К мигрантам мало интереса
По данным статистики, в первые шесть месяцев текущего года рождаемость в Саратовской области по сравнению с прошлогодними показателями увеличилась на 17 процентов. При этом смертность снизилась, а продолжительность жизни возросла. Казалось бы, демографическая ситуация в регионе начинает стабилизироваться и улучшаться. Однако повышение рождаемости и снижение смертности не могут пока исправить ситуацию в Саратовской области. Число её жителей продолжает снижаться.
Так, согласно той же статистике, в прошлом году в регионе родились 26130 человек. В том же году из жизни ушло 39521 человек. Эти жуткие цифры убыли – беда не только нашей области, а страны в целом. По прогнозам экспертов, снижение численности населения продолжится и дальше. К 2026 году Саратовскому региону, например, предрекают сокращение количества жителей на 10 процентов, или почти на 259 тысяч человек.
Чтобы решить демографические проблемы, федеральная власть ставит перед руководством регионов определённые задачи. С установкой на выстраивание «эффективной миграционной политики», призванной увеличить численность населения и пополнить трудовые ресурсы страны.
Президент Российской Федерации два года назад издал указ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». Регионам тогда было поручено разработать свои программы переселения с учётом внутренних экономических условий и потребностей. Пока такие программы реально заработали в 12 регионах. Четыре области изначально отказались принимать переселенцев, а остальные, в том числе и Саратовская губерния, вошли в так называемую вторую очередь реализации госпрограммы.
Но прежде чем говорить о самой программе переселения, стоит разобраться в уже сложившейся на сегодня в Саратовском регионе миграционной ситуации.
Как и везде, миграционные потоки у нас делятся на переселение людей внутри области, между регионами России, а также миграцию населения между странами ближнего и дальнего зарубежья. По официальным данным, прирост численности за счёт мигрантов в прошлом году составил 1805 человек. В Саратовскую область в основном переселяются граждане Узбекистана, Казахстана, Армении и Киргизии.
В отношении внутриобластной миграции сохраняется тенденция, возникшая несколько лет назад. Люди переезжают из сельской местности в крупные города. Обратного движения не наблюдается. Межрегиональная миграция характеризуется нарастающим оттоком населения за пределы области. Люди всё чаще уезжают на заработки в другие регионы. Этот фактор, кстати, является одной из главных причин нехватки рабочих рук в нашем регионе.
Много вакансий возникает ещё и потому, что довольно бурно начала развиваться экономика региона. Инвестиционные проекты, реализуемые здесь, создают большое количество рабочих мест. К тому же в настоящее время в трудоспособный возраст начинают вступать те, кто был рождён в начале 90-х годов, когда рождаемость была на спаде. Следовательно, можно предположить, что нехватка рабочей силы со временем станет ещё острей.
Сейчас решить проблему трудового ресурса многие работодатели стараются за счёт привлечения на работу иностранцев. Причём некоторые из них ориентируются в этом вопросе на возможную низкую стоимость такого труда.
За два последних года объём иностранной рабочей силы увеличился в области в четыре раза. В текущем году на саратовских просторах, согласно квоте минзанятости, будет работать 16 тысяч трудовых мигрантов. А в следующем – порядка 12 тысяч.
Но говоря о привлечении рабочей силы извне, в том числе и изза рубежа, стоит отметить, что сейчас для работодателей установлен довольно чёткий ориентир – высококвалифицированные специалисты. Как отметила министр занятости, труда и миграции Светлана Нечаева, именно в них заинтересована область «для решения стратегических задач».
На привлечение в страну профессиональных инженеров, менеджеров, руководителей верхнего звена, а также представителей рабочих профессий, то есть на качественное пополнение трудовых ресурсов, направлена та самая государственная программа содействия переселению соотечественников.
Проект этой программы более года назад был разработан и в Саратовском регионе. Несколько раз он отправлялся в федеральные ведомства для согласования и принятия, однако всё время возвращался на доработку. Последний переработанный вариант будет отправлен в Москву в начале сентября текущего года. Но удастся ли нашему региону вступить в зону большого переселения, пока не известно. Что представляет собой госпрограмма возвращения соотечественников? С целью привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных специалистов федеральные и региональные законодательные органы попытались разработать целую систему государственных гарантий и социальной поддержки.
Например, участник программы переселения, добровольно решивший переехать в Россию на постоянное место жительства, сможет получить компенсацию расходов на переезд и провоз личного имущества. За счёт государства ему будет компенсирована пошлина на оформление документов, предоставлено единовременное пособие на обустройство («подъёмные»). При этом, согласно условиям программы, пособие выплачивается как самому участнику, так и членам его семьи. Сумма подъёмных варьируется в зависимости от категории вселения и составляет (на сегодня) от 15 до 60 тысяч рублей. Первые полгода, в период получения гражданства, участник программы может рассчитывать на получение ежемесячного пособия по безработице. Предусмотрены и другие льготы. А в частности предоставление жилья и услуг систем здравоохранения, образования, служб занятости и др.
Как сообщили нам в областном минтруда, в Саратовский регион с помощью данной программы планируется привлечь 2270 семей, или более 8 тысяч человек. Финансироваться программа переселения должна как за счёт местного областного бюджета, так и за счёт федерального. Уже известно, что из областной казны на переселение граждан будет выделено 57 миллионов рублей. А федерация сумму, скорее всего, удвоит, но это произойдёт только в случае принятия региональной программы. Поможет ли это количество переселенцев решить «стратегические задачи» Саратовской области (если программа всё-таки заработает) – ещё вопрос. К тому же не совсем ясно, действительно ли Саратовская область нуждается в привлечении соотечественников из-за рубежа или это только стремление выполнить распоряжение федерального правительства.
