Собственникам власть не указ
Саратовские фасады как портрет диковатого капитализма
Картина, когда первый этаж старинного особняка чист, свеж и красочен, а второй (и третий, и четвёртый) грустно роняет на землю едва ли не первую свою штукатурку, в Саратове встречается нередко. Такими примерами пестрит весь центр города. А если пройтись по его главной улице, Московской, то можно не только почувствовать глубину проблемы, но и понять отношение к ней городских властей и, собственно, населения.
Все уже привыкли к тому, что первые этажи – это магазины, кафе, рестораны, модные бутики или просто офисы каких-либо организаций. Одним словом, нижний этаж – вотчина господ предпринимателей. А для грамотного дельца работа на имидж, естественно, начинается с приведения в порядок фасада своего офиса как лица своей фирмы.
Вторые этажи в основном бывают заняты простыми смертными, для которых вопросы имиджа – ничто. Хватало бы денег на хлеб насущный. Предпринимателей же внешний вид здания целиком, как показывает практика, волнует мало. К тому же по закону делать ремонт верхних ярусов они не обязаны.
Вот и получается, что одни не хотят, а другие просто не могут облагораживать городские дома. Но у города помимо его обитателей есть власть. И внешний вид зданий – это прежде всего её забота.
Каковы жители, таковы и дома О том, какие пути решения этого сложного вопроса ищет сегодня городская администрация и ищет ли она их вообще, мы попытались расспросить главного саратовского архитектора Владимира Вирича.
Он, признаться, порадовал нас мало. Даже совсем не порадовал. Он отметил, что большинство зданий или отдельные их помещения давно находятся в частной собственности. А существующий на сегодня закон «никому не даёт права вторгаться в частную собственность».
Саму же проблему плачевного состояния городских фасадов главный архитектор Саратова отнёс к числу культурно-воспитательных. Дескать, каковы жители этого города, таковы в нём и фасады.
Другой причиной антихудожественного состояния лицевых сторон строений главный архитектор считает «послабления и преференции», данные малому, среднему и любому другому бизнесу. По его мнению, именно они привели к такой вакханалии. «Не существует никакого юридического механизма, который бы давал возможность понудить владельца той или иной недвижимости привести её в порядок, пока он не создаст непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. То есть когда есть угроза, тогда есть надзорные госструктуры – органы пожарной охраны в составе ГО и ЧС, органы Роспотребнадзора, органы государственного строительного надзора», – отметил главный архитектор города.
Обозначенная нами проблема, по словам Владимира Вирича, сегодня решается только одним путём – уговорами, просьбами, агитацией и разъяснительной работой среди владельцев выкупленных квартир и клетушек на первых этажах. При этом он отметил, что раньше такая работа была куда более результативной, чем в настоящее время. Ибо действуя в рамках постановления мэра Саратова от 1997 года, органы городской власти могли требовать ремонта фасада за выдачу того или иного разрешения, нужного предпринимателю.
Сегодня, благодаря новым законам, городская власть от дел бизнеса отстранена. Чтобы открыть своё дело, предпринимателю уже не нужно просить разрешений у муниципальных властей.
Другими словами, Вирич старался дать нам понять, что руки у города в этом вопросе связаны федеральным законодательством. Вместе с этим в нас вселялась уверенность в том, что проблема облика города муниципальную власть заботит, и даже очень.
Идиотизм – другого слова не подберёшь! «То, что творится со вторыми, третьими, четвёртыми этажами зданий по центру города, не занятыми бизнесом, это ужасно, это идиотизм, другого слова я не подберу. И объяснить людям, что не надо пластмассовым сайдингом облицовывать исторические здания, что не надо красить дом в розовый цвет, что не надо делать других странных вещей, просто невозможно. Мы миллион раз пытались эти разговоры заводить. Огромное количество проектов существует, в частности, по оформлению Ильинской площади. По улице Московской делались проекты общего мощения или стояночных мест, вида фасадов. Невозможно. Бизнес в этих проектах участвовать отказывается, и только по одной причине – нежелание вкладывать в это свои деньги. Это лишняя трата», – рассказывает Владимир Григорьевич.
Впрочем, ощущение полной безнадёжности в отношении состояния городских фасадов главный архитектор города попытался кое-как скрасить. Он заявил, что один вариант решения у этой проблемы всё-таки есть. Только он потребует огромного количества времени. Речь, как выяснилось, шла о годах, а может быть, и десятилетиях. Вариант этот тесно связан с принятыми в апреле текущего года правилами землепользования для застройщиков.
«В принципе, если подойти к вопросу с умом, можно будет внести в эти нормы ещё и конкретные вещи по оформлению фасадов и их состоянию. Процесс этот будет достаточно длительным, потому что такие моменты требуют очень скрупулёзной проработки. К тому же мы сейчас выходим на путь полной конкретизации в нормативных документах, и они становятся невероятно громоздкими, невероятно сложными для чтения, понимания и применения», – заявил Владимир Григорьевич и добавил, что бояться этого не нужно, а нужно к этому готовиться. В решении таких сложных задач, как ремонт фасадов, нельзя ждать сиюминутных результатов.
Проблему создали сами Беседа с Владимиром Виричем прояснила один важный момент. Проблему фасадов, которую городская власть сегодня не в состоянии решить, несколько лет назад она создала сама. Конечно, сейчас ничего другого, кроме как сетовать на отсутствие рычагов воздействия на бизнес, наверное, власти не остаётся. Предприниматели действительно основательно засели на первых этажах большинства городских построек. Но сделали они это, надо думать, не без согласия органов городской власти.
В тех регионах, где подобной ошибки допущено не было, сегодня проблема потихоньку решается. Есть у меня в качестве примера такой же провинциальный город – Таганрог. Проблему фасадов там тоже поднимали не раз, но решение ей было найдено ещё пять лет назад. Тогда таганрогский комитет по управлению имуществом разработал документ, согласно которому в зачёт арендной платы, которую каждый предприниматель вносит в городской бюджет за аренду помещений первого этажа, предполагалось включать ремонт фасада всего здания. Ранее такой зачёт проводился лишь по фасадам первых этажей, то есть по непосредственно арендуемой площади. Результат налицо. Сегодня жители Таганрога отмечают значительное улучшение внешнего вида городских зданий. А половинчатые ремонты, как отмечают коллеги из этого города, встречаются крайне редко.
В Калининграде выход в своё время тоже был найден. Их сити-менеджер предложил собственникам, не желающим ремонтировать свои фасады самостоятельно, сделать это за муниципальный счёт с последующим выставлением стоимости услуг к оплате. Причём муниципальные работы предлагалось проводить не самым удобным для предпринимателей образом и за достаточно высокую цену.