ФАС уполномочили заявить

Оценить
Антимонопольщики «наполовину загружены делами в отношении своих коллег»

Руководство Саратовского управления Федеральной антимонопольной службы России отчиталось перед общественностью об итогах работы за прошлый год и поделилось перспективами. В минувший вторник в новом пресс-центре «ГТРК Саратов» глава УФАС по Саратовской области Николай Ремезов и его заместители Людмила Борисова и Ольга Лобанова рассказали журналистам о некоторых нюансах работы. Например, о давлении на службу «извне» и об используемых недобросовестными чиновниками методах работы в системе госзакупок.

В самом начале разговора Николай Ремезов с гордостью отметил, что российский ФАС поднялся в мировом рейтинге антимонопольных ведомств, заняв в 2012 году седьмую (семнадцатую) ступень из 140.

– Ничего подобного в отношении государственного управления в нашей стране вы не встретите ни по каким другим направлениям и видам деятельности, – объяснял Николай Иванович. Он убежден, что данное достижение – первая ласточка того, что в России возможны подобные подвижки.

– Признано, что то, что мы делаем, мы делаем правильно, мы делаем так, как это принято во всём мире.

В данном случае важно еще и то, что из всех сетевых федеральных органов власти России антимонополисты – самые малочисленные: количество сотрудников службы по всей стране составляет чуть больше трёх тысяч человек. При этом собранные ФАС штрафы троекратно перекрыли все затраты государства на эту структуру.

Наша область – в отстающих, но окупаемых

Местное управление в российском рейтинге служб ФАС по регионам находится, правда, только на 50-м месте. Этот показатель можно оценить ниже среднего, но, по словам Николая Ремезова, практикуемая система оценки ведомств не соответствует задачам службы и более ориентирована на количественные показатели (сумма штрафов, количество выданных предписаний), а не качественные.

Несмотря на более чем скромное место в общероссийском рейтинге, в прошедшем году областное подразделение ФАС тоже получилось самоокупаемым. Собрали штрафами 13,2 миллиона рублей при фонде заработной платы в 9 миллионов. Хотя эту ситуацию можно назвать и проблемной. Глава ведомства отметил невысокий уровень оплаты труда работников при напряжённом графике работы. Отсюда значительная текучесть кадров. В прошлом году, при численности местного управления в 34 штатных единицы, уволились 10 сотрудников. Служба непрерывно находится в процессе ввода в курс дела новых специалистов. Сами чиновники положение ведомства называют «чудовищным».

Об успехах в процентах

Ремезов попытался удивить журналистов статистикой итогов годовой деятельности. Сумма собранных в прошлом году штрафов превышает показатель позапрошлого года более чем вдвое. При этом количество поступивших заявлений и рассмотренных дел увеличилось всего на 15 и 17 процентов соответственно. Увеличение объемов собранных штрафов сотрудники управления связывают в том числе с улучшением работы представителей ведомства в судах, где нарушители пытаются обжаловать наложенные санкции. Из всех поступивших в 2012 году заявлений было рассмотрено более половины. По словам Ремезова, отказывать в рассмотрении заявлений в основном приходится из-за неправильного оформления обращений: не указаны суть нарушения и виновные лица, отсутствуют подтверждающие документы. Бывает, что заявитель и вовсе отзывает жалобу – особенно таких случаев много в конце года. Наибольшее количество дел возбуждается в отношении органов власти, в особенности по вопросам госзакупок:

– Мы наполовину загружены делами в отношении своих коллег, – дал жесткую оценку Ремезов.

Новые горизонты

2012 год обнадёжил работников российской антимонопольной службы важными изменениями: были приняты стратегия развития антимонопольной политики, дорожная карта в сфере защиты конкуренции и антимонопольной политики. При российском правительстве была создана комиссия по вопросам развития конкуренции во главе с зампредом Шуваловым, что позволит, по мнению Ремезова, привлечь к работе органы власти всех уровней. Как считает глава управления, всё это даёт основания говорить о новых стратегических направлениях и подходах к регулированию вопросов конкуренции в России. Теперь в антимонопольном законодательстве появилось такое понятие, как «предупреждение», которое выносится в ограниченном ряде случаев (навязывание условий контракта, отказ от заключения договора) вместо возбуждения дела. Таким образом, нарушителю даётся возможность исправить ситуацию.

Новшество в региональном УФАС пока оценивают неоднозначно: большая часть уже вынесенных предупреждений так и не была исполнена. Можно еще сказать о том, что с 2012 года у УФАС появилась возможность предъявлять требования к дополнительному кругу организаций, производящих закупки: к примеру, закупки сетевой компания МРСК Волги ранее никем не регулировались, а теперь будут. Вступил в силу закон о государственном оборонном заказе, где антимонопольным требованиям посвящена целая статья и новые полномочия по привлечению к ответственности.

Изменился и порядок начисления штрафов антимонопольщиками. Если раньше санкции составляли от 1 до 15 процентов от общего годового оборота нарушителя, то теперь удержания начинаются с 8 процентов, хотя одновременно с этим применяются специальные понижающие и повышающие коэффициенты. Среди ожидаемых в будущем изменений – возможный переход ФАС в статус министерства. Надеются работники ведомства и на увеличение уровня оплаты труда.

Как не превратиться в «колотушку»

Ремезов признал, что уровень развития конкуренции в стране, безусловно, отстаёт и находится вовсе не на 17-м месте в рейтингах, а «где-то далеко». По ходу встречи глава управления приводил журналистам примеры манипуляций с процедурой государственного заказа.

Вот как комитет капитального строительства проводил аукцион на поставку оборудования для канализации города Аткарска. Первоначальная цена лота составила 83 миллиона рублей. В процессе борьбы за заказ подозрительным образом дважды отклонялась заявка одного из участников. В первый раз причиной отказа для ООО выставили отсутствие в заявке указания страны-производителя одной из единиц оборудования. А когда эта причина была признана необоснованной, комитет отказал возможному участнику, сославшись на некорректно указанные параметры поставляемого оборудования. Комитет уж очень беспокоила «влажность обезвоженного осадка при работе станции очистки» в процентах. В конечном итоге упрямый поставщик с помощью УФАС добился участия в конкурсе и победил. Экономия бюджетных средств составила 18 миллионов рублей. Почему комитет капстроительства так упорно не желал работать с этим, как оказалось, чрезвычайно выгодным для бюджета контрагентом, журналистам прямым текстом не объяснили.

Оказалось, что и в Саратовской области отдельные хитрецы пишут название предмета заказа латинскими буквами. В этом случае ключевое слово не будет обнаружено при поиске, а значит, о проведении торга узнают единицы. Николай Ремезов привёл пример, когда «умельцев» всё же заставили переписать текст по-русски – в результате этого было сэкономлено 60 процентов от первоначально предлагаемых бюджетных средств.

Николай Ремезов вспомнил и единичный случай давления на службу – с уровня Государственной думы. «Спорное» дело в целях защиты позиции УФАС может быть передано в центральный офис в Москве.

– Мы всегда и всем даём понять, что мы решаем вопрос так, как мы привыкли его решать, как нам предписано нашими документами, – объяснял Ремезов. – Мы не играем в какие-то игры, не поддерживаем определённые группы, компании, силы общественные. У нас нет таких предпочтений, мы ни на чьей стороне не играем. Уж очень у нас предмет работы такой, который не позволяет этим заниматься. Иначе это превратится в колотушку какую-то, которая будет использована обязательно незаконными методами.