Стоит отметить, что особого энтузиазма в выполнении миграционной программы среди представителей региональной власти вовсе не наблюдается. На коллегии минтруда области по итогам первого полугодия работы миграционная ситуация была затронута вскользь. А глава региона Павел Ипатов отметил тогда, что проблемы миграции, несмотря на их серьёзность и важность, далеко не первостепенны. Гораздо важнее, по словам губернатора, обеспечить работой местное население, решить проблемы российских граждан. Кроме того, среди скептически настроенных к программе экспертов бытует мнение, что сама концепция возвращения соотечественников несколько ошибочна. И что правильнее было бы решить многочисленные проблемы тех, кто приехал сюда задолго до программы.
Нужны ли бывшие соотечественники нашему региону и есть ли у региональной программы по их возвращению реальные шансы на воплощение?
Светлана Нечаева, министр занятости, труда и миграции Саратовской области:
– Миграционная ситуация в Саратовской области сегодня не так активна, как, например, в западных странах. Там миграция гораздо более развита. Люди там подыскивают подходящую работу, которая позволяет им снимать жильё и спокойно переезжать из одного города в другой. У нас миграционные потоки серьёзно сдерживают как уровень заработной платы, которая не позволяет снимать жильё, так и само жильё, которое на сегодня достаточно дорогое, даже несмотря на все программы ипотечного кредитования.
Что касается программы переселения соотечественников, то она направлена на привлечение в регионы специалистов, высококвалифицированных кадров. Саратовская область в них, безусловно, нуждается.
Но самый принципиальный вопрос в реализации этой программы заключается в предоставлении жилья. Даже если программа будет работать и переселенцы будут приезжать в Саратовскую область, нам их просто некуда будет селить. Следовательно, переселенцы не смогут здесь адаптироваться. Вступить же сразу в какую-то ипотечную программу им будет достаточно сложно.
Область сейчас не располагает свободным жилым фондом. Всё жильё, находящееся в муниципальной собственности, занято. Есть небольшой фонд пустующего жилья, и мы сейчас с глав районов такую информацию запрашиваем. Отчитались пока только девять районов. Но опять же, это пустующее жильё нуждается в ремонте и реконструкции, а это дополнительные деньги и время.
На текущий день существует очередь из нуждающихся в жилье граждан среди местного населения. И если оно будет предоставляться переселенцам в первую очередь, то среди местного населения это может вызвать непонимание. Возникнет определённая социальная напряжённость. Специалисты министерства строительства области сейчас заняты поиском вариантов решения этой проблемы.
Есть и другие нюансы. Мигранты в Саратовской области сегодня сталкиваются с рядом серьёзных проблем. Например, в сфере получения медицинской помощи. Для решения этих и других вопросов необходимо проработать и внести ряд изменений в существующее региональное законодательство. Отраслевым министерствам ряд поручений по этому поводу уже дан.
Александр Ульянов, первый заместитель министра экономического развития и торговли Саратовской области:
– К сожалению, пик миграционных потоков уже прошёл. Сейчас желающих переселиться, в частности в Саратовскую область, остались единицы. Как правило, это русскоязычное население. Но проблема в том, что переселяются они семьями и в уже нетрудоспособном возрасте. Поэтому рассчитывать на то, что они привнесут чтото в нашу экономику, не приходится.
Это было хорошим подспорьем в прошлые годы. У нас был прирост населения за счёт миграционного притока. Но сегодня миграционные потоки на этот показатель уже не оказывают никакого влияния. Поэтому по трудовым ресурсам мы на миграционный прирост не рассчитываем.
Программа по переселению соотечественников изза рубежа была в области разработана давно, но до сих пор наш регион в зону вселения не внесён на федеральном уровне. Может быть, он и не будет в неё внесён. Сейчас возможных переселенцев стараются направить туда, где более острая потребность в трудовых кадрах. То есть туда, где строятся большие объекты.
Мы, конечно, тоже испытываем дефицит рабочей силы, дефицит квалифицированных работников, но те, кто хотят въехать к нам из-за рубежа, не всегда этим требованиям соответствуют. Саратовская область сейчас и так лакомое место для северян, закончивших там работать. А соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения у нас и без того не очень интересное.
Надежда Смирнова, руководитель управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области:
– По-моему, нужно думать прежде всего о своём населении, о тех людях, что живут здесь. Да, России нужны трудовые мигранты, но те, кто действительно нужен, сюда не едут. К тому же я не считаю, что трудовую силу можно черпать только из-за рубежа. Надо использовать своих соотечественников, молодёжь прежде всего, которой сегодня трудно найти работу. Брать на производство и там всему учить.
Работодатель хватается за таджиков, узбеков и прочих из-за возможности им мало платить. Такая ситуация всегда чревата последствиями. Работодатель, как правило, не утруждает себя вопросами легализации своих работников, а когда их обнаруживают наши сотрудники, с лёгкостью от них отказывается. Вот и оказывается мигрант в весьма трудной ситуации. Ему и за работу, получается, не заплатили, и миграционная служба его штрафует. Сейчас мы стараемся донести до работодателей, что легализовать своих рабочих им будет нетрудно – достаточно просто обратиться в наше управление. Что касается программы по переселению, то она у нас не принята, и не известно, будет ли принята вообще. Насколько я помню, она исправляется уже, наверное, четвёртый раз.
Как человек государственный, переживающий за всё происходящее в стране, скажу, что главной задачей в решении проблем трудовых ресурсов должно стать обучение молодёжи и трудоустройство местного населения. Почему-то, говоря о привлекаемых на работу мигрантах, мы забываем, сколько в нашей стране своих безработных