Недоступные волжские берега

Оценить
Наконец-то дожди, утомившие горожан, закончились, и саратовцы, не обременанённые дачными заботами, спешат поплескаться в Волге и подрумяниться под палящими солнечными лучами. И снова ломают голову над тем, какой пляж выбрать, чтобы желания совпадали

Наконец-то дожди, утомившие горожан, закончились, и саратовцы, не обременанённые дачными заботами, спешат поплескаться в Волге и подрумяниться под палящими солнечными лучами. И снова ломают голову над тем, какой пляж выбрать, чтобы желания совпадали с возможностями. Наступило долгожданно жаркое лето.

Саратов растянулся вдоль Волги на десятки километров, а вот подобраться к воде из-за многочисленных лодочных станций, баз, заводов и свалок проблематично. Вот и приходится людям в отсутствие выбора по-прежнему купаться в неустановленных местах и загорать где придётся. Не поедешь же с Увека, тем более когда Волга под боком, на единственный бесплатный пляж в Энгельс.

Сотрудники государственной инспекции маломерных судов граждан по-человечески (то есть с точки зрения «жить на Волге и не иметь возможности искупаться») понимают, но обнадёжить не могут. Объяснение простое – на саратовской стороне пляжам в принципе не место. «Дело в том, что во всех странах мира правый берег не приспособлен для купания, он поворотный и всегда омываемый, – объясняет старший госинспектор ГИМС Кировского участка Вадим Леонов. – Ещё правый берег всегда покатистый, то есть дно сделать практически нереально. По нормам глубина в 15 метрах от уреза воды должна быть не более двух метров, а у нас она составляет метров 5–7, а то и больше. Для того чтобы насыпать дно, надо устанавливать специальное устройство. Но дело в том, что это стоит больших денег, которых у наших властей нет. Поэтому с правого берега у нас пляжей не будет», – резюмирует Леонов.

И можно как угодно высмеивать эти слова, но при этом важно помнить: чтобы место отдыха на воде получило статус пляжа, необходимо разрешение государственной инспекции маломерных судов. Его, по словам старшего госинспектора ГИМС Октябрьского участка Владимира Покатилова, можно получить только после того, как водолазы проверят дно на территории будущего пляжа, а СЭС даст заключение, что вода в реке вреда здоровью граждан не нанесёт. Также, по словам Покатилова, водную территорию необходимо ограничить буйками, выделить зону для детского купания, организовать спасательный пост, медпункт, установить раздевалки, туалеты и фонтанчики с питьевой водой.

За два года (2006–2007) на водоёмах области погибли 435 людей, из них 33 ребёнка. В этом году утонуло 98 человек. По данным облМЧС, основная причина гибели людей – низкая культура поведения на воде (купание в не приспособленных для этого местах или «под градусом»). Поэтому формулировки о наказании за несоблюдение правил охраны жизни на водных объектах, принятые в прошлом году, этой весной решено было уточнить.

И тогда и сейчас инициатором изменений выступала областная прокуратура, озаботившаяся возрастающим количеством утонувших. Теперь, дабы предупредить граждан о возможных последствиях нарушений закона, сотрудники ГИМС и милиции проводят еженедельные рейды. Они сообщают, что тем, кто купается в алкогольном или наркотическом опьянении, или в запрещённых местах, или заплывает за буйки, или прыгает в воду с лодок, катеров и иных не приспособленных для этого сооружений, грозят штрафы в размере 100–500 рублей.

За нарушение требований, предъявляемых к обустройству пляжей, их организации и эксплуатации, тоже обещают наказывать. За повреждение или самовольный снос ограждений, указателей и информационных щитов на пляже, а также «иного оборудования, обеспечивающего безопасность людей на водных объектах независимо от места его установок» с граждан тоже возьмут деньги.

И что же остаётся делать саратовцам? Единственный городской пляж Саратова расположен в весьма неудобном месте – на острове между двумя городами. Долгое время он оставался предметом территориального спора, но в 2004 году его всё же отдали во владения областного центра. Теперь граждан страшат цены на теплоход, который для их же блага пустили на Городские пески. Билет до пляжа стоит 60 рублей и включает в себя оплату проезда и входной билет на пляж. Чтобы вернуться обратно, придётся выложить ещё 30 рублей. Итого получается 90 «деревянных» с одного человека. Стоит отметить, что пляжем считается только саратовская сторона острова, а энгельсская является солярием, и купание там запрещено. О чём, кстати, предупреждают соответствующие таблички.

Несмотря на все разговоры и заявления омбудсвумен Нины Лукашовой и бывшего ситименеджера Николая Романова о неправомочной плате за вход на городской пляж, а также милицейские и прокурорские проверки арендатора, гендиректора ЗАО «Парк-Горького», в этом году ничего не изменилось. Если не считать того, что цена входного билета выросла на 10 рублей и сейчас составляет 30. Управляющий городским пляжем Игорь Тушин объясняет, что в эту сумму включена стоимость организации уборки мусора и поддержания санитарного порядка, работы медпунктов, спасателей и охраны. Ещё, по заявлению арендатора, пляж круглогодично обеспечен телефонной связью, на нём установлена система видеонаблюдения и имеется радиоузел, а также заключены договоры на охрану территории, вывоз ТБО, очистку береговой линии, обследование дна и работу спасателей.

