пока один спасатель режет опоры крыши, двое других крышу поддерживают, четвертый готовит носилки. Отрезанную крышу оттаскивают назад. На торчащие острые стойки остова надеваются защитные оранжевые чехлы. Между водителем и водительским креслом помещается жесткая доска носилок, спинка кресла отрезается ножницами и убирается.
«Водителя» укладывают носилки, осторожно, через багажник, вытаскивают из машины и бережно кладут его на пол. Пока один из пожарных фиксирует «пострадавшего» на носилках привязными ремнями и накладывает шину на «сломанную» ногу, второго «пострадавшего» вытаскивают из автомобиля тем же способом. Потом и того, и другого спасатели бегом уносят с места аварии. Финиш.
Прошло меньше десяти минут. Пока готовится следующая команда, остальные участники сметают битое стекло, возвращают крышу машины на место, клеят на скотч новые стекла.
– Здесь никаких трудностей, – делится впечатлениями один из участников соревнований Альберт Файзуллин. Он всё еще в робе и каске. На лице блестят капельки пота. – Мы же постоянно этим занимаемся в реальных условиях. Конечно, в жизни всегда разный сценарий.
– А сколько вам удалось спасти людей за время службы?
– Не знаю. Не считал.