«Красная стрела»
К 175-летию железных дорог России вышел в свет сборник «Красная стрела» (М., «АСТ», 2013),состоящий из эссе, рассказов и путевых дневников, в которых тема путешествия является сюжетообразующей.
Сборник настолько велик по объему (более 700 страниц), что у потенциального читателя, взявшего книгу в дорогу, есть выбор: с чего начать и какими текстами пренебречь. Пассажиру экспресса «Красная стрела» придется выбирать одну из трех возможных моделей: 1) читать подряд, насколько хватит сил, и остановиться в момент прибытия (ну или пока сон не разлучит с книгой); 2) открывать наугад и читать с любого места; 3) читать по особой, заранее выбранной системе.
Первая из моделей грешит фанатизмом, вторая – фатализмом, но и третий, наиболее разумный путь, таит немало вопросов. Если при покупке билета в экономкласс или VIP-вагон класса «люкс» пассажир заранее знает, ЧТО получает за свои деньги, то с книгой «Красная стрела» всё иначе.
Выбрать знакомые имена? Ухватиться за рассказы Александра Иличевского, Ольги Славниковой, Владимира Сорокина, Александра Терехова? Но едва ли читатель найдет у этих авторов что-то новое. Вот рассказ Терехова «Миллионы»: «пожило золотились растопыренные куриные крыла», «через поля идут плечистые элеваторы», «на лицевой части черепного покрова». Стиль Терехова узнаваем сразу – мастерство не пропьешь... Быть может, сосредоточиться на незахватанных персонах – вдруг среди их текстов мелькнет необработанный алмаз? Ожидания напрасны: сюрпризов тоже не будет. Хотя Дмитрий Миропольский («Колупаев in Rock») отправляет героя в американскую глубинку, Жужа Добрашкус («Сакура») переносит нас в Японию, а действие «Крестового похода» Ксении Соколовой разворачивается на островке в Черногории, все три географические точки, разнесенные в пространстве, связаны одним – необязательностью сюжета. Пазлы легко переставить (японского туриста, например, поменять на черногорского игумена), картинка всё равно не изменится...