На левом берегу Волги в Энгельсе расположились подряд три пляжа: два платных (за их посещение берут по 30 рублей) и один бесплатный. Последний, кстати, снискал наибольшую популярность у жителей обоих городов. Но вернёмся на правый, более близкий нам берег. Ещё три, но уже не пляжа, а солярия находятся в Затоне. Стоимость входа на них составляет 30, 40 и 50 рублей. Самый главный недостаток этих мест один – поплавать в Волге не удастся, об этом информируют таблички с надписями «купание запрещено». Хотя на входе о таком повороте событий не предупреждают, и то, что Затон – это место для принятия воздушных и солнечных ванн и не более того, для многих граждан становится сюрпризом. Но, как говорится, «если очень хочется, то можно». Этой поговорке и следуют отдыхающие, оправдывающие свои действия тем, что они «заплатили за вход немалые деньги» и «другие же купаются – и ничего». В жаркие дни эти места пользуются большой популярностью: сказывается удобное месторасположение – сюда везут сразу две маршрутки. Особенно много народа собирается в самом первом и самом большом солярии под названием Акватория «Карибский стиль». Его директор Екатерина Тарасова ещё три недели назад обещала инспекторам ГИМС повесить на входе информацию о том, что купаться в акватории нельзя, но всем известно, что ждать обещанного можно три года, вот и Тарасова ничего исполнять не торопится.

Оздоровительный центр «Виктория» пускает на свой песок не только пешеходов, но и компании на машинах. Тариф – 100 рублей, плюс доплата за пассажиров (по «полтиннику» за каждого). Есть в Затоне ещё одно место, расположенное между первым и вторым соляриями и огороженное бетонными плитами. Попасть на эту территорию несложно – через неплотно закрытые ворота и многочисленные подкопы. Отдыхают здесь в кучах мусора, оставшегося от предыдущих купальщиков, те, кому платить за возможность побыть у воды не хочется или не можется.

Вообще тема оборудования пляжей на правом берегу обсуждается давно. «Как же так – город на реке, а купаться негде», – недоумевают жители. Одно время ходили слухи, что под старым мостом будут строить детский пляж, а потом оказалось, что там планировалось возвести очистные сооружения. Для примера можно привести ситуацию с Волжскими пляжами у соседей – в Ульяновске и Самаре. Мест, где официально и к тому же безвозмездно разрешено купание, в этих городах, в отличие от Саратова, достаточно. А вот платных пляжей всего два, и появились они совсем недавно – в 2007 году. За вход берут 150–500 рублей, эти деньги гарантируют зонтик, шезлонг, воду и чистоту. При этом в Ульяновске можно вышеперечисленными благами не пользоваться или воспользоваться частично и в зависимости от этого на выходе получить обратно часть отданных за билет денег.

P. S. На минувшей неделе нехваткой пляжей в Саратове озаботился губернатор Павел Ипатов. Он поручил сити-менеджеру Вячеславу Сомову исправить сложившуюся ситуацию и как можно быстрее обеспечить население свободным доступом к местам отдыха на воде. Все мероприятия по улучшению ситуации глава горадминистрации пообещал подготовить в течение семи дней. Наконец-то дожди, утомившие горожан, закончились, и нанённые дачными заботами, спешат поплескаться в Волге и подрумяниться под палящими солнечными лучами. И снова ломают голову над тем, какой пляж выбрать, чтобы желания совпадали с возможностями. Люся Шлёпкина ступило долгожданно жаркое лето. Саратовцы, не обремеб Недоступные волжские берега Каждый вправе иметь выход к воде

Взглядом правоохранителя мы попросили посмотреть на ситуацию прокурора отдела по надзору за соблюдением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства прокуратуры Саратовской области Владислава Юдникова. Он ответил, что накануне купального сезона прокурором области было направлено указание об усилении надзора за исполнением законодательства, регламентирующего режим использования земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

– Проведённые проверки показали, что с целью извлечения материальной выгоды владельцы пляжей всевозможными способами препятствуют свободному доступу людей к воде. Такие действия противоречат статье шестой Водного кодекса, согласно которой каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Штраф за нарушение составляет от 20 до 30 тысяч рублей для юридических лиц и от двух до трёх тысяч для должностных.

Проверки городского пляжа Саратова, находящегося на острове Городские пески, продолжаются, и вопрос находится на контроле у областной прокуратуры. В отношении директора энгельсского пляжа уже возбуждено административное производство. Собственник думал, что если рядом со своим платным пляжем он организовал ещё и бесплатный, предлагая таким образом альтернативу, он закон не нарушает. Но это не так. Суть искового заявления – обеспечить гражданам беспрепятственное пользование береговой полосой, которая составляет 20 метров до уреза [кромки] воды. Но пока заявление судом не рассмотрено. Такая же работа сейчас ведётся в Саратове.

Во время совместной проверки прокуратуры Волжского района и областного Росприроднадзора выявлены нарушения в работе оздоровительного комплекса «Виктория» (ИП Юров) в Затоне. Там вообще складывается неординарная ситуация. Людям, попросившим сделать прибрежную зону доступной, суд отказал. Причина заключалась в том, что на момент рассмотрения иска собственник территории ограждения убрал. А после закрытия дела снова их поставил. Когда стало известно о манипуляциях с забором, арендатор заявил, что заграждения вообще возводил не он. В Воскресенском, Саратовском и Марксовском районах нами также проводятся проверки по фактам самовольного занятия земельных участков у Волги и принимаются меры административного характера.