Территориальная оптимизация

Оценить
«Это такой способ снижения затрат на чиновников на бумаге»

«Оптимизация» – слово, ставшее весьма популярным в органах власти. Словари толкуют этот термин как «процесс выбора наилучшего варианта из возможных». На деле выходит гораздо проще: под красивым словом понимают обыкновенное сокращение и банальную экономию. Оптимизировать структуру органов местного самоуправления взялись и в региональном министерстве по делам территориальных образований. Активно развивать данное направление сразу после своего прихода на должность взялся министр Сергей Нестеров. Очередной брифинг министра прошел в пятницу, 22 февраля, в пресс-центре правительства.

Занимательная математика

Министр информирует журналистов об итогах работы каждые полгода. При этом непременно напоминает, что оптимизация в органах МСУ затеяна для того, чтобы сократить расходы – раз, уйти от четырехглавия в районах – два. В результате сэкономленные на содержании чиновников деньги перераспределяются на нужды территорий (уличное освещение, дороги, благоустройство, водоснабжение), а граждане перестанут путаться во власти, вычисляя, к кому же из многочисленных глав со своей проблемой идти.

Началась оптимизация с того, что районным главам предложили поработать бесплатно. Опыт показал, что такое возможно. В итоге к концу прошлого года за спасибо трудились руководители 34 районов области и трех городских округов. За денежку же на сегодняшний день работают лишь главы самых крупных территорий – Балашовского, Балаковского, Вольского и Энгельсского районов, а также Саратова. Благодаря переходу на бесплатное руководство и последовавшего за этим сокращения аппаратов собраний в прошлом году удалось сэкономить более 20 млн рублей. В этом году, по подсчетам министерства, сбережения от подобной оптимизации составят 75 млн рублей. К этой сумме в 2013-м добавится еще 200 млн. Ожидается такая экономия от проведенной в прошлом году «реализации полного комплекса мероприятий по оптимизации структур». Нестеров поясняет, что за формулировкой, в частности, стоит перевод 15 депутатов на неоплачиваемую основу, сокращение 68 заместителей глав районов, 500 чиновников и 35 служебных автомобилей.

Несмотря на столь радужные показатели есть среди районов и отстающие, сетует министр. И приводит в пример Энгельсский район, который оптимизацию администраций проводить не стал. «Численность муниципальных чиновников в Энгельсе в два раза больше, чем в Балаково, хотя эти две территории почти одинаковые, – замечает чиновник. И добавляет: – Реформа, проведенная в Балаково, позволила дополнительно высвободить 70 млн рублей. Эти средства были направлены на благоустройство города. В Энгельсском же районе неэффективный расход составляет около 100 млн рублей. Эти деньги «проедаются» на зарплату чиновникам. Плюс к этому муниципалитет недавно взял в кредит в 40 млн рублей». То есть мало того что руководство территории не поддержало брошенный губернатором клич на оптимизацию, так оно еще и в долги влезло.

Глава Энгельсского района Дмитрий Лобанов считает, что министр в своих данных лукавит. Он уверен, что каждый чиновник, тем более такого высокого ранга, как Нестеров, прежде чем делать цифры достоянием общественности, должен каждую проверить многократно. Лобанов поясняет, что в бюджетах есть прямые затраты на управление, и есть скрытые. Последние к затратам на управление формально не отнесены, а заложены в подведомственных учреждениях. «Это такой способ снижения затрат на чиновников на бумаге. Фактически же это только имитация сокращения, игра в красивые отчеты», – говорит Лобанов и предлагает, как и министр, сравнить его район и Балаковский. Однако сравнить не только прямые затраты, как сделал чиновник, но и скрытые.

«У коллег созданы такие учреждения, как «Дирекция капитального строительства», «Служба субсидий», «Управление ЖКХ» и многие другие. Это не органы администрации, а учреждения. Они из состава администрации выведены, таким образом, администрация как бы стала меньше, но фактически-то люди никуда не делись, полномочия все исполняются, затраты есть. Если возьмем статистику за девять месяцев прошлого года, то увидим, что Энгельсский район по прямым и скрытым затратам «проел» 160,5 млн рублей, а Балаковский – 209,2.

В расчете на душу населения в Энгельсском районе получается 553 рубля, в Балаковском – 958. Такая вот занимательная математика», – делится подсчетами Лобанов. И заявляет, что его район от оптимизации не отказывался. Сейчас здесь идет процесс совмещения должностей глав поселений и глав администраций, просчитываются последствия укрупнения территорий, в частности, возможного слияния Коминтерновского и Новопушкинского поселений.

Сначала раздробили, теперь объединяем

Слияние раздробленных на мелкие части сельских территорий – еще одно направление, взятое совсем недавно на вооружение министерством. Предложения по укрупнению поселений имеются сейчас в 17 районах. «Подобные объединения очень важны в современных условиях», – отмечает Сергей Нестеров. И рассказывает о плюсах такой оптимизации. Подросшие территории смогут наконец-то участвовать в региональных программах – у них появятся на это деньги, ведь участие требует софинансирования. А где взять софинансирование маленьким поселениям, в которых более 90 процентов расходов идут на администрацию? При объединении будет легче искать инвесторов, сейчас раздробленность создает территориальные и трудовые проблемы. «В Акатной Мазе Хвалынского района свинокомплекс построили, а людей туда свозят из соседних поселений – в самом селе работников не хватает», – приводит пример Нестеров.

Первым в процесс укрупнения включился Балаковский район. Шесть муниципальных образований – Головановское, Матвеевское, Натальинское, Новониколаевское, Новониколевское, Подсосенское – решили объединиться в одно. Административный центр новой территории предложено сделать в селе Натальино. «Численность населения в поселениях, присоединяемых к Натальинскому, от 500 человек до тысячи. Более 90 процентов расходов каждого поселения тратилось на чиновников, на решение текущих вопросов – дороги, освещение – не хватало. После объединения высвобождается около трех миллионов рублей. Натальино в данном случае сильное и крупное село, там расположена атомная станция, которая дает основной доход. Людям, живущим в Натальино, повезло, но доходы эти должны идти и другим», – так прокомментировал идею объединения Нестеров. Он также добавил, что работа по укрупнению будет вестись постепенно, в течение двух лет.

Еще одно направление работы министерства, по словам Нестерова, связано «с обустройством нормальной среды обитания». Для каждой территории составляется свой паспорт. Сейчас таких паспортов насчитывается примерно 1800. Самые благоустроенные территории получают от губернатора денежные подарки.

Наконец-то чиновники озаботились и проблемой бродячих собак. Долгое время этим вопросом никто не занимался, муниципальные и областные власти долго препирались друг с другом по этому поводу. Пока играли в футбол, число покусанных в губернии достигло шести тысяч. «Наконец-то мы решили, что это обязанности муниципалитетов», – сообщил Нестеров. И добавил, что вопрос с бездомными животными поставлен губернатором в число приоритетных, деньги на решение проблемы заложены. Наведение порядка министр обещал цивилизованное: «гуманный способ, вольеры и т. д.».

Рассказал Нестеров и о встречах с населением. На встречах этих, по словам министра, гражданам объясняют, что делается в их районе, что ждет их в перспективе. «Всего в прошлом году и в начале этого было проведено 100 сходов. Лично я провел половину из них, остальные – мои заместители. Еще порядка 500 обращений мы получили в письменном виде», – заявил чиновник. Недавно у министерства открылась горячая линия. За месяц на нее позвонили 200 человек. «Людей волнуют простые вещи. Они хотят, чтобы власть работала нормально, оказывала поддержку и обустраивала жизнь к лучшему», – резюмировал Нестеров.