Бросай бычок, страна!
Документ вводит полный запрет на курение в большинстве общественных мест и даже на отдельных территориях на открытом воздухе. Нельзя будет курить не только в помещениях образовательных, медицинских, спортивных, культурных учреждений, но и на их территориях. Специально отведенные места для курения разрешено оставить лишь на рабочих местах и на круизных лайнерах, также их можно будет оборудовать в многоквартирных домах. При этом на лестничных клетках курить будет запрещено. В бездымную зону попадают детские площадки и пляжи.
Все эти и другие запреты вступят в силу с 1 июня 2013 года. А с 1 июня 2014 года будет запрещено курить в гостиницах и ресторанах, поездах дальнего следования, на пассажирских судах дальнего плавания, Так и видится страшная картина: седой капитан дальнего плавания – запрет ведь распространяется и на экипаж – ломает о штурвал свою трубку и бросает обломки за борт.
Против курения или против курильщиков?
Как и любой российский закон последнего времени, антитабачный несет на себе два родимых пятна нынешней думы. Первое: он совершенно не учитывает мнение граждан, от имени которых почему-то выступают депутаты. Нет, в целом народ согласен, что курить – это плохо, но людей поражает размах карательных мер и размер штрафных санкций – до трех тысяч рублей. Второе: закон основным методом борьбы с курением назначает тотальные запреты.
Фонд общественного мнения провел опрос. Не менее 53 процентов опрошенных считают чрезмерным или вообще ненужным штраф за курение в общественных местах. Против ликвидации «курилок» на предприятиях – 61 процент респондентов. 47 процентов считают, что принятие антитабачного закона станет нарушением прав курящих. С этим доводом согласились такие разные люди, как член ОП Анатолий Кучерена и глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
«Я за меры, которые направлены на оздоровление нашей нации, но в то же время против того, чтобы, защищая права одних людей, мы бы нарушали права других людей», – заявил Кучерена.
Типа Европа или «Атас, менты!»
Наши законодатели как примут какую очередную глупость, так сразу начинают уверять: «Мы сделали как в Европе». Например, так любила говорить саратовский депутат Госдумы Ольга Баталина, когда оправдывала драконовский закон о митингах. И в нашем антитабачном случае ссылок на Европу прозвучало достаточно. Похоже, наши «избранники» полагают, что кроме них никто в Европе не бывает.
Так вот вам несколько сравнений. У нас решено запретить курительные комнаты в аэропортах. У них курительные комнаты существуют в аэропортах Праги, Франкфурта на Майне, Лиссабона, Парижа. Ниццы. В итальянском Римини курильщикам выделили большой балкон. Нигде в Европе не существует запрета на курение на вокзальных перронах. В большинстве кафе и ресторанов, да, не курят, но можно курить в уличных кафе. У нас же в силу климата такое возможно только летом. Да, в Европе не курят в поездах. Но извините, их поезда мчатся со скоростью за двести километров и доставляют до места назначения в считанные часы. Теперь представьте себе поезд Москва – Анадырь и семь суток в пути. Кто, кроме депутатов, всерьез поверит, что пассажиры не будут курить в тамбурах?
Меня лично умилил запрет курения на детских площадках. Наша Госдума любит принимать законы, в которых фиксируются очевидные вещи. Днем никто из малышей в песочнице не курит. Мамаши уселись на лавочках, посматривают за малышами и покуривают, конечно. Это на детской площадке или рядом? Покажите мне законодательно утвержденное понятие детской площадки. Еще лучше – подъезжайте сюда, когда стемнеет и собирается окрестная молодежь попить пивка, поговорить, покурить. Если вам захочется призвать их к порядку, постарайтесь заручиться поддержкой ОМОНа. Занятно было бы услышать сейчас тревожный клич моего детства «Атас, пацаны, менты!». И уж вообще не представляю, кто и как будет контролировать подъезды многоквартирных домов. У вас есть желание посоветовать группе подростков прекратить курить в подъезде, ссылаясь на закон? У меня лично нет такого желания.
Большая часть этого закона работать не будет точно так же, как не работают и многие другие российские законы. Предполагается запрет курения на стадионах. Кто его будет поддерживать? Полицейским с фанатами бы справиться. Увидел патруль курящего, а тот окурок выбросил. Как доказывать будут? Экспертизу слюны проводить? Понятых искать? Если считать, что у полиции нет никаких других проблем, то можно в это поверить. А можно напомнить судьбу закона, запрещавшего употреблять пиво в общественных местах.
