Девять танков Ильи Каплунова

Оценить
Точное место подвига и гибели героя-саратовца установили исследователи

В Сталинградской битве, продолжавшейся 200 дней и ночей, участвовали более 158 тысяч саратовцев. Пятеро из них были удостоены звания Героя Советского Союза. 24 летнему рядовому, стрелку-бронебойщику 4-го стрелкового полка 98-й стрелковой дивизии 2-й гвардейской армии, бывшему моряку Тихоокеанского флота Илье Каплунову родом из деревни Чапушка Аркадакского района звание Героя было присвоено посмертно за уничтожение в бою девяти танков противника.

О подвиге Ильи Каплунова написано немало статей, его упоминают во многих книгах. К сожалению, в них встречаются разночтения, которые нашли отражение уже и на разных сайтах Интернета. Устранить эти разночтения и восстановить истину – задача любого неравнодушного исследователя. Прежде всего, требуется уточнить, где именно произошёл этот бой, потому что называются три разных населённых пункта: хутора Верхне-Кумский, Нижне-Кумский и село Громославка. Вполне понятно, что и сведения о месте захоронения героя оказались противоречивыми.

По версии главного редактора «Книги памяти» председателя Саратовской областной общественной организации ветеранов войны и военной службы Георгия Васильевича Фролова, Каплунов похоронен в Волгограде на Мамаевом кургане, недалеко от могилы командующего 62-й армией Василия Ивановича Чуйкова. В самом деле, вдоль серпантина, ведущего к скульптуре «Родина-мать», лежат 37 гранитных плит с высеченными на них именами героев Советского Союза – участников Сталинградской битвы. На одной из них – имя Ильи Макаровича Каплунова. Однако оказалось, что только под 8 плитами находятся захоронения, остальные плиты, в том числе плита с именем Каплунова, являются символическими.

Илья Каплунов похоронен в братской могиле на хуторе Нижне-Кумский. Здесь установлен памятник, на котором написано, что Илья Макарович «погиб смертью храбрых 20 декабря 1942 года». По словам племянницы Ильи Каплунова Галины Николаевны Буднюк, он умер на следующий день после боя. Ей и Марии Семеновне Каплуновой (мать Ильи) рассказала об этом в 1959 году жительница хутора, которая ухаживала за вынесенным с поля боя истекающим кровью солдатом.

Даже первоисточники, бывает, не только не помогают выявить истину, а ещё более запутывают исследователей. В описании подвига в наградном листе Илья Каплунов назван коммунистом, а в верхней части листа в пункте «партийность» написано, что он – «член ВЛКСМ». Становится понятным, почему в одних статьях Каплунова называют коммунистом, а в других – комсомольцем. В действительности же 2 сентября 1942 года он был утверждён кандидатом в члены ВКП(б).

В наградном листе нашего земляка указано место боя – хутор Нижне-Кумский. В книге «Люди легендарного подвига» и в ряде газетных статей это событие почему-то перенесено к хутору Верхне-Кумскому. Там же Каплунову приписывается участие в бою за высоту 137.2.

У хутора Верхне-Кумский в течение шести дней, с 13-го по 18 декабря 1942 года, шли кровопролитнейшие бои. На этом направлении немецкое командование бросило в бой армейскую группу во главе с генерал-полковником Готом: тринадцать немецких и румынских дивизий (в том числе 4 танковые и 1 моторизованная) и ряд других частей, имевших в общей сложности 250 танков.

Неравный бой с группой Гота, стремившейся любыми средствами деблокировать окружённую советскими войсками трёхсоттысячную армию Паулюса, вели части 51-й армии. Недалеко от Верне-Кумского 18 декабря произошёл ожесточённый бой за высоту 137.2. Бойцы стрелкового полка под командованием лейтенанта Наумова целый день обороняли эту высоту – уничтожили 18 немецких танков, много солдат противника и все до одного пали смертью храбрых.

Величайшая заслуга частей 51-й армии состоит в том, что ценой неимоверных усилий и жертв они выиграли шесть дней драгоценного времени, необходимого для подхода 2-й гвардейской армии. В ее составе была 98-я стрелковая дивизия, бойцом которой состоял Илья Каплунов. За эти шесть дней в лютый мороз, достигавший 20–30 градусов, дивизия преодолела пешим маршем 200 км и вечером 18 декабря вышла к берегам реки Мышковы. Она была последним естественным препятствием на пути немцев. За ней лежали ровная степь и Сталинград.

4-й стрелковый полк дивизии развернулся на северном высоком берегу Мышковы, так называемых Ергеньских буграх, рядом с хутором Нижне-Кумским. «Ночью, без отдыха, бойцы по северному берегу реки начали занимать оборону, вгрызаться в мерзлую землю, твердую, как железо», – вспоминал помощник командира взвода автоматчиков этого полка

П. П. Литвинов. В случае прорыва обороны советских войск на Мышкове уже ничто не смогло бы удержать противника, поэтому перед бойцами была поставлена задача стоять насмерть.

19-го декабря немецкие танки при мощной поддержке авиации (1000 самолётовылетов), прорвали линию обороны наших войск у Верхне-Кумского и к 14:30 подошли к хутору Нижне-Кумский. Этот населенный пункт несколько раз переходил из рук в руки. Бой за него продолжался без перерыва в течение 22 часов. Некоторые наши батальоны дрались в полном окружении, несли большие потери. Девять раз гитлеровцы переходили в атаку, но успеха не имели.

Илья Каплунов при отражении атаки врага подбил пять немецких танков из противотанкового ружья и противотанковыми гранатами. Осколком снаряда ему оторвало левую ногу, но он меткими выстрелами из ПТР подбил еще три танка. В это время ему оторвало левую руку. Истекая кровью, Илья Каплунов противотанковой гранатой подбил еще один, девятый танк.

Имя Ильи Каплунова носят улицы в г. Аркадаке, Волгограде и посёлке Октябрьский Волгоградской области. На братской могиле на хуторе Нижне-Кумском в 1961 году был установлен монумент – скульптура Ильи Каплунова с противотанковым ружьём в руках. На плите монумента – надпись:

«Отвага, упорство, дерзанье –
Они по плечу моряку.
Мы помним: Великий Волжанин
На этом погиб берегу».