Рука государства в моем кармане
В прошлом номере нашей газеты мы рассматривали очень интересную тему: не являются ли так называемые резонансные (проще – громкие, глупые) законы завесой, которой прикрывают принятие других, более опасных для населения законов? Как, например, антигейским законом заслонили принятие закона «Об образовании». Я, честно говоря, не был сторонником конспирологической версии, посчитал, что для нынешних депутатов это слишком сложно. Но начинаю менять свою позицию. И причиной тому антитабачный закон. В котором есть и дымовая завеса рассуждений об охране здоровья, и главная его задача.
«Статья 12. Ценовые и налоговые меры, направленные на снижение спроса на табачные изделия
1. В целях снижения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также меры государственного воздействия на уровень цен на указанную продукцию.
2. Меры государственного воздействия на уровень цен осуществляются посредством установления минимальных розничных цен на табачную продукцию федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации».
Пункт 2 статьи 12 мы попробуем проанализировать чуть позже. Сначала несколько о пункте 1.
Сообщение «Интерфакса»: «Минздрав предлагает в 11 раз увеличить акцизы на табачные изделия. Согласно предложению ведомства, к 2015 году минимальный акциз на пачку сигарет вырастет до 78 рублей. Бюджет при этом, несмотря на уменьшение потребления табака, получит дополнительно триллион рублей. Предполагалось, что курильщики наряду с Газпромом закроют «дыры» в бюджете».
Сейчас предложение Минздрава решили отложить, опасаясь социального взрыва. Но побудительные мотивы не могут не изумлять. Из российского бюджета деньги вытекают, как из решета: Сочи, Сколково, Минобороны, дальневосточный саммит. Вместо того чтобы заткнуть коррупционные дыры, власти решили залезть в карман россиян. И не только власти. Грозный антитабачный закон, как выясняется, выгоден… производителям табачных изделий и крупным торговым сетям.
Кому выгодно?
Павел Толстых, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, приходит к неординарным выводам. Для начала эксперт отмечает, что закон был принят с удивительной скоростью. Хотя против «консолидированно выступил весь российский бизнес в лице трех крупнейших общероссийских бизнес-объединений, а также крупнейшее профсоюзное объединение страны – Федерация независимых профсоюзов России».
По мнению Павла Толстых, негативная реакция бизнес-сообщества обусловлена тем, что в законе содержатся явно лоббистские нормы.
«Одна из главных лоббистских норм, оставшихся в законе, – запрет на продажу сигарет в киосках. Стоит констатировать, что вытеснение с розничного рынка мелких игроков является одной из ключевых стратегий крупного ретейла. За последние десять лет она привела к отъему у малых магазинов возможности реализации алкоголя, затем пива, а теперь и табака. Именно на эту продукцию приходится до 40 процентов оборота малого бизнеса.
Любопытно, что данная норма может вообще не коснуться самих табачников, их продажи могут даже вырасти. Ведь потребитель вынужден будет закупать сигареты впрок – блоками, а сокращение издержек произойдет за счет упрощения логистики».
Не так однозначна, считает Толстых, и такая норма закона, как запрещение выкладки сигарет. То есть на витринах будут только ценники, а сами пачки торговцы будут обязаны спрятать под прилавки. При отсутствии теперь уже запрещенной рекламы табачных изделий в памяти потребителя останутся самые известные марки, объем их продаж будет стабильно расти, а новые уже не пробьются к покупателю.
Наконец, особое место в этой истории занимает положение о минимальной цене, «на уровне 75 % от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации». Павел Толстых делает следующий вывод:
«…максимальные цены на сигареты устанавливает сам производитель, следовательно, на практике данная норма никоим образом не меняет положение дел с ценообразованием. Общего для всех минимального порога цен в рознице как не было, так и нет, а максимальная розничная цена (МРЦ) пачки сигарет все так же может устанавливаться на сколь угодно низком уровне. Скажем, сигареты премиального сегмента с МРЦ 80 руб. могут продаваться в диапазоне от 80 до 60 руб., а сигареты дешевого сегмента с МРЦ 25 руб. – соответственно от 25 до 18 руб. 75 коп. Таким образом, государство формально соглашается с тем, что дешевые сигареты могут стоить еще дешевле, а Министерство здравоохранения под благородными лозунгами борьбы с курением де-факто осуществляет политику совершенно иных интересов».
Депутаты утверждают, что заботятся о народе. При ближайшем рассмотрении обнаруживаются совсем другие объекты их